Слайд 1
Проблемы организации и проведения современного урока биологии
Токарева Марина Викторовна,
ведущий
методист Центра естественно-математического образования
2020
Слайд 2Введение
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой культуры.
Урок – главная составная часть учебного
процесса.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере
сосредотачивается на уроке.
Слайд 3ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Современный урок – это, прежде всего урок, на
котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика,
её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Слайд 4ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Классификация уроков К. Д. Ушинского
1) уроки смешанные, целью
которых является повторение изученного, объяснения и закрепления нового материала;
2)
уроки устных упражнений;
3) уроки письменных упражнений;
4) уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Основные типы уроков
Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская
работа, учебный и трудовой практикум. Цель: изучение и первичное закрепление
новых знаний.
Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель: выработка умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Цель: обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д. Цель: определить у школьников уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Слайд 6Характеристика деятельности педагога и ученика
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 7Характеристика деятельности педагога и ученика
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 9Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
- главной целью
урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
-
на уроке реализуется
личностно – ориентированный подход к обучению;
- на уроке реализуется деятельностный подход;
- организация урока динамична и вариативна;
- на уроке используются современные педагогические технологии
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 10Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё
и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 11Структура урока в рамках деятельностного подхода
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в
деятельность на личностно - значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Организационный момент
Учебник. 9 класс
Под ред. В.В. Пасечника
Слайд 13Рабочая тетрадь. 7 класс
1.Организационный момент
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Учебник. 8 класс
Под ред.
В. В. Пасечника
Слайд 14ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Организационный момент
Учебник. 10 класс
УМК В. В. Сивоглазова
Слайд 15ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Организационный момент
УМК В. В. Сивоглазова
Слайд 16II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового
знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Постановка
учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений
(«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 17IV. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап
изучения новых знаний и способов действий.
V. Первичное закрепление
Этап закрепления знаний
и способов действий
Цель: проговаривание нового знания,
запись в виде опорного сигнала.
VI. Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 18ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Актуализация знаний
II. Актуализация знаний
Актуализация знаний
Учебник. 6 класс
Под
ред. В. В. Пасечника
Учебник. 6 класс
УМК В. В. Сивоглазова
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
II. Актуализация знаний
Учебник. 11 класс (Б)
Под ред. В.
В. Пасечника
Слайд 20ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Учебник. 10 класс
Под ред. В. К. Шумного, Г.
М. Дымшица
II. Актуализация знаний
Слайд 21ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Задания для обсуждения
Дополнительный материал
Проблемный вопрос
Рубрика «Шаги
в медицину»
III. Постановка учебной задачи
Учебник. 11класс. (П)
Под ред.
В. В. Пасечника
Слайд 22Учебник. 11класс (Б)
Под ред.
В. В. Пасечника
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
IV. Открытие нового
знания
Слайд 23ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
IV. Открытие нового знанияОСОБЕННОСТИ
Учебник. 7 класс
Под ред. В.
В. Пасечника
Учебник. 10 класс
Под ред. Д. К. Беляева
Слайд 24Учебно-методический комплекс
«Линия жизни». 10-11 классы. Углублённый уровень
V. Первичное закрепление
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Рабочая тетрадь. 9 класс
Рабочая тетрадь. 9 класс
Под
ред. В. В. Пасечника
V. Первичное закрепление ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 26Учебник. 10 класс
Под ред. Д. К. Беляева
Учебник 10 класс
Под
ред. В. К. Шумного,
Г.М. Дымшица
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
V. Первичное закрепление
Слайд 27ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
VI. Самоанализ и самоконтроль
Учебник 10 класс
Под
ред. В.К. Шумного,
Г.М. Дымшица
Учебник. 7 класс
Под ред. В. В.
Пасечника
Слайд 28VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
Практическая направленность
VIII.
Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей
и всего класса.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 29Учебник 8 класс
Под ред. В. В. Пасечника
VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
Практическая направленность
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 30ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
VII. Включение нового знания
в систему знаний и
повторение.
Практическая направленность
Рабочая тетрадь.
8 класс
Учебник. 8 класс
Под ред. В. В.
Пасечника
Слайд 31ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
VII. Включение нового знания
в систему знаний и
повторение.
Практическая направленность
УМК
Под ред. В. К. Шумного, Г. М. Дымшица
Слайд 32ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Учебник. 5 класс
По ред. В. В. Пасечника
Учебник. 9
класс
Под ред. В. В. Пасечника
Слайд 33Рабочая тетрадь
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Рабочая тетрадь. 5 класс
Под ред. В. В.
Пасечника
Слайд 34ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
VII. Рефлексия
Учебник. 11класс (У)
Под ред.
В. В. Пасечника
Слайд 35VII. Рефлексия
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Учебник 10 класс
Под ред. В.К. Шумного,
Г.М. Дымшица
Учебник. 10 класс
Под ред. Д. К. Беляева
Слайд 37Учебник. 7 класс
Под ред. В.В. Пасечника
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Слайд 38
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает
корова молоко».
Век ХХ1 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя
зависит,
Какими дети быть должны.
Заключение
Слайд 41ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРОВ
25.02.2020 (16.00–17.30)
«Как избежать ошибок при выполнении заданий на
ВПР, ОГЭ. Ч 4»
Скворцов Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент,
зам. декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе, председатель предметной комиссии ГИА — 9 по г. Москве, автор пособий издательства «Просвещение»
28.02.2020 (09.30 –11.00)
«Как сделать так, чтобы уроки по биологии стали самыми любимыми. Ч 2»
Токарева Марина Викторовна, ведущий методист редакции биологии и естествознания Центра естественно-математического образования издательства «Просвещение»
02.03.2020 (11.00–13.00)
«Особенности использования инновационных цифровые образовательные технологии по формированию здоровых привычек у школьников. Ч. 3»
Пеньков Александр Михайлович- автор пособия «Практикум. Траектория личного качества жизни. 8-9 классы» издательства «Просвещение», разработчик образовательных программ для школ и вузов, преподаватель РУДН, РАНХиГС, член экспертной комиссии при ОС Департамента образования г. Москвы, член общероссийской общественной организации «Лига Здоровья нации»
03.03.2020 (11.00–12.30)
«Проблемы экологического образования на современном этапе. Ч 4»
Приорова Елена Михайловна, кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедры социальной безопасности МГОУ, автор пособий издательства "Просвещение«
20.03.2020 (09.30–11.00)
«Возможности серии «Профильная школа» как ресурс для достижения образовательных результатов»
Колычева Лариса Николаевна, руководитель Центра художественно-эстетического и физического образования издательства «Просвещение»;
Токарева Марина Викторовна, ведущий методист редакции биологии и естествознания Центра естественно-математического образования издательства «Просвещение»
Слайд 43КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: Москва, ул. Краснопролетарская, д.16, стр.3, подъезд 8, бизнес-центр «Новослободский» http://www.prosv.ru
Ведущий методист редакции биологии и естествознания:
Токарева Марина Викторовна
Телефон:(495) 789-30-40, доб. 46-60;
E-mail: MTokareva@prosv.ru