Разделы презентаций


Прп. Максим Грек: мученик совести

Содержание

Падение Константинополя, 1453 г.29 мая 1453 г. войсками турецкого султана Мехмеда II был взят Константинополь.Последний император Византии Константин XI пал в бою.После падения города образованные византийцы в большинстве бежали из Греции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Прп. Максим Грек: мученик совести

Прп. Максим Грек:  мученик совести

Слайд 2Падение Константинополя, 1453 г.
29 мая 1453 г. войсками турецкого султана

Мехмеда II был взят Константинополь.
Последний император Византии Константин XI пал

в бою.
После падения города образованные византийцы в большинстве бежали из Греции на запад, в Италию.
Падение Константинополя, 1453 г.29 мая 1453 г. войсками турецкого султана Мехмеда II был взят Константинополь.Последний император Византии

Слайд 3 Теперь нечестивец хочет на царицу городов наложить ярмо рабства, а

святые церкви наши, где чествовалась Святая Троица и где ангелы

слушали, как воспевают Домостроительство воплощения Бога Слова, хочет сделать святилищем болтовни своего лжепророка Мухаммеда и обиталищем глупцов и верблюдов.

Помните же об этом, братья и товарищи, и идите в бой так, чтобы вечной была память и слава о нашей жизни и смерти, чтобы вечной была свобода наша.

— Константин XI
Теперь нечестивец хочет на царицу городов наложить ярмо рабства, а святые церкви наши, где чествовалась Святая Троица

Слайд 4
Италия,1490-1505. Михаил Триволис

Италия,1490-1505. Михаил Триволис

Слайд 5Греция, Арта: начало пути
Родился Михаил Триволис (будущий прп. Максим Грек)

в 1470 году в г. Арта в Эпире, в образованной

греческой семье благородного происхождения.
В 1491 г. в Арту к дяде Михаила, библиофилу Димитрию Триволису, прибыл, желая приобрести рукописи из его коллекции, греческий гуманист Иоанн Ласкарис, работавший на Лоренцо Медичи.
Когда в 1492 г. Ласкарис отправился обратно во Флоренцию, Михаил уехал вместе с ним.

«Максимово Греково рождение от града Арты, от отца Мануила и матери Ирины, христиан, греков, философов. А от Арты града до Царствующего града восемнадцать дней пути и еще полдня, столько же и до Иерусалима. На одинаковом расстоянии от Царьграда и от Иерусалима находится Арта».
— рукописное «Сказание о Максиме Греке»

Греция, Арта: начало путиРодился Михаил Триволис (будущий прп. Максим Грек) в 1470 году в г. Арта в

Слайд 6Греческая диаспора в Италии
В середине XV в. масса образованных греков,

спасаясь от турецкого нашествия, бежали на Запад, в Италию.
Таким образом,

большая часть достижений т.н. «Палеологовского Возрождения», которое к этому моменту достигло своего расцвета, вошла в сокровищницу европейского Ренессанса.
Заново были открыты для науки множество забытых в Европе греческих авторов.
Среди выдающихся деятелей Возрождения было немало греков, как, например, Эль Греко.

Центром жизни греческой эмиграции в Италии стал дом кардинала Виссариона — бывшего митрополита Никейского, одного из архитекторов Ферраро-Флорентийской унии.
В 1440 г., сознавая поражение дела Унии в Византии, он навсегда переселился в Рим.
В имении Виссариона существовала т.н. «Академия» — кружок гуманистов, переписчиков и переводчиков. Его библиотека составляла более 700 ценнейших рукописей.
Лоренцо Валла звал Виссариона «Latinorum Graecissimus, Graecorum Latinissimus»

Греческая диаспора в ИталииВ середине XV в. масса образованных греков, спасаясь от турецкого нашествия, бежали на Запад,

Слайд 7Италия: Гуманизм
В 90-х годах XV века Михаил занимался переписыванием

греческих книг, работал как каллиграф.
Михаил был слушателем проповедей Савонаролы до

казни последнего в 1498 г.
В том же 1498 г. поступает на службу к маркизу Джованни Пико де Мирандола: преподавал греческий, делал переводы на латынь и итальянский; ездит добывать книги для его библиотеки.
К 1502 г. Михаил принимает решение вступить в доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции, но покидает его спустя 10 месяцев жизни послушником.
Италия: Гуманизм В 90-х годах XV века Михаил занимался переписыванием греческих книг, работал как каллиграф.Михаил был слушателем

Слайд 8Флоренция: Савонарола
Проповеди Савонаролы оказали большое влияние на духовный путь Михаила

Триволиса, как и многих его современников (например, Боттичелли).
Савонарола, доминиканский проповедник-ригорист,

добился полного запрета ростовщичества и жестокого преследования гомосексуализма и иных проявлений распущенности.
Когда в 1497 г. папа Алексанр VI Борджиа запрещает Савонароле проповедовать, тот сжигает папскую буллу и пытается призвать государей Европы созвать Вселенский собор против папы.
В 1498 г. Савонарола был казнен.
Флоренция: СавонаролаПроповеди Савонаролы оказали большое влияние на духовный путь Михаила Триволиса, как и многих его современников (например,

Слайд 9Я желал бы оставаться в молчании, но не могу, ибо

ревность Божия горит во мне, как огонь, и она сожжет

меня, если я не дам ей выхода.

— Савонарола
Я желал бы оставаться в молчании, но не могу, ибо ревность Божия горит во мне, как огонь,

Слайд 10…Кроме того, у меня нет ни времени, ни спокойствия души

и ума, не только потому, что я ничего не нашел

ни у кого из здешних, но и потому, что меня бросает вверх и вниз, как корабль, сотрясаемый переменчивыми ветрами в открытом море…
…Кроме того, у меня нет ни времени, ни спокойствия души и ума, не только потому, что я

Слайд 11Афон, 1506-1516. Монах Максим (Триволис)

Афон, 1506-1516. Монах Максим (Триволис)

Слайд 12Венеция: Возвращение в православие
Судя по всему, духовный кризис 1503 г.

знаменует возвращение Михаила Триволиса из римо-католицизма в православную Церковь.
Он переезжает

в Венецию: тамошняя община греков сохраняет православную веру, не переходя в унию.
Активно участвует в работе издательства Альда Мануция, готовит издание «Аналитики» Аристотеля и, вероятно, ряд других изданий 1503-4 гг. (в их числе — Григорий Богослов, Нонн Панополитанский, Феокрит и др.)


Аскетическое начало в Михаиле берет верх, и в 1506 г. он навсегда покидает Италию, чтобы отправиться на Афон.
Афон был крупнейшим книгохранилищем православного мира.
Михаил вступает в монастырь Ватопед, приняв имя Максим.
В течение десяти лет несет послушание переписчика-каллиграфа, занимается гимнографическим творчеством.
В 1516 г. по просьбе великого князя Василия III Максим отправляется с Афона на Русь.

Венеция: Возвращение в православиеСудя по всему, духовный кризис 1503 г. знаменует возвращение Михаила Триволиса из римо-католицизма в

Слайд 13Бойтесь Страшного Суда, на котором ни девство, ни чудеса не

смогут оправдать тех, кто не заботился о нищих, умиравших от

голода и холода! —прп. Максим Грек
Бойтесь Страшного Суда, на котором ни девство, ни чудеса не смогут оправдать тех, кто не заботился о

Слайд 14Московия, 1518–1556. Прп. Максим грек

Московия, 1518–1556.  Прп. Максим грек

Слайд 15АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
В 1439 г. Константинопольская Церковь, несмотря на сопротивление

остальных патриархов Востока, заключает унию с Римом, принимая римо-католические догматы.
Русская

Церковь, находившаяся в канонической зависимости от Константинополя, отделяется от униатского патриарха.
Однако и после отказа Византии от унии, Русская митрополия продолжила поставлять митрополита самостоятельно.
Тем не менее, расколом Русскую Церковь Восточные патриархи не считали. Так, митрополит, приехавший с Максимом, сослужил с русскими еписокпами на погребении членов княжеской семьи.


«Почему отвергаешь ты рукоположение Константинопольского патриарха, пребывающего во всяком православии и благочестии? Ты дал обещание соблюдать каноны Соборов – где нашел ты в них позволение отлучиться от своего патриарха, если он православно управляет Церковью?
Если же потому гнушаетесь вы константинопольским рукоположением, что судом Божиим православные цари за грехи свои изгнаны, а вместо царствуют неверные гонители христиан, то научись тому, что святое никогда не оскверняется тем, что находится во власти нечестивых».

АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИВ 1439 г. Константинопольская Церковь, несмотря на сопротивление остальных патриархов Востока, заключает унию с Римом,

Слайд 16Московия: ученый инок
Максим был призван на Русь как ученый. Хотя

он и не знал славянского языка, предполагалось, что он быстро

освоит его и переведет на славянский «Толковую Псалтирь», необходимую для полемики с остатками ереси жидовствующих.
По прибытии на Русь, Максим организовал «переводческий цех». В первые годы, впрочем, он переводил с греческого на латынь, а Дмитрий Герасимов и Влас Игнатов переводили на славянский с латыни.
Толковый Апостол, Толковая псалтирь, Беседы Златоуста на Евангелие от Матфея, а также статьи из лексикона «Суда» (109) — основные переводческие труды Максима.
В полемике с астрологами Максим напишет обширный трактат о понятии свободы воли; ощутима внутренняя полемика с речью Пико делла Мирандола «О достоинстве человека».
Московия: ученый инокМаксим был призван на Русь как ученый. Хотя он и не знал славянского языка, предполагалось,

Слайд 17Московия: Русь и папы
В 1518 г. папа Лев Х Медичи

пытался создать общеевропейскую антиисламскую коалицию: Res Publica Christiana. К участию

в ней должен был быть привлечен и московский царь.
Предполагалось вступление Русской Церкви в Унию.
Было обещано поставление московского митрополита в первенствующего патриарха Востока, «поскольку Церковь Греческая не имеет главы, патриарх и все царство в турских руках».
При московском дворе находился латинский богослов Николус Бюлов; Максим вел с ним напряженную полемику.

«Все то, что будешь ты обещать государю за принятие католической веры, будет утверждено нами непременно и положительно, без всяких изменений».
— Лев Х Медичи. письмо Дитриху Шонбергу, папскому легату в России

«А как наперед того государь наш с Божьею волею от прародителей своих закон греческой держал крепко, так и ныне, за Божьею волею, закон свой греческой хочет крепко держати».
— Посольские наказы

Московия: Русь и папыВ 1518 г. папа Лев Х Медичи пытался создать общеевропейскую антиисламскую коалицию: Res Publica

Слайд 18Кто с прилежанием, несомненной верой и горячей любовью исполняет заповеди

Христа Спасителя, желая угодить Богу, а не людям, тот у

Него признан будет и наречется иноком, хотя бы окончил настоящую жизнь и в мирском звании.
Кто с прилежанием, несомненной верой и горячей любовью исполняет заповеди Христа Спасителя, желая угодить Богу, а не

Слайд 19Московия: Обличитель
СОДОМИЯ

Добровольно пребывая в бесчестии, неужели не разумеете, что вы

раскапываете навозную яму, берете исходящий оттуда смердящий кал, питаетесь им

и глотаете его? Содевая друг на друг такое гнусное беззаконье, какого нет и у бессловесных скотов, вы стали бессловеснее самых бессловесных.
Стыдитесь, безумные, которые считаете эту богомерзкую скверну невинною!

СТЯЖАТЕЛЬСТВО

Питаясь кровью бедственно живущих и утешаясь пагубною лихвою, ты уподобляешься какому то зверю кровопийце, и из сухих костей стараешься вы сосать мозги, подобно псам и воронам. Тебе велено, о несмысленная, своими трудами питать убогих, а не пить кровь других посредством лихоимства, служить иным, а не властвовать над другими. Зачем точишь нож на свое сердце?

ОБРЯДОВЕРИЕ

Да будет же известно нам, благочестивым, что пока мы пребываем во грехе, то есть, в преступлении божественных заповедей Христа-Бога, то, хотя бы и все молитвы преподобных, и тропари, и кондаки, и молебные каноны ежедневно и во все часы прочитывали, —мы этим ничего не достигли.
Ибо в таком случае мы ничем для Бога не будем отличаться от иноплеменника- скифа и христоубийц.

Московия: ОбличительСОДОМИЯДобровольно пребывая в бесчестии, неужели не разумеете, что вы раскапываете навозную яму, берете исходящий оттуда смердящий

Слайд 20Первый суд
1525 год. Освященный собор при митр. Данииле с участием

великого князя.
Максим был обвинен в ереси за грамматические ошибки в

переводе. Это обвинение считалось доказанным.
Также вменялась Максиму «хула на Русскую Церковь» — за осуждение московской автокефалии. Это обвинение также считалось доказанным.
Обвинение в «сношениях с Турцией» не подтвердилось.
На 6 лет Максим был заключен в Иосифо-Волоцкий монастырь, без права писать и читать книги, кроме богослужебных, и без Причастия.

1531 г. Освященный собор против Вассиана Патрикеева и Максима Грека.
Максима обвиняли в нераскаянности; вину в ошибках при переводе он признал и покаялся.
Повторное обвинение в «хуле на Русскую Церковь» Максим отметать не стал, но не считал себя виноватым.
Повторное обвинение в сношениях с Турцией не подтвердилось.
Также Максим обвинялся в колдовстве, жидовстве и магометанстве. Он составляет в ответ «Исповедание православной веры» (параллель «Торжеству Креста» Савонаролы).


Второй суд

Суд над Максимом

Первый суд1525 год. Освященный собор при митр. Данииле с участием великого князя.Максим был обвинен в ереси за

Слайд 21Осуждена человека злоначальника прельщением взыскала и спасла еси, Троице Святая, и

прославила еси его; и мое, изнемогшее печалию сердце свыше крепостию Твоею

утверди.
Осуждена человека злоначальника прельщением взыскала и спасла еси, Троице Святая, и прославила еси его; и мое, изнемогшее

Слайд 22наставления владеющим над православными
Нет на тверди небесной ни одной звезды

светлее солнца, ибо оно одно своими лучами освещает всю вселенную:

так и прекрасная душа благоверного царя, украшенная правдою и милосердием, освещает все окружающее ее и своею примерною жизнью поощряет к преуспеянию в добрых делах, подобно тому, как и солнце своею теплотою, согревая землю и все находящиеся на ней сады, содействует им к плодоприношению.
Но вот появилось малое облачко, стало пред этим светлейшим солнцем и всю вселенную лишило света его: так и душа благоверного царя, если объята будет облаком страстей бессловесных — яростью и гневом безвременным, пьянством и негодною похотью, то и сама, увы! омрачается и страшно изменяется к худшему, и все подчиненное ей истребляется различными обидами, все охватывает страшная буря мятежа и частых бунтов, и все колеблется.
наставления владеющим над православнымиНет на тверди небесной ни одной звезды светлее солнца, ибо оно одно своими лучами

Слайд 23Не тужи, не скорби, не тоскуй, любезная душа моя, о

том, что страдаешь без вины от тех, от которых следовало

бы тебе принять все блага, так как ты питала их духовною трапезою, исполненною дарований Святого Духа. Многие душеполезные книги переведены тобою, а другие, в которые вкралось много неправильных чужих слов, надлежащим образом исправлены. Но благодари Владыку твоего, хвали и славь Его, ибо Он сподобил тебя в настоящей жизни временными скорбями воздать с избытком весь долг свой и те значительные таланты, какие ты была Ему должна.
Не тужи, не скорби, не тоскуй, любезная душа моя, о том, что страдаешь без вины от тех,

Слайд 24СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика