Слайд 1Программа «Азбука туризма» разработана на основе примерных (типовых) программ для
системы дополнительного образования детей «Юные туристы», «Юные туристы-спасатели» одобренной и
утвержденной Министерством образования РФ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах туристической деятельности».
Слайд 2Актуальность данной программы:
Туристско-краеведческая деятельность занимает большое место в жизни людей.
Она способствует решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивают
познавательность, приобщают детей к различным видам общественно-полезного труда, укрепляют здоровье школьников. Краеведческая и туристическая работа воспитывает любовь к Родине, способствует приобретению навыков самостоятельной работы, она помогает в выборе будущей профессии, содействует формированию морально-психологических качеств, физической подготовке.
Туризм несёт в себе оздоровительную, образовательную и воспитательную ценность, а туристско-краеведческие мероприятия являются выходом обучающихся из привычной семейной и школьной в более сложную и непривычную обстановку.
Слайд 3Формирование у обучающихся начальной школы базовых туристских знаний, здорового образа
жизни;
Создание условий для раскрытия потенциала и самореализации личности в
процессе освоения туристско-краеведческой деятельности.
Цели программы:
Слайд 4Задачи:
1. Приобретение знаний по вопросам туризма и ориентирования, первой медицинской
помощи.
2. Приобретение умений в работе с туристским оборудованием (компасом, страховочной
системой, палаткой и картой).
3. Формирование самостоятельности и волевых качеств.
4. Воспитание наблюдательности и ответственности.
Слайд 5Педагогическая целесообразность программы в том, что на занятиях реализуются:
воспитание, образование, оздоровление;
физическое
развитие – движение и преодоление естественных препятствий;
оздоровление и закалка организма
– нахождение на свежем воздухе;
эстетическое воспитание – красота окружающей природы;
социальное и морально-нравственное воспитание – взаимоотношения в группе, необходимость взаимопомощи, дисциплины, ответственности;
патриотическое воспитание – знакомство с природными богатствами своей малой родины, с ее историческими и культурными памятниками.
Кроме этого, в объединениях туристско-краеведческой направленности развивается физическая подготовленность, воспитываются волевые качества, формируются инициативность, самостоятельность, решительность, смелость, выдержка, самообладание и целеустремленность. Все эти качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности, дает возможность избежать влияния асоциальных явлений.
Слайд 6Содержание программы:
1. Основы туризма:
- история развития туризма, основы туристкой подготовки;
-
личное и групповое снаряжение;
-организация туристского быта;
-техника безопасности при проведении туристских
походов;
-туристские узлы.
2. Топография и ориентирование
3. Краеведение
4. Основы скалолазания
5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
6. Общая физическая подготовка туриста
7.Профориентация
Слайд 7Результат программы:
Обучающиеся по окончании программы:
- знают об особенностях пешеходного туризма, основных понятиях топографии
и спортивного ориентирования;
- знают и выполняют правила техники безопасности во время учебно-тренировочных занятий
и походов;
- могут оказать первую доврачебную помощь пострадавшему;
- ориентируются по карте, небесным светилам, местным предметам;
- умеют ставить палатку, правильно укладывать рюкзак, разводить костер;
- владеют техническими и тактическими приемами в скалолазании.
Слайд 8Особые условия проведения:
Занятия бесплатные. Транспортные расходы, организационные взносы за участие
в соревнованиях осуществляются за счет родителей.
Обучающиеся обеспечиваются необходимым минимальным набором
снаряжения, имеющимся в объединении. По желанию и финансовым возможностям родители приобретают на свои средства ребенку личное снаряжение.
Каждый обучающийся должен иметь медицинский допуск к занятиям туризмом, скалолазанием и спортивным ориентированием; страховку от несчастного случая на весь период занятий и прививку от клещевого энцефалита.
Слайд 9Содержание программы «Азбука туризма» сочетает активный здоровый отдых, познание и
освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных
методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Слайд 10Занимаясь в объединении, ребята осваивают и закрепляют туристские навыки, умение
рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В
детях воспитывается ответственность за порученное дело.
Слайд 11Все это позволит ребятам умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной
ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать. Программой предусмотрены теоретические
и практические занятия в помещении (в классе, зале) и на местности. В среднем один раз в месяц организуются учебно-тренировочный поход, практическое занятие на местности, обучающиеся принимают участие в соревнованиях.