Слайд 1Примерный план сочинения. Каждый пункт – новый абзац.
1. Вступление +
формулировка проблемы текста.
2. Пример – иллюстрация из текста №1 +
комментарий примера.
Пример – иллюстрация из текста №1 + комментарий примера.
Связь между примерами.
Позиция автора.
Ваша позиция + ее комментарий.
Вывод.
Слайд 2Подготовка к ЕГЭ. Задание 26.
Слайд 3Изобразительно-выразительные средства (задание 26)
Примерная формулировка задания:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на
основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте
рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Слайд 4Образец рецензии
(источник – Банк открытых заданий ЕГЭ на ФИПИ)
«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».
Список терминов:
1) цитирование
2) восклицательные предложения
3) лексический повтор
4) противопоставление
5) анафора
6) развёрнутая метафора
7) парцелляция
8) разговорные слова
9) контекстные синонимы
Слайд 5Краткий алгоритм рассуждения
Анализ списка терминов, выявление их значения, классификация на
группы: лексические средства связи (лексические группы и тропы), синтаксические (фигуры
речи), фонетические.
Анализ рецензии, выбор ответов от простого к сложному.
Слайд 6В задании 26
пример лексического средства дается в скобках либо одним
словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом;
в
рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание;
при определении синтаксических средств чаще указываются номера предложений.
Слайд 7Троп (изобразительно – выразительное средство) – слово или выражение, употреблённое
в переносном значении для создания художественного образа и усиления выразительности.
Стилистическая
фигура – оборот речи, синтаксическое построение, которое используется для усиления выразительности высказывания.
Слайд 9Лексические средства (группы)
синонимы (контекстные, языковые);
антонимы (контекстные, языковые);
омонимы;
паронимы;
Архаизмы (исчез предмет);
Историзмы (исчезло
слово, есть современный синоним);
диалектизмы;
профессионализмы;
канцеляризмы;
жаргонизмы;
термины;
неологизмы;
окказионализмы;
фразеологизмы;
Слайд 10Тропы:
эпитет;
метафора (развернутая метафора);
олицетворение;
сравнение
метонимия;
синекдоха;
аллегория;
гротеск;
гипербола;
литота;
ирония;
символ;
оксюморон.
Слайд 11Метафора
Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов.
И
может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою
прощальной.
Не путайте с эпитетом, в данном случае в переносном значении употреблено НЕ ТОЛЬКО прилагательное, а всё словосочетание. Мой закат печальный – метафора конца человеческой жизни.
Слайд 12ЭПИТЕТ
Художественное, образное определение, обычно выраженное прилагательным
На берегу пустынных волн.
Слайд 13Сравнение
Сопоставление двух явлений для того, чтобы пояснить одно из
них при помощи другого.
Река покраснела, как девушка.
Она проплыла мимо спокойно
и плавно, словно лебедь.
Слайд 14ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.
Отговорила роща
золотая.
Ветер кричал и ревел.
Слайд 15Метонимия
Употребление название одного предмета вместо названия другого на основании
внешней или внутренней связи между ними.
Съел две тарелки (человек
съел не посуду, а то, что в ней находится).
Она поставила на стол своё любимое серебро (имеется в виду не металл, а столовое серебро)
Слайд 16Синекдоха
Употребление части вместо целого или целого вместо части.
Что волнует
зрителя в театре? (в предложении говорится о зрителях в целом,
а не об одном зрителе)
И слышно было до рассвета, как ликовал француз…(имеется в виду французская армия, а не конкретный человек).
Слайд 17Фигуры речи:
инверсия;
эллипсис;
умолчание;
риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение;
синтаксический параллелизм;
антитеза;
анафора, эпифора, лексический повтор;
парцелляция;
цитирование;
вопросно-ответная
форма изложения;
градация;
Слайд 20
ЭПИТЕТ
Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического
прилагательного.
… Вечерняя заря
Бледнеющим румянцем одевает вершины гор…
На ней рябая
блещет чешуя
Серебряным отливом…
М. Лермонтов
Слайд 21
метафора
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве.
(Нет сравнительных союзов.)
«В саду горит костёр рябины
красной».
«В багрец и в золото одетые леса».
«Янтарь кленового листа блестит на солнце».
Слайд 22
метонимия
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой по
их сходству.
«Шляпа исчезла в толпе»
(вместо слова «человек» - «шляпа»)
«Ты
вёл мечи на пир обильный...»
(«мечи» - это воины)
«Розы в хрустале»
(Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза).
Слайд 23
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Разновидность метафоры –
перенос признаков живого существа
на явления природы, предметы, понятия.
Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес…
А. Фет
Слайд 24
СИНЕКДОХА
Синекдоха - разновидность метонимии. Основана на переносе значения по количественному
признаку.
К нему и птица не летит.
И зверь нейдёт…
А. Пушкин
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
М. Лермонтов
Слайд 25
оксюморон
Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий.
Сладостные
мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию.
Тревожно-радостное ожидание сменилось
в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.
Н. Кривцов
Слайд 26
Синтаксический параллелизм
Параллелизм – одинаковое построение соседних предложений.
Я звал тебя, но ты не оглянулась.
Я слёзы
лил, но ты не снизошла…
А. Блок
Слайд 27
парцелляция
Стилистический прием расчленения
в поэтическом произведении фразы на части или
даже на отдельные слова.
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
Е. Винокуров
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет.
И шесть.
П. Антокольский
Слайд 28
градация
Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы
располагаются по нарастающей.
... Как ему до сих пор не пришло
в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
Слайд 29ЭЛЛИПСИС
ЭЛЛИПСИС - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.
"Татьяна
ах!, а он реветь"
"Во всех окнах — любопытные, на крышах
— мальчишки." (А.Н.Толстой)
Слайд 31Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в
задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические
средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
Слайд 323) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это
в большинстве случаев эпитет.
При парцелляции и параллелизме, номера предложений в
задании пишут через «-» (тире).
Однородные члены - через «,» (запятую).
Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
Слайд 334) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот
или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это
задание.
Слайд 34Пользуйтесь подсказками.
В задании часто можно найти скрытые подсказки.
Подсказкой является уже то,
что вас просят найти троп, лексическое или синтаксическое средство.
Часто в скобках
даны примеры (например, эпитетов), вам надо вспомнить, как называется такое средство.
Могут помочь и формы слов, например, «использована»- слово женского рода, потому ясно, что здесь термины мужского и среднего рода не подойдут.
Слайд 35Выучите значение терминов, тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это
первое условие хорошего выполнения задания.
Чётко представляйте группы терминов: тропы, лексические, синтаксические
средства, приёмы (фигуры).
Внимательно читайте задание. В нём часто уже бывает подсказка.