Слайд 1Пропаганда,
журналистика,
реклама и PR:
сходство и различия данных сфер
деятельности
Слайд 2Понятие коммуникации
Коммуника́ция (от лат. communicatio — сообщение, передача; от лат.
communico — делаю общим).
Массовая коммуникация (англ. mass communication) —
процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации. Массовая коммуникация предполагает производство сообщений, рассчитанных на массовое сознание, и их передачу соответствующими техническими средствами.
Слайд 3Социальная информация
Информация – это способность сведений повлиять на выбор решений
в конкретной проблемной ситуации.
Социальная информация - совокупность знаний, сведений,
данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различнымисоциальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.
Первоисточником социальной информации является общество, его разные сферы и стороны жизни.
Слайд 4Свойства информации
достоверность
полнота
точность
ценность
своевременность
понятность
доступность
Слайд 5Пропаганда
Пропаганда - (лат. propaganda—подлежащее распространению) целенаправленное и убеждающее воздействие на
общественные группы, с помощью которого те или иные идеи, взгляды
и теории должны быть доведены до сознания каждого человека и оказать влияние на формирование его поведения в желательном для коммуникатора направлении.
Слайд 6История возникновения пропаганды
1. Первоначально это слово использовалось для обозначения миссионерского учреждения
(Congregatio de Propaganda Fide), основанного в XVII столетии в Риме
для распространения католичества среди язычников и борьбы с ересями.
2. В годы Великой французской революции (1789-1794 г.г.) этот термин приобрел политическое звучание, что было связано с возникновением тайных политических обществ, носивших название «пропаганда
3. Особую актуальность термин пропаганда принял во время Первой Мировой войны как инструмент мобилизации граждан в армию. Понятие пропаганда стало объектом изучения ученых и политических деятелей вплоть до 1930 г.г.
Слайд 7Гарольд Дуайт Лассуэлл и его концепция пропаганды
Гарольд Дуайт Лассуэлл, американский
политолог, 1902-1978 г.г.
«Техника пропаганды
во время мировой войны»
(«Propaganda
Technique
in the World War», 1927)
Слайд 8Гарольд Дуайт Лассуэлл и его концепция пропаганды
Основная идея пропаганды Лассуэлла
базируется на идеях психоанализа и бихевиоризма (behavior – анг. поведение).
Суть в следующем:
1. Подчеркивает значимость коллективного бессознательноаго над индивидуальным сознанием (псхоанализ)
Влияние на сознание общества через стимул-реакция, в итоге сформировать систему стимулов, которые создадут определенные реакции масс, тем самым можно ей манипулировать.
На мнение и поведение общества влияют посредством пропаганды.
По мнению ученого, обществом управляет кучка политической элиты, используя технические и символические инструменты манипулирования общественным сознанием. В 1937 г. вводит понятие «гарнизонное государство». Считал, что США, не смотря на позиционирование себя как демократического государства, является высоко манипулируемым государством
Слайд 9Уолтер Липпман и его концепция пропаганды
Уолтер Липпман, американский журналист, социолог,
1889-1974 г.г.
Книга «Общественное мнение»
Public Opinion (1922)
Слайд 10Понятие стереотипа
Стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия,
фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный
на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.
«поскольку возможности человеческого познания ограничены, человек вынужден систематизировать свои знания об окружающей среде в определенные категории, и это порождает в его сознании ряд стереотипов, не всегда соответствующих реалиям»
Слайд 11Эдвард Бернейс и его концепция пропаганды
Эдвард Бернейс, профессиональный PR-специалист, 1891-1995
Книга
«Пропаганда»(1928 г).
«У миллионов людей этот
набор штампов одинаков,
и если
на эти миллионы
воздействовать одним
и тем же стимулом,
отклик тоже получится
одинаковый»
Слайд 12«Современная пропаганда — это последовательная, достаточно продолжительная деятельность, направленная на
создание или информационное оформление различных событий с целью влияния на
отношение масс к предприятию, идее или группе»
Слайд 13Примеры пропаганды
Культура обслуживания
Антиалкогольная пропаганда
Слайд 14Примеры пропаганды
Фашистская пропаганда
Советская пропаганда
Слайд 15Положительная пропаганда
ЗОЖ
Экология
Слайд 16Функции пропаганды
Информирование
Просветительская
Воспитательная
Манипулирование
Идеологическая
Агитационная
Слайд 17Журналистика
Журнали́стика (от фр. journaliste, из фр. journal, от лат. diurnalis,
diurnalе — «ежедневное известие, весть») — деятельность по сбору, обработке
и распространению информации с помощью СМИ (печать, радио, телевидение, кино и др.).
Существует ряд определений журналистики в зависимости от основания: социальный институт, виды деятельности, определенные продукты журналистской деятельности, комплекс каналов и наука.
Слайд 18Журналистика как «пятая власть»
Чтение газет стало «внутренней молитвой современного человека».
(Гегель)
Современное общество
стало медиократическим
(Режи Дебрэ, «Введение
в медиалогию» (2000),
термин
медиакратия
Слайд 19Функции журналистики
Информирование
Коммуникативная
Идеологическая
Культурно-просветительская
Методологическая
Организаторская
Рекреативная
Слайд 20Четыре содержательные модели коммуникации (М.П. Бочаров)
пропаганда
Характерные черты:
Любые средства используются для
привлечения общественности и давления на нее
Потребитель-жертва
Правдивость и достоверность - необязательные
условия
Этические аспекты игнорируются
Главный проводник - СМИ
журналистика
Характерные черты:
Информирование общественности
Информация точна и правдива, в основном позитивна
Исследование обратной связи не предполагаеся
Технология journalists-in-residence -журналист на фирме)
Слайд 21Четыре содержательные модели коммуникации (М.П. Бочаров)
Двусторонняя асимметрическая коммуникация (Э.Бернейс, А.
Ли)
Характерные черты:
Использование исследовательских методов (какая информация вызовет положительную реакцию общественности)
Результат
ассиметричный – выигрывает только организация
Двусторонняя симметрическая коммуникация
Характерные черты:
Необходимость взаимопонимания и учета взаимопонимания среды и организации
Деятельность направлена на достижение взаимной пользы фирмы и обществености (симметричность)
Проведение переговоров, договоренности, разрешению конфликтов, что едет к изменению мнения общественности и организациии
Переход от журналистских и рекламных функций PR-специалистов к исследовательским и консультативным
Законченность- программное влияние на экономические (материальные) и социальные активы