Слайд 1Психодидактика 3. Психологические аспекты моделирования содержания школьного образования
Тарасенко Наталья Николаевна
Слайд 2План
Основные модели образовательной среды
Содержание образования
Психологические основы педоцентрической модели содержания
образования
Интеллектуальное воспитание личности
Разработка содержания образования одаренных детей
Слайд 3Эколого-личностная модель (В.А.Ясвин)
Образовательная среда – система влияний и условий формирования
личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития
содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении
Компоненты:
Пространственно-предметный
Социальный
психодидактический
Слайд 4Коммуникативно ориентированная модель (В.В.Рубцов)
Образовательная среда – форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия),
создающая особые виды общности между учащимся и педагогом, между учащимися,
которые обеспечивают передачу учащимся необходимых норм жизнедеятельности, способов, знаний-умений-навыков учебной и коммуникативной деятельности
Слайд 5Антрополого-психологическая модель ОС (В.И.Слободчиков)
В основе – принцип развития:
Естественный, спонтанный процесс
развития
Искусственный процесс, специально сконструированный
Саморазвитие
3 принципа организации ОС:
Единообразие
Разнообразие
Вариативность
Слайд 6Содержание образования
альтернативные позиции:
Традиционная школа решала следующую проблему: «Как обращаться с
ребенком, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?».
Сейчас
вопрос должен стоять принципиально иначе: «Каким должно быть содержание образования, чтобы ребенок плодотворно развивался?».
Слайд 7Критерии эффективности форм и методов обучения
Изменения в субъекте обучения под
воздействием обучения
Слайд 8Эдвард Клапаред (1873-1940)
детство играет биологически важную роль.
разрабатывая содержание образования,
необходимо изучать естественные проявления детей и в соответствии с ними
организовывать воспитательную деятельность.
добиться того, чтобы методы и программы вращались вокруг ребенка, а не ребенок изо всех сил старался крутиться вокруг программы, составленной без какого-либо учета его особенностей.
Слайд 9Дж.Дьюи (1859-1952)
— отказ от заранее составленных учебных программ (курсов);
— опора
на опыт ребенка;
— ребенок должен определять как качество, так и
количество обучения;
— обучение ребенка должно вестись преимущественно методом практических, исследовательских действий и др.
Слайд 10Херд Килпатрик (1871-1965)
Метод проектов:
дети, исходя из своих интересов, вместе
с учителем проектировали и находили решение какой-либо учебно-практической задачи. Включаясь
таким образом в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями
Слайд 11Свободная модель
внутренняя инициатива ребенка.
ребенок тем не менее сам определяет
интенсивность и продолжительность своих учебных занятий, свободно планирует собственное время,
самостоятельно выбирает средства обучения. Какая-либо жесткая система педагогических воздействий отсутствует. Напротив, поощряется импровизация и детей, и учителя относительно как содержания, так и способов обучения.
Слайд 12Диалогическая модель (В.С. Библер)
формирование диалогизма как основного определения человеческой мысли
(в виде диалога культур; диалога идей за счет освоения тех
«точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую (иную); диалога знания и незнания,
Вместо учебников в данной модели используются тексты как произведения соответствующей культуры. Отсутствует единая программа, не практикуются обычные отметки.
Слайд 13Личностная модель (Л.Н.Занков, М.В.Зверева и др)
общее развитие учащегося, в том
числе развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
Организация
учебного процесса подчиняется определенным взаимосвязанным принципам:
обучение на высоком уровне трудности;
ведущая роль теоретических знаний на начальном этапе обучения;
быстрый темп изучения учебного материала;
осознанный характер учения;
одновременная работа по развитию слабых и сильных учащихся.
Слайд 14Личностная модель (Л.Н.Занков, М.В.Зверева и др)
Конечная цель личностной модели —
дать школьникам целостную картину мира на основе науки, литературы и
искусства с учетом трех основных линий общего психического развития ребенка (наблюдения, мышления и практических действий)
Слайд 15Обогащающая модель (Э.Г.Гельфман, М.А.Холодная)
интеллектуальное воспитание учащихся осуществляется за счет
актуализации и усложнения ментального (умственного) опыта ребенка.
Слайд 16Развивающая модель (В.В.Давыдов)
направлен на развитие основ теоретического мышления в младшем
школьном возрасте
Детям предлагаются учебные задачи, в ходе решения которых ребенок
ищет общий способ подхода к многочисленным частным ситуациям.
Слайд 17Активизирующая модель (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др.)
Направлена на повышение уровня познавательной
активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций,
опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства.
Ключевой психологический элемент — «познавательный интерес»
Слайд 18Формирующая модель (Н.Ф.Талызина, И.П.Калошина и др.)
влиять на умственное развитие ребенка
— значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений.
Разновидностью этой модели является программированное и алгоритмическое обучение.
Ключевой психологический элемент — «умственное действие»
Слайд 19Интеллектуальная инициатива
готовность выходить за пределы заданного и включаться в не
стимулированную извне интеллектуальную деятельность. (Д.Б.Богоявленская)
свойство целостной личности, представляющее собой органическое
единство познавательных и мотивационных факторов.
Слайд 20Дж.Хазард
Традиционное образование
внутренний опыт ребенка воспринимается как не соответствующий требованиям школьного
обучения
Акцент на конвергентном мышлении
Гуманистическое образование
индивидуальный внутренний опыт рассматривается как контекст
обучения (в частности, поощряется интуитивность, фантазии, выражение чувств, накопленные вне школы жизненные впечатления и т. д.)
Интегративное мышление
Слайд 21Состав социального опыта (И.Я.Лернер)
Слайд 22Разработка содержания образования одаренных детей(Х.Пассов, США)
Программа должна:
содержать углубленное и всестороннее
изучение важнейших проблем и идей, которые интегрируют знания со структурами
мышления;
предусматривать развитие продуктивного мышления, а также практических навыков его применения;
давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать стремление к приобретению знаний;
предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников;
поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии; способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т. д.;
оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами.