Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Зинова У.А.,
кандидат пс.наук,
член-корр.МАПН
Белоногова О.М.,
кризисолог,
интегративный психолог
Слайд 2Психологическое насилие во взаимодействии
Насилие – физическое, психическое, духовное воздействие на
человека (социально организованное), которое правомерно понижает его нравственный (духовный), психический
(моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в т.числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
И.А. Баева
Слайд 3Психологическое насилие
Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее
всего формализуется и не имеет четких границ.
Выражается в неприятии
и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.
На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т . п. могут являться насилием, а для других нет.
Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУЛЛИНГА
Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун,
задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный
на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.
Слайд 6Картина в цифрах
Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам
1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48
% , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42 %, причем 20 % - многократно.
Всемирная организация здравоохранения проводит периодический мониторинг аспектов поведения школьников, влияющих на их здоровье. Один из разделов посвящён насилию в школах. По данным за 2010 год регулярному насилию в наших школах подвергаются 21 % девочек и 22 % мальчиков в возрасте 11 лет; 20 % девочек и 19 % мальчиков в возрасте 13 лет; 12 % девочек и 13 % мальчиков в возрасте 15 лет. Сами регулярно обижают других 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц.
Слайд 8КОМПОНЕНТЫ БУЛЛИНГА
Оно осуществляется регулярно.
Оно происходит в отношениях, участники которых обладают
неодинаковой властью.
Это поведение является умышленным.
Это поведение имеет свои возрастные, половые
(гендерные) и иные психологические закономерности.
Слайд 10На личностном уровне, «классические» булли отличаются повышенной агрессивностью, слабым самоконтролем
за своими импульсами и высокой терпимостью к агрессивному поведению как
таковому.
Иногда за этим стоят врожденные генетические или гормональные особенности, например, повышенный уровень «мужского» гормона тестостерона.
Как правило, типичный булли не страдает пониженным самоуважением и достаточно уверен в себе.
Булли применяют силу не спонтанно, в связи с обычными детскими конфликтами, а сознательно, оставаясь эмоционально спокойными и равнодушными
Слайд 13Кибербуллинг
Конкретные формы и способы буллинга постоянно меняются. Новейшее «достижение» в
этой области – так называемый кибербуллинг, т.е. буллинг, осуществляемый с
помощью электронных средств коммуникации.
Как и среди обычных булли, среди кибербулли преобладают мальчики. Девочки, ставшие жертвами кибербуллинга, чаще мальчиков сообщают об этом взрослым.
Слайд 15Что делать, если вы узнали, что ребёнок стал жертвой буллинга?
Первое. Нужно
усвоить для себя, что травля — это травля, и ответствен
за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был.
Второе. Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга нет. Проблема, вероятно, есть, но вины — нет и быть не может.
Третье. Объяснить это классу. Часто сами обидчики, особенно младшего возраста, не ведают, что творят. Взрослый должен сказать им, что это не дразнилки, не игра. То, чем они занимаются — травля, гадкое, недопустимое поведение. Вот только «давить на жалость» при это не в коем случае нельзя. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?».
Слайд 16«Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем
сделать?» норвежский психолог Дан Ольвеус