Разделы презентаций


Психология экстремальных отношений

Содержание

Вопросы лекции:Психология ЭО как учебная дисциплина.Понятие «экстремальная ситуация».Теория Г. Селье и Ф. Василюка.http://vk.com/club34035598 «Психология в СНУЯЭиП»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Психология экстремальных отношений»
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Подготовила: ст. преподаватель кафедры ГД М.В.

Косцова

«Психология экстремальных отношений»ВВЕДЕНИЕ В КУРСПодготовила: ст. преподаватель кафедры ГД М.В. Косцова

Слайд 2Вопросы лекции:
Психология ЭО как учебная дисциплина.
Понятие «экстремальная ситуация».
Теория Г. Селье

и Ф. Василюка.
http://vk.com/club34035598
«Психология в СНУЯЭиП»

Вопросы лекции:Психология ЭО как учебная дисциплина.Понятие «экстремальная ситуация».Теория Г. Селье и Ф. Василюка.http://vk.com/club34035598 «Психология в СНУЯЭиП»

Слайд 3Электронные учебники:

Электронные учебники:

Слайд 4Дополнительная литература:
Селье Г. Когда стресс не приносит горя. — М.,

1992
Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
Лебедев В.И. Личность в

экстремальных ситуациях. — М., 1989.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
Дополнительная литература:Селье Г. Когда стресс не приносит горя. — М., 1992Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.Лебедев

Слайд 5пропорционально увеличивается
количество людей,
принимавших когда-либо в них участие
в экстремальных

ситуациях
возрастает обусловленность
катастрофических последствий ЭС
«человеческим фактором» -
т.е. неэффективными,


подчас деструктивными действиями
людей в таких ситуациях.
пропорционально увеличивается количество людей, принимавших когда-либо в них участиев экстремальных ситуацияхвозрастает обусловленность катастрофических последствий ЭС «человеческим фактором»

Слайд 6Цель учебного курса:
изучение теоретических подходов к определению экстремальности как психологического

феномена, усвоение принципов поведения и управления подчиненными в экстремальных ситуациях,

связанных с защитой информации.
Цель учебного курса:изучение теоретических подходов к определению экстремальности как психологического феномена, усвоение принципов поведения и управления подчиненными

Слайд 7Задачи:
обучить студентов теоретическим основам психологии экстремальных отношений, пониманию основных закономерностей

поведения человека в экстремальных условиях;
анализ психологических особенностей экстремальных ситуаций и

возникающих вследствие этого у человека состояний;
способствовать усвоению и осмыслению теоретического и эмпирического материала;
способствовать формированию индивидуальной позиции каждого студента в отношении того, как должен действовать руководить в экстремальной ситуации, связанной с зашитой информации.
Задачи:обучить студентов теоретическим основам психологии экстремальных отношений, пониманию основных закономерностей поведения человека в экстремальных условиях;анализ психологических особенностей

Слайд 8Знать:
- предмет и методологию дисциплины;
- место дисциплины среди других наук;


- структуру психологии экстремальных отношений;
- теорию стресса Г. Селье и

теорию Ф. Василюка;
- посттравматические стрессовые нарушения;
- методы саморегуляции и управления в стрессовых ситуациях;
- основы психологической безопасности человека и коллектива;
- основные принципы обеспечения людей в условиях кризисных ситуаций диверсионная, террористическая угрозы);
- решение кризисных ситуаций между подчиненными;
- методы диагностики кадров с целью выявления признаков кризисных ситуаций в коллективе.
Знать:- предмет и методологию дисциплины;- место дисциплины среди других наук; - структуру психологии экстремальных отношений;- теорию стресса

Слайд 9ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

— отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни

и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ— отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях

Слайд 10Экстремальная психология возникла в конце ХХ в.,
синтезировав конкретные исследования

в области авиационной, космической, морской и полярной психологии.

Экстремальная психология возникла в конце ХХ в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной

Слайд 11Объект и предмет дисциплины:
Объект – экстремальная ситуация.
Предмет
– системы и

механизмы отношений в условиях экстремальных ситуаций.

Объект и предмет дисциплины:Объект – экстремальная ситуация.Предмет – системы и механизмы отношений в условиях экстремальных ситуаций.

Слайд 12Чрезвычайная ситуация (ЧС)
— это обстановка на определенной территории, сложившаяся в

результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,

которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
Чрезвычайная ситуация (ЧС)— это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного

Слайд 13Кризисная ситуация
(от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) —

это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире

и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Кризисная ситуация(от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения

Слайд 14Экстремальная ситуация
(от лат. extrеmus — крайний,критический) — внезапно возникшая ситуация,

угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как
угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности,

благополучию.
Экстремальная ситуация(от лат. extrеmus — крайний,критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком какугрожающая жизни,

Слайд 15A.M. Столяренко,
исследовавший ЭС в русле психолого-педагогического подхода, считает, что экстремальными

следует называть ситуации, ставящие перед человеком большие объективные и психологические

трудности, обязывающие его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.
A.M. Столяренко,исследовавший ЭС в русле психолого-педагогического подхода, считает, что экстремальными следует называть ситуации, ставящие перед человеком большие

Слайд 16ЭС: широкий спектр внешних условий:
натуро- и техногенные

катастрофы; боевые действия, теракты; профессиональные ситуации; экстремальные виды спорта и

развлечений; вынужденное переселение; конфликты в семье; эмоциональные кризисы; смерть близких; алкоголизм и заболевания близких; чрезвычайные ситуации в управлении.
ЭС: широкий спектр внешних условий:  натуро- и техногенные катастрофы; боевые действия, теракты; профессиональные ситуации; экстремальные виды

Слайд 17 По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:
– ЧС техногенного

характера;
– ЧС природного происхождения;
– ЧС биолого-социального характера.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:  – ЧС техногенного характера;– ЧС природного происхождения;–

Слайд 18Экстремальные условия:
характеризуются измененной афферентацией (специфическое реагирование организма при резко измененных,

непривычных условиях существования), измененной информационной структурой,
социально-психологическими ограничениями и наличием

фактора риска.
Экстремальные условия:характеризуются измененной афферентацией (специфическое реагирование организма при резко измененных, непривычных условиях существования), измененной информационной структурой, социально-психологическими

Слайд 19Таким образом,
Актуальными вопросами психологии экстремальных отношений — новой, но

быстро развивающейся отрасли психологической науки — являются изучение психосоциальных последствий

катастроф, влияние их на психическое здоровье населения, разработка методов минимизации таких последствий и нахождение эффективных методов управления
в ЭС.
Таким образом, Актуальными вопросами психологии экстремальных отношений — новой, но быстро развивающейся отрасли психологической науки — являются

Слайд 20Теория Ганс Селье (1907—1982).
Основоположником учения о стрессе,
является лауреат
Нобелевской премии физиолог

Ганс Селье.
Для описания совокупности всех неспецифических (несвойственных организму в норме)

изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».
Теория Ганс Селье (1907—1982).Основоположником учения о стрессе,является лауреатНобелевской премии физиолог Ганс Селье.Для описания совокупности всех неспецифических (несвойственных

Слайд 21Стресс - это
«стресс» принято определять
как неспецифический ответ организма на любое

предъявляемое к нему требование.
Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация

может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (праздник, переезд в новую квартиру). Эти состояния обозначают как «эустресс».
Стресс - это«стресс» принято определятькак неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.Не всякий стресс является

Слайд 22Дистресс:
Все эмоционально (стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие

ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого

человека).
Дистресс:Все эмоционально (стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные

Слайд 23Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье
является отрицание ведущей роли

центральной нервной системы в происхождении стресса.
Г. Селье и его последователи

показали, что синдром
ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных.
Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.
Наиболее существенным недостатком в теории Г. Сельеявляется отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса.Г. Селье

Слайд 25Механизмы психологической защиты:
Таким образом, по отношению к человеку специфика
стресса состоит

в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты

личности.
Механизмы психологической защиты:Таким образом, по отношению к человеку спецификастресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием

Слайд 26Стресс — это
неспецифическая ответная реакция организма на различного рода

раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям.
Характер протекания стрессовой

реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека.
Стресс — это неспецифическая ответная реакция организма на различного рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям.

Слайд 27Теория Ф. Василюка: проблема критической ситуации
Критическая ситуация в самом общем

плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация,

в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).
Теория Ф. Василюка: проблема критической ситуацииКритическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности,

Слайд 284 ключевых понятия, описывающие критические жизненные ситуации:
понятия
стресса,
фрустрации,
конфликта

и
кризиса.

4 ключевых понятия, описывающие критические жизненные ситуации:понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Слайд 29Стресс – «витальность»:
Стрессоры могут быть как реально действующими, так и

вероятными.
Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на

информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Различают физиологические и психологические стрессоры.
К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.;
к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стресс – «витальность»:Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы,

Слайд 30Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание)
— негативное психическое

состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.
Необходимыми признаками

фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание)— негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных

Слайд 31Теория Сола Розенцвейга:
По направлению реакции на фрустрацию подразделяются на:

· Экстрапунитивные:

реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина

фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

· Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

· Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Теория Сола Розенцвейга:По направлению реакции на фрустрацию подразделяются на:· Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение,

Слайд 32Выделяют следующие виды фрустрационного поведения:
двигательное возбуждение — человек много, беспорядочно

движется, кидается из стороны в сторону, не может выбрать одну

линию поведения;
апатия, например, один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок, не принимая никаких действий;
агрессивное поведение;
стереотипное поведение — человек начинает повторять какие-то движения, действия, которые когда то в похожей ситуации ему помогали, но неизвестно, помогут ли они в данной ситуации;
регрессивное поведение, которое понимается как поведение, характерное для человека в более ранние периоды жизни. Например, дети, уже находясь в более старшем возрасте, начинают сосать палец, у них возвращается сюсюкающая речь и так далее.
Выделяют следующие виды фрустрационного поведения: двигательное возбуждение — человек много, беспорядочно движется, кидается из стороны в сторону,

Слайд 33Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход)
в психологии

определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое

изменение статусов персональной жизни.
Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход)в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной

Слайд 34Ф.Е. Василюк: 2 типа кризисных ситуаций
Различают два типа кризисных ситуаций,

в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека

в последующей жизни.

Кризис первого типа — это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.

Ситуация второго типа перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни.

Столкновение человека с непреодолимой преградой — утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис. Процесс преодоления этого кризиса отечественный психолог Ф.Е. Василюк назвал переживаниями, наполнив этот термин новым смыслом.
До сих пор переживание связывалось с эмоцией, отражающей отношение человека к вызвавшему ее фактору.
Ф.Е. Василюк:  2 типа кризисных ситуацийРазличают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность

Слайд 35Типологический анализ закономерностей переживаний

Типологический анализ закономерностей переживаний

Слайд 36Ф.Е. Василюк выделяет следующие четыре типа переживаний:
Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся

факт и отрицает его — «ничего страшного не случилось», «ну

уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Если можно так выразиться, это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.

Ф.Е. Василюк выделяет следующие четыре типа переживаний:Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт и отрицает его — «ничего страшного

Слайд 37Ф.Е. Василюк выделяет следующие четыре типа переживаний:
Ценностное переживание полностью признает

наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее

невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.

Творческое переживание — этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.

Ф.Е. Василюк выделяет следующие четыре типа переживаний:Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие

Слайд 38Таким образом,
По мнению Ф. Василюка, существуют особые жизненные ситуации –

критические. невозможные, которые могут разрешить только процессы переживания.
Переживание возникает

вследствие критической ситуации. Критическая ситуация – это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.).
Таким образом,По мнению Ф. Василюка, существуют особые жизненные ситуации – критические. невозможные, которые могут разрешить только процессы

Слайд 39Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика