Слайд 1Принципы и подходы развития отечественного высшего профессионального образования.
Разработал студент
группы ПФЗ-10219
Гробова Дарья Сергеевна.
Слайд 2Структура презентации
Современная модель российского образования
Цель и основные принципы образовательной
политики РФ
Характеристика содержательных компонентов модели российского образования
Приоритеты современного образования
Российской Федерации и стратегии его развития
Слайд 3Стратегическая цель российского образования
Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих
адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и
правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Слайд 4Стратегическая цель государственной политики в области образования
Повышение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и
каждого гражданина
Слайд 5Приоритетные задачи гос.политики в области образования
Первая - модернизация институтов
образования как инструментов социального развития, включая: создание системы образовательных услуг,
обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Слайд 6Приоритетные задачи гос.политики в области образования
Вторая – формирование механизмов
оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие
в международных исследованиях, включая: создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Слайд 7Приоритетные задачи государственной политики в области образования
Третья – обеспечение
инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной
на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Слайд 8Приоритетные задачи государственной политики в области образования
Четвертая –
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров,
включая: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.
Слайд 9
Приоритеты образовательной политики
Зафиксированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до
2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября
2008 года, протокол №36) Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р) Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы Федеральной целевой программе развития образования Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения
Слайд 10Результаты развития образования
Повышение конкурентоспособности российского образования как достоверный критерий
его высокого качества, обеспечивающий позиционирование России как одного из лидеров
в области экспорта образовательных услуг
Слайд 11Современная модель российского образования
Старая образовательная система была нацелена на
успешное освоение стандарта основной группой учащихся Современная образовательная система направлена
на свободный поиск знаний
Слайд 12В основу современной модели образования положены
Принципы проектной деятельности, реализованные
в приоритетном национальном проекте «Образование»: открытость образования к внешним запросам,
применение проектных методов, логики «деньги в обмен на обязательства» конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений
Слайд 13Основные принципы новой модели образования
Образование как ядро карьеры в течение
всей жизни Индивидуализация образовательных траекторий : 75% их объема формирует
уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого . Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков; культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления .
Слайд 14Основные принципы новой модели образования
Переход на новые образовательные стандарты Развитие
системы поддержки талантливых детей опережающее развитие системы дополнительного образования детей
и школьников Сохранение и укрепление здоровья школьников здоровье выпускников школы - один из важных показателей качества образования. Расширение самостоятельности ОУ Совершенствование педагогического корпуса
Слайд 15Признаки новой модели образования
Систематическое обучение лишь создает исходные предпосылки для
самостоятельного овладения компетентностями. Значимы креативные, социальные, профессиональные компетентности; гибкие модульные
индивидуальные образовательные траектории; адресная поддержка одаренных учащихся. Увеличивается также доля свободного выбора, формируется открытый рынок образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта. Предполагает и социально обязательное высшее образование. Учителя и преподаватели становятся «знаниевыми» работниками, владеющими тонкими технологиями. Нормативное и программное (конкурсное) финансирование
Слайд 16Финансирование новой модели образования
В новой модели образования: существуют равные права
любых образовательных организаций на бюджетную поддержку; происходит расширение возможностей частного
финансирования образования без увеличения нагрузки на семейные бюджеты (образовательное кредитование, налоговые льготы на образовательные расходы предприятий); появляются автономные учреждения со свободой распоряжения ресурсами при жесткой фиксации обязательств перед государством и потребителями и грантовое финансирование образовательных и исследовательских инициатив, включая мобильность.
Слайд 17Содержательные компоненты
модели российского образования Новый организационно-экономический механизм в образовании Налоговые стимулы
физическим и юридическим лицам финансирования получения образования. Финансирование на основе
подушевого принципа. Расширение академической и бюджетной самостоятельности ОУ, перевод большинства из них в статус АУ. Грантовые программы, поддерживающие академические инициативы и мобильность.
Слайд 18Содержательные компоненты модели российского образования
Новые принципы управления в системе образования
Институты общественного участия в управлении и контроля качества образования. Независимая
аккредитация систем управления и оценки качества. Программы внешней поддержки слабых образовательных организаций. Прозрачность, полнота и доступность информации об учебных заведениях.
Слайд 19Компетентностный подход в общем образовании
Компетентностный подход в образовании предполагает не
заучивание простых алгоритмов, а, напротив, – подлинную фундаментализацию школьного образования,
при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.
Слайд 20Пути развития общего образования
К 2010 году завершен организационный переход на
принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет строиться не
как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования. Профильное обучение также сделает возможной разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования.
Слайд 21Оценка развития общего образования
Поскольку в новой модели процесс обучения становится
многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя,
так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты. В этой оценке найдут место: стандартизированные внешние экзамены, неизбежно упрощающие и нивелирующие образовательные результаты, новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка.
Слайд 22Профессиональное образование
Структура профессионального образования будет обеспечивать возможность получить базовую профессиональную
подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и
профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда.
Слайд 23Модернизация профессионального образования
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования
в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры,
армии, государственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
Слайд 24Модернизация профессионального образования
Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и
перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том
числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.
Слайд 25Модернизация профессионального образования
Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая
развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ссузов
и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.
Слайд 26Модернизация профессионального образования
В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое
место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных
учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.
Слайд 27Структурные элементы профессионального образования
Основными структурными элементами системы ВПО станут университеты,
академии и институты, среди которых: 10–12 научно-образовательных комплексов мирового уровня,
интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов; 20–40 исследовательских вузов, чья деятельность поддерживается на конкурсной основе и обеспечивает реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениях развития науки и техники; 100–150 крупных университетов регионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации; университеты, академии и институты, реализующие главным образом программы бакалавриата (в том числе прикладного)
Слайд 28Заключение
Процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования
не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования.
Пошаговое
движение к современной модели образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал страны исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.
Слайд 29
Список литературы
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. - М.:
Гардарики, 2010. - 512 с.
2. Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития российской системы образования //
Успехи современного естествознания. - 2006. - №10 -27-29 с.
3. История педагогики и образования: учеб. Пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2010