Слайд 1ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 2АДДИКЦИЯ
(англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) – неконтролируемая потребность индивида
в определенном виде деятельности
Слайд 3АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
(В ПЕРЕВОДЕ С АНГЛИЙСКОГО ADDICTION – склонность,
пагубная привычка) - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с
формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций
Слайд 4Виды аддиктивного поведения подростков
Химическая аддикция (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания)
Пищевая
аддикция (переедание, голодание)
Гэмблинг – игровая аддикция
Гаджет аддикция
Интернет
аддикция
Аддикция к покупкам, коллекционированию и т.д.
Слайд 5по результатам проведенных исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются
несовершеннолетние от 11 до 17 лет. различные опьяняющие вещества хотя
бы раз пробовали 85% подростков
Слайд 6 Аддиктивное поведение занимает промежуточное место в процессе формирования зависимого поведения.
Понятие «злоупотребление» является более широким по отношению к понятию «аддиктивное
поведение», поскольку может включать кроме аддиктивного поведения этап первых проб, а также зависимое поведение.
В отличие от зависимого, аддиктивное поведение появляется на этапе так называемой поисковой наркомании, когда относительно данного подростка фиксируются случаи раннего употребления ПАВ, протекающие с измененным состоянием сознания и ухудшением социального функционирования без признаков физиологической зависимости.
Слайд 7Переход аддиктивного поведения в зависимое происходит под влиянием множества разнообразных
факторов, таких как: социальные, социально-психологические, психологические, биологические.
Значимыми социальными факторами являются:
нестабильность общества,
доступность ПАВ,
отсутствие позитивных социальных и культуральных традиций,
контрастность уровней жизни,
интенсивность и плотность миграции,
мода,
степень грозящей ответственности,
влияние группы.
Слайд 8Социально-психологические факторы:
высокий уровень коллективной и массовой тревоги,
разрушение поддерживающих
связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами,
романтизация и героизация девиантного
поведения в массовом сознании,
отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров.
Психологические факторы:
незрелость личностной идентификации,
слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу,
низкая переносимость психологических стрессов,
высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов,
привлекательность возникающих ощущений и переживаний,
отсутствие социальных интересов,
стремление к самоутверждению.
Слайд 9Биологические факторы:
патология беременности
осложненные роды
тяжелые и хронические заболевания
нарушение процессов детоксикации в
организме,
органические поражения мозга,
отягощение наследственности,
природа употребляемого вещества
Слайд 10Характерные признаки аддиктивного поведения
наличие жизненной установки с ориентацией на
сиюминутное получение удовольствия любыми средствами;
наличие иллюзии контроля своей деятельности
в рамках формирующейся аддикции («Брошу курить, как только захочу»);
возможность легкого перехода к разным формам аддикции (от табакокурения к алкоголизму, от алкоголизма к азартным играм и т.д.)
возникновение отрицательных эмоциональных переживаний (вплоть до страданий) при ограничении или невозможности удовлетворить потребность в предмете аддикции.
Слайд 12Как происходит формирование зависимого поведения?
Слайд 13ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 14Характеристика аддиктивной личности
внушаемость и подражательность;
прогностическая некомпетентность;
ригидность (невозможность и неспособность
человека меняться, гибко реагировать на спонтанно изменяющиеся жизненные ситуации) и
упрямство;
наивность, простодушие и чувственная непосредственность;
любопытство и поисковая активность;
максимализм;
эгоцентризм;
яркость воображения, впечатлений и фантазий;
нетерпеливость;
склонность к риску и «вкусу опасности»;
страх быть покинутым.
Слайд 15Организация работы по профилактике аддиктивного поведения ОБучаЮщихся
Основными задачами в целях
профилактики аддиктивного поведения являются:
Выявление (диагностика) лидеров, ведущих девиантный образ жизни,
включение их в тренинговые группы.
Стимулирование создания молодежных объединений, участники которых ведут здоровый образ жизни.
Психологическое информирование родителей о механизмах становления девиантных и аддиктивных форм поведения.
Формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с детьми по предотвращению конфликтных ситуаций друг с другом.
Систематическое обучение учащихся (начиная с младшего школьного возраста) навыкам критического восприятия информации тенденциозного характера, прямо или косвенно пропагандирующие девиантный образ жизни.
Слайд 16Основные методы и формы работы, применяемые по профилактике предупреждения аддиктивного
поведения у Обучающихся
1. Формирование социальных паспортов класса.
2. Ранняя профилактика
детей группы «риска» ( заполняется классным руководителем матрица, карта наблюдения на учащегося, акт ЖБУ).
3. Работа Совета профилактики
4.Диагностика («Отношение учащихся к курению», анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании.)
5.Проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам «Умей сказать: нет», «Примерка социальных ролей».
6.Акции, проводимые в школе: «Красная лента», «Мы против курения».
7.Конкурс рисунков «Спорт-альтернатива вредным привычкам 5-11 кл»
8.Организация родительских лекториев по параллелям «Профилактика саморазрушительного поведения».
9.Проведение классных часов «Мы за жизнь» по параллелям 5-11 кл.
Слайд 17Основные методы и формы работы, применяемые по профилактике предупреждения аддиктивного
поведения у Обучающихся
10.Лекции-беседы с учащимися «Наркомания и школьники».
11.Стендовая презентация.
12.Групповая работа с учащимися мозговой штурм «Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь».
13.Групповые дискуссии с учащимися 10-11 кл «СПИД- чума XXI века».
14.Просмотр с учащимися видеофильмов о последствиях алкогольной и наркотической зависимости.
15. Проведение тренингов (формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).
Слайд 18Произойти от обезьяны
Был человеку путь не мал.
В обратный
путь пустился пьяный,
За час опять животным стал.
Расул Гамзатов
ТВОЕ
ЗДОРОВЬЕ В ТВОИХ РУКАХ