Слайд 1Проблемное поведение детей с РАС и варианты реагирования на него
Слайд 2Проблемное поведение
Причина - ребенок чувствует
дискомфорт в присутствии других.
Слайд 3Варианты реагирования
Называйте ребенка по имени
Научите ребенка смотреть в вашу сторону,
когда вы обращаетесь к нему по имени.
Не заставляйте ребенка смотреть
именно вам в глаза, чтобы показать, что он вас слушает.
Слайд 4Проблемное поведение
Причины:
Нежелание слушать
Усталость
Слуховая гиперчувствительность
Вариант стереотипии
Слайд 5Варианты реагирования
При нежелании слушать проблемная деятельность (ситуация), вызывающая у него
напряжение устраняется или изменяется.
При слуховой гиперчувствительности голос взрослого понижается, а
звук, вызывающий у ребенка тревогу, устраняется.
Если закрывание ушей руками становится проявлением стереотипных действий ребенка, то подобные действия облекаются в игровую форму для придания им смысла.
Слайд 6Проблемное поведение
Причины:
Тактильная гипочувствительность
Способ выражения тревоги
Аутоагрессия
Слайд 7Варианты реагирования
При тактильной гипочувствительности (низкой) рекомендуется развивать сенсорные ощущения с
помощью массажа и применения разнообразных материалов – шершавых, гладких, теплых,
холодных и т.п.
В случае появления аутоагрессии выясняются ее возможные причины. Для этого взрослый определяет, в какой ситуации возникает аутоагрессия, сколько времени она длится, как ребенок реагирует на переключение внимания.
Слайд 8Проблемное поведение
Причины:
Стереотипия
Способ выражения тревоги
Слайд 9Варианты реагирования
Прежде всего определяется причина подобного поведения.
Если подобные прыжки –
одно из стереотипных действий ребенка, то ему разрешается прыгать, когда
он испытывает в этом потребность. Если же ребенку доступно понимание, взрослый договаривается с ним, сколько тот может прыгать.
Если ребенок начинает прыгать при сильной тревоге, взрослый обязательно проговаривает его эмоциональное состояние, то, что ребенок в данный момент чувствует. При этом важно, если есть возможность, показать ребенку другие способы выражения эмоций.
Взрослому важно придать подобным действиям ребенка осмысленную игровую форму.
Слайд 10Проблемное поведение
Причины:
Слуховая гипочувствительность (низкая)
Стереотипное действие
Повышенная тревожность ребенка
Слайд 11Варианты реагирования
При слуховой гипочувствительности необходимо развивать слуховые ощущения ребенка.
При стереотипном
действии исследуется причина подобного проблемного поведения.
Если присутствует какая-либо напряженная стрессовая
ситуация, она по возможности устраняется, либо используется отвлекающий маневр.
Слайд 12Агрессия, аутоагрессия.
Важно организовать безопасную среду.
Будьте бдительны.
Главная заповедь родителя и специалиста
– отсутствие ответной аффективной реакции, терпение.
Устранение источника тревоги, напряжения.
Вербальные инструкции
во время кризиса увеличивают проблемное поведение.
Переключение ребенка.
Слайд 14Особенным детям необходима рутина. Ритуалы, которые повторяются изо дня в
день, делают их жизнь проще. Детям хорошо и спокойно живется,
когда они уверены, что «вчера» будет похоже на «завтра» иначе говоря будет работать принцип минимальных новшеств.
Если ребенок привык, что он чистит зубы зеленой щеткой и кладет ее строго на вторую полочку справа, то не стоит перекладывать ее на другое место – это может сильно его расстроить. Если что-то пошло не по плану, ребенок с аутизмом не всегда может справиться с эмоциями. Однако, во время занятий нельзя к примеру, останавливаться на одном каком-то выученном движении. Зная предрасположенность малышей, имеющих детский аутизм, к стереотипиям, на каждом занятии надо расширять спектр движений и обязательно придавать им значение.
Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
Слайд 15! Дети с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, чем на
слух. Для детей с аутизмом важна визуальная поддержка. (например можно
использовать карточки PECS, это облегчит взаимопонимание)
Слайд 16Легче всего детям с РАС получается понять простые односложные предложения.
Пример:
Не верно «Какая хорошая погода! Хочешь погулять?»
Верно «Гулять?» Просто
и без иносказаний.
! Разговаривать с такими детьми необходимо спокойным и тихим голосом. А если хотим ребенка стимулировать к определенным проявлениям, наша интонация должна быть эмоциональной, добродушной, без прижима и напора.
Слайд 17Развивайте внимание ребенка, а именно его концентрацию.
Запомните, что дети
с аутизмом используют периферийное зрение. Поэтому у них взгляд получается
рассеянный. Возникает ощущение, что такие люди смотрят сквозь вас.
Для того чтобы научить его повторять за вами слова и движения, нужно сначала заставить его следить за губами, выражением лица, а также научить рассматривать предметы. Поэтому и нужна концентрация, т.е. заострение внимания.
Для этого можете, к примеру, поднести ладоши к вискам ребенка и сделайте из них что-то вроде «штор». Ребенок не сможет теперь смотреть в сторону, и ему придется свой взгляд направить на вас. Вы должны переловить его и что-то проговорить. Это очень важно для дальнейшего обучения. Он начнет учиться концентрировать свое внимание на предметах, людях.
Слайд 18! Усилить мотивацию ребенка к обучению и взаимодействию поможет только
безоценочное отношение взрослых к его действиям.