Разделы презентаций


Организация закупочной деятельности в госсекторе

Содержание

Организация закупочной деятельности в госсектореКузнецова Ирина Владимировна, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, д. психол.н., заслуженный работник общего образования Российской Федерации111-05-00, www.igz.ruМосква, 2006 г.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Государственный университет -
Высшая школа экономики
Институт управления закупками и продажами им. А.Б.

Соловьева
Москва, 2006

Государственный университет -Высшая школа экономикиИнститут управления закупками и продажами им. А.Б. СоловьеваМосква, 2006

Слайд 2Организация закупочной деятельности в госсекторе
Кузнецова Ирина Владимировна, директор Института управления

закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, д. психол.н., заслуженный работник общего

образования Российской Федерации
111-05-00, www.igz.ru

Москва, 2006 г.

Организация закупочной деятельности в госсектореКузнецова Ирина Владимировна,  директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева

Слайд 3 Что это такое? Организация закупочной деятельности в государственном и муниципальном секторах

с позиции процессного подхода, определяется, как совокупность адекватных целей, логически связных и

взаимодействующих управляющих, центральных и обеспечивающих процессов, методов и процедур размещения государственных заказов.
Что это такое?  Организация закупочной деятельности в государственном и муниципальном секторах с позиции процессного подхода,

Слайд 4Проблемы в организации закупочной деятельности в госсекторе определяются, с позиции процессного

подхода, неадекватностью целей, отсутствием связности и взаимодействия

управляющих, центральных и обеспечивающих процессов размещения государственных заказов.

Перспектива -
в определении адекватных целей, построении системы процессов.

Проблемы в организации закупочной деятельности в госсекторе определяются, с позиции процессного подхода,   неадекватностью целей,

Слайд 5Цели
Ранее – не определена (97-ФЗ)
В соответствии с Законом (с 01.01.2006)

– «…обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при

размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. (гл 1., ст.1, ч.1 94-ФЗ).
Адекватная – предмету закона цель – качественное размещение государственных и муниципальных заказов - удовлетворение потребностей государства в товарах, услугах, работах в соответствии с требуемыми характеристиками
ЦелиРанее –  не определена (97-ФЗ)В соответствии с Законом (с 01.01.2006) –  «…обеспечение единства экономического пространства

Слайд 6Качество размещения госзаказа
В соответствии с адекватной целью,
критериями качества

размещения государственного заказа являются:
Результативность размещения госзаказа – степень достижения

цели;
эффективность – цена достижения цели;
удовлетворенность результатами процесса размещения заказа, отсутствие рекламаций (жалоб), вовлеченность в продолжение процесса.



Качество размещения госзаказаВ соответствии с адекватной целью,  критериями качества размещения государственного заказа являются: Результативность размещения госзаказа

Слайд 7Построение системы управляющих, центральных, обеспечивающих процессов
Система - это совокупность

согласованных, учитывающих требования безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля:
Организационной

структуры;
Процессов;
Методов (документированных процедур, правил, указаний, ограничений, инструкций);
Ресурсов, необходимых для осуществления центральных процессов
Построение системы управляющих, центральных, обеспечивающих процессов Система - это совокупность согласованных, учитывающих требования безопасности, надежности, среды, информационной

Слайд 8Процессы управления
(вертикальные)
Главные процессы
(горизонтальные)
Процессы поддержки
(вертикальные)
Процессы управления
(вертикальные)

Взаимодействие и взаимосвязь процессов

Процессы управления(вертикальные)Главные процессы(горизонтальные)Процессы поддержки(вертикальные)Процессы управления(вертикальные)Взаимодействие и взаимосвязь процессов

Слайд 9Карта рабочих процессов

Карта рабочих процессов

Слайд 10
Не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля









Проблемы управляющих процессов
проблемы
Создание нормативной базы госзаказа

Управление размещением госзаказа
Мониторинг
Анализ и контроль




Коллизии,

белые пятна, различия в уровне региональной и федеральной базы

Коррупция, некомпетентность, местечковость, закрытость, отсутствие контроля


Фрагментарность, невалидность методов, нерепрезентативность выборки, закрытость, отсутствие рекомендаций по управляющим решениям


Отсутствие достоверности фрагментарность анализа и контроля, информационная закрытость, отсутствие решений

Не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля Проблемы управляющих процессовпроблемыСоздание нормативной базы госзаказаУправление размещением

Слайд 11
Не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля





Проблемы центральных процессов
проблемы
Планирование размещения заказа

Размещение госзаказа



Коррупция, некомпетентность, местечковость, закрытость, отсутствие контроля,

коллективная безответственность



Не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля Проблемы центральных процессовпроблемыПланирование размещения заказаРазмещение госзаказаКоррупция, некомпетентность,

Слайд 12
Не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля







Проблемы процессов поддержки
проблемы
Обеспечение материально-техническими и финансовыми ресурсами

Обеспечение организационными и кадровыми

ресурсами

Обеспечение информационными и методическими ресурсами




Отсутствие автоматизации процессов;
Отсутствие нормативной базы по использованию финансовых ресурсов


Отсутствие правил обеспечения оргресурсами;
Отсутствие мониторинга, ступенчатого повышения квалификации, аттестации специалистов и аккредитации обучающих структур


Отсутствие единого окна доступа и бесплатности ресурса;
Неадекватность методического обеспечения на федеральном уровне

Не отвечают требованиям безопасности, надежности, среды, информационной открытости и контроля Проблемы процессов поддержкипроблемыОбеспечение материально-техническими и финансовыми ресурсамиОбеспечение

Слайд 13Решение проблем
Создание адекватных систем организации, управления и контроля,

нормативных, материально-технических, финансовых, кадровых, методических ресурсов, учитывающих требования безопасности, надежности,

среды, информационной открытости и контроля
Решение проблем  Создание адекватных систем организации, управления и контроля, нормативных, материально-технических, финансовых, кадровых, методических ресурсов, учитывающих

Слайд 14ВИДЫ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ПРАВОВЫЕ
КАДРОВЫЕ
ФИНАНСОВЫЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ВИДЫ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И  МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИОРГАНИЗАЦИОННЫЕПРАВОВЫЕ КАДРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Слайд 15ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
Организационные
Правовые
Кадровые
Финансовые
Материально-технические
Научно-методические
Информационные
Организации и структуры, осуществляющие закупки и обладающие адекватным

потенциалом для их проведения
Анализ возможных организационных решений в сфере подготовки

и проведения закупок.
Выбор оптимальной стратегии организационного обеспечения закупок: - на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; - в зависимости от типа закупки.
Разработка организационных решений, основанных на современных информационных технологиях (создание системы закупок с применением современных телекоммуникационных средств).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИОрганизационныеПравовыеКадровыеФинансовыеМатериально-техническиеНаучно-методическиеИнформационныеОрганизации и структуры, осуществляющие закупки и обладающие адекватным потенциалом для их проведенияАнализ возможных организационных

Слайд 16ВОЗМОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ

Размещение заказов осуществляют:
структуры, находящиеся в

составе органа власти или уполномоченные организации - заказчики (Заказчик);
Специально

созданные – уполномоченные органы исполнительной власти;
независимые специализированные организации (привлекаются на основе торгов независимые специализированные организации);
Закупки осуществляются структурами 1,2 в электронной форме с использованием современных телекоммуникационных средств
ВОЗМОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИРазмещение заказов осуществляют:структуры, находящиеся в составе органа власти или уполномоченные организации

Слайд 17СТРУКТУРЫ В СОСТАВЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Низкий профессионализм;
Совмещение функций заказчика и исполнителя

процесса закупки;
Размытая (коллегиальная) ответственность за соблюдение процедур;
Все затраты на

материально-техническое обеспечение, подготовку кадров и информационное сопровождение возлагаются на заказчика.

Контролируемая и относительно низкая стоимость расходов на проведение закупки;
Высокий уровень персональной ответственности за конечный результат.
СТРУКТУРЫ В СОСТАВЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИНизкий профессионализм; Совмещение функций заказчика и исполнителя процесса закупки; Размытая (коллегиальная) ответственность за

Слайд 18УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ

Высокая (плохо контролируемая) стоимость расходов на проведение закупки;


Необходимость оплаты затрат на оснащение, подготовку кадров, информационное сопровождение;
Зависимость исполнителя

от заказчика.

Высокий уровень профессионализма;
Высокий уровень ответственности за конечный результат
УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ Высокая (плохо контролируемая) стоимость расходов на проведение закупки; Необходимость оплаты затрат на оснащение, подготовку кадров,

Слайд 19НЕЗАВИСИМЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Высокая (неконтролируемая) стоимость расходов на проведение закупки;
Отсутствие

ответственности за процесс и конечный результат;
Излишняя формализованность взаимодействия с заказчиком.
Соблюдение

процедур размещения заказа;
Затраты на материально-техническое обеспечение, подготовку кадров и информационное сопровождение несет закупочная организация.
НЕЗАВИСИМЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИВысокая (неконтролируемая) стоимость расходов на проведение закупки; Отсутствие ответственности за процесс и конечный результат;Излишняя

Слайд 20СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАКУПОК

Отсутствие правовой базы;
Низкий уровень доверия к телекоммуникационным

средствам;
Отсутствие достоверной оценки реальных затрат на реализацию процедур.

Потенциально высокий

уровень открытости и прозрачности;
Потенциально высокий уровень обеспечения соблюдения процедур и объективности;
Низкий уровень зависимости от уровня подготовки кадров.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАКУПОКОтсутствие правовой базы; Низкий уровень доверия к телекоммуникационным средствам;Отсутствие достоверной оценки реальных затрат на реализацию

Слайд 21ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
Организационные
Правовые
Кадровые
Финансовые
Материально-технические
Научно-методические
Информационные
Совокупность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих процесс

закупок для государственных и муниципальных нужд
Разработка и совершенствование нормативных правовых

актов на уровне федерации.
Анализ региональной и муниципальной правовой базы организации закупок.
Приведение в соответствие с федеральной правовой базой региональных и муниципальных законодательных и нормативных правовых актов.
ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИОрганизационныеПравовыеКадровыеФинансовыеМатериально-техническиеНаучно-методическиеИнформационныеСовокупность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих процесс закупок для государственных и муниципальных нуждРазработка

Слайд 22КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
Организационные
Правовые
Кадровые
Финансовые
Материально-технические
Научно-методические
Информационные

Кадры, имеющие адекватную подготовку и опыт в проведении

закупок

Система подготовки кадров
Анализ потребности подготовки кадров в зависимости

от выбранной модели организационного обеспечения закупок.
Организация и проведение обучения и повышения квалификации кадров.
Создание системы мониторинга уровня подготовки кадров.
Создание системы непрерывного повышения квалификации кадров.
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИОрганизационныеПравовыеКадровыеФинансовыеМатериально-техническиеНаучно-методическиеИнформационныеКадры, имеющие адекватную подготовку и опыт в проведении закупок Система подготовки кадров Анализ потребности

Слайд 23 ПОТРЕБИТЕЛИ КАДРОВОГО РЕСУРСА В СИСТЕМЕ ГОСЗАКУПОК

Для формирования конкурсных комиссий
Для осуществления контроля
Для

осуществления процедуры (агентские функции)
Для консалтинга

Для подготовки и участия в конкурсах
Для

обжалования действий госзаказчика

ЗАКАЗЧИКИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ И СПЕЦИАЛИЗИ-РОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ПОСТАВЩИКИ

ПОТРЕБИТЕЛИ КАДРОВОГО РЕСУРСА В СИСТЕМЕ ГОСЗАКУПОКДля формирования конкурсных комиссийДля осуществления контроляДля осуществления процедуры (агентские функции)Для консалтингаДля подготовки

Слайд 24ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
Организационные
Правовые
Кадровые
Финансовые
Материально-технические
Научно-методические
Информационные

Система адекватного финансирования процесса подготовки и проведения

закупочных процедур
Анализ стоимости процедуры подготовки и проведения закупочных процедур в

различных организационных моделях и итоговой финансовой эффективности моделей.
Разработка схем финансирования процедур в рамках действующей правовой базы.
Выделение необходимого финансового ресурса, в зависимости от выбранной организационной модели.
Обоснование заказа на изменение правовой базы.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИОрганизационныеПравовыеКадровыеФинансовыеМатериально-техническиеНаучно-методические ИнформационныеСистема адекватного финансирования процесса подготовки и проведения закупочных процедурАнализ стоимости процедуры подготовки и

Слайд 25Анализ стоимости процедуры подготовки и проведения закупочных процедур
Затраты на маркетинг

товаров, работ, услуг;
Затраты на разработку конкурсной документации;
Затраты на оплату услуг

организатора конкурса и экспертов;
Затраты на методическое обеспечение процедуры;
Затраты на копировальные работы;
Затраты на услуги связи: рассылка приглашений участникам конкурса, членам конкурсной комиссии, экспертам, конкурсной документации, извещений, разъяснений, изменений конкурсной документации, извещений об итогах конкурса;
Затраты на аренду помещений для проведения процедуры.

Анализ стоимости процедуры подготовки и проведения закупочных процедурЗатраты на маркетинг товаров, работ, услуг;Затраты на разработку конкурсной документации;Затраты

Слайд 26Нормативные акты, касающиеся затрат на проведение конкурсов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.05.99

N 97-ФЗ
Организатор открытого

конкурса предоставляет документацию о предварительном отборе каждому поставщику (исполнителю), который запрашивает такую документацию и вносит плату за документацию о предварительном отборе, если такая плата установлена. Плата за документацию о предварительном отборе не должна превышать расходы организатора открытого конкурса на изготовление указанной документации и доставку ее поставщикам (исполнителям).

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.06.95 N 594
Государственный контракт, подписанный государственным заказчиком, является государственной гарантией финансирования поставок продукции для федеральных государственных нужд в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.
Установить, что часть своих функций, в том числе по финансовому обслуживанию государственных контрактов, государственные заказчики по решению Правительства Российской Федерации могут на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям.

В государственных контрактах в составе общих издержек могут предусматриваться затраты на переподготовку кадров инженерно-технического и производственного персонала, затраты на сопутствующие, но непосредственно не связанные с выполнением заказа научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и др. Такие затраты должны осуществляться, как правило, в целях обеспечения качества продукции

VII. Управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения
32. Абзац 3.Финансирование деятельности дирекции целевой программы осуществляется в установленном порядке. Для финансирования деятельности дирекции могут быть использованы средства, предназначенные для реализации целевой программы, в случае, если средства на содержание дирекции предусмотрены в федеральном бюджете.

3. ПИСЬМО МИНЭКОНОМИКИ РФ OT 01.04.99 N АС-311/4-279
II. Порядок ведения у заказчика бухгалтерского учета операций, связанных с проведением торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд
Основным документом заказчика, регламентирующим величину финансирования и расходования средств при проведении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд, является смета затрат.
Заказчикам рекомендуется на организацию и проведение каждого торга (конкурса), по размещению заказов на закупку продукции для государственных нужд, открыть отдельный заказ, на котором будут аккумулироваться затраты, связанные с проведением работ по организации и проведению торга (конкурса).
Нормативные акты, касающиеся затрат на проведение конкурсовФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.05.99 N 97-ФЗ

Слайд 27МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
Организационные
Правовые
Кадровые
Финансовые
Материально-технические
Научно-методические
Информационные

Материально-техническое обеспечение процесса подготовки и проведения закупок
Анализ

материально-технического обеспечения действующих организационных структур, проводящих закупки.
Формулировка рекомендаций по материально-техническому

обеспечению организационных структур, проводящих закупки.
Обеспечение организационных структур необходимыми материально-техническим средствами.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИОрганизационныеПравовыеКадровыеФинансовыеМатериально-техническиеНаучно-методические ИнформационныеМатериально-техническое обеспечение процесса подготовки и проведения закупокАнализ материально-технического обеспечения действующих организационных структур, проводящих

Слайд 28НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
Организационные
Правовые
Кадровые
Финансовые
Материально-технические
Научно-методические
Информационные

Совокупность знаний и технологий (методик), позволяющих готовить и

проводить закупки

Результаты анализа и обобщения опыта подготовки и проведения закупок
Научная

и научно-методическая работа по накоплению знаний и созданию методик (технологий) подготовки и проведения закупок.
Распространение знаний и опыта проведения закупочных процедур (в т.ч. в печатной и электронной форме).
Внедрение эффективных технологий (методик) подготовки и осуществления закупочных процедур.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИОрганизационныеПравовыеКадровыеФинансовыеМатериально-техническиеНаучно-методическиеИнформационныеСовокупность знаний и технологий (методик), позволяющих готовить и проводить закупкиРезультаты анализа и обобщения опыта

Слайд 29ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
Организационные
Правовые
Кадровые
Финансовые
Материально-технические
Научно-методические
Информационные

ФУНКЦИИ
Информационное обеспечение и сопровождение процесса закупок

Информация об опыте

проведения и результатах закупок

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИОрганизационныеПравовыеКадровыеФинансовыеМатериально-техническиеНаучно-методическиеИнформационныеФУНКЦИИИнформационное обеспечение и сопровождение процесса закупокИнформация об опыте проведения и результатах закупок

Слайд 30ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
мониторинг и обеспечение информацией о размещении

заказа.
Анализ процесса размещения заказов.
Принятие управленческих решений по улучшению

эффективности размещения заказов.
Контроль общества, налогоплательщиков на что и как тратятся их деньги, при размещении государственного и муниципального заказа.
Расширение информационного обеспечения сверх публикаций об объявлении конкурсов и их результатах.
ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИмониторинг и обеспечение информацией о размещении заказа. Анализ процесса размещения заказов. Принятие

Слайд 31НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ
Накопление и распространение информации о закупках;

создание банков данных о поставщиках, закупщиках, ходе и результатах конкурсов;
Накопление

и распространение информации о ценообразовании на рынке госзакупок, представленности товаров, работ, услуг;
Обеспечение доступности информации о закупках; создание открытых (общедоступных) информационных систем.
Формирование заказа на развитие правового обеспечения закупок в целях повышения качества информационного обеспечения.

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИНакопление и распространение информации о закупках; создание банков данных о поставщиках, закупщиках,

Слайд 32Благодарю за внимание!
И.В. Кузнецова – директор Института управления закупками и

продажами Государственного Университета – Высшей школы экономики,
Москва, Варшавское шоссе,

44а
Тел. (095) 111-05-00, факс (095) 117-01-27
www.igz.ru
Благодарю за внимание!И.В. Кузнецова  – директор Института управления закупками и продажами Государственного Университета – Высшей школы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика