Слайд 1«Психология экстремальных отношений»
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Подготовила: ст. преподаватель кафедры ГД М.В.
Косцова
Слайд 2Вопросы лекции:
Психология ЭО как учебная дисциплина.
Понятие «экстремальная ситуация».
Теория Г. Селье
и Ф. Василюка.
http://vk.com/club34035598
«Психология в СНУЯЭиП»
Слайд 4Дополнительная литература:
Селье Г. Когда стресс не приносит горя. — М.,
1992
Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
Лебедев В.И. Личность в
экстремальных ситуациях. — М., 1989.
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
Слайд 5пропорционально увеличивается
количество людей,
принимавших когда-либо в них участие
в экстремальных
ситуациях
возрастает обусловленность
катастрофических последствий ЭС
«человеческим фактором» -
т.е. неэффективными,
подчас деструктивными действиями
людей в таких ситуациях.
Слайд 6Цель учебного курса:
изучение теоретических подходов к определению экстремальности как психологического
феномена, усвоение принципов поведения и управления подчиненными в экстремальных ситуациях,
связанных с защитой информации.
Слайд 7Задачи:
обучить студентов теоретическим основам психологии экстремальных отношений, пониманию основных закономерностей
поведения человека в экстремальных условиях;
анализ психологических особенностей экстремальных ситуаций и
возникающих вследствие этого у человека состояний;
способствовать усвоению и осмыслению теоретического и эмпирического материала;
способствовать формированию индивидуальной позиции каждого студента в отношении того, как должен действовать руководить в экстремальной ситуации, связанной с зашитой информации.
Слайд 8Знать:
- предмет и методологию дисциплины;
- место дисциплины среди других наук;
- структуру психологии экстремальных отношений;
- теорию стресса Г. Селье и
теорию Ф. Василюка;
- посттравматические стрессовые нарушения;
- методы саморегуляции и управления в стрессовых ситуациях;
- основы психологической безопасности человека и коллектива;
- основные принципы обеспечения людей в условиях кризисных ситуаций диверсионная, террористическая угрозы);
- решение кризисных ситуаций между подчиненными;
- методы диагностики кадров с целью выявления признаков кризисных ситуаций в коллективе.
Слайд 9ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
— отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни
и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования.
Слайд 10Экстремальная психология возникла в конце ХХ в.,
синтезировав конкретные исследования
в области авиационной, космической, морской и полярной психологии.
Слайд 11Объект и предмет дисциплины:
Объект – экстремальная ситуация.
Предмет
– системы и
механизмы отношений в условиях экстремальных ситуаций.
Слайд 12Чрезвычайная ситуация (ЧС)
— это обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
Слайд 13Кризисная ситуация
(от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) —
это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире
и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.
Слайд 14Экстремальная ситуация
(от лат. extrеmus — крайний,критический) — внезапно возникшая ситуация,
угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как
угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности,
благополучию.
Слайд 15A.M. Столяренко,
исследовавший ЭС в русле психолого-педагогического подхода, считает, что экстремальными
следует называть ситуации, ставящие перед человеком большие объективные и психологические
трудности, обязывающие его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.
Слайд 16ЭС: широкий спектр внешних условий:
натуро- и техногенные
катастрофы; боевые действия, теракты; профессиональные ситуации; экстремальные виды спорта и
развлечений; вынужденное переселение; конфликты в семье; эмоциональные кризисы; смерть близких; алкоголизм и заболевания близких; чрезвычайные ситуации в управлении.
Слайд 17
По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:
– ЧС техногенного
характера;
– ЧС природного происхождения;
– ЧС биолого-социального характера.
Слайд 18Экстремальные условия:
характеризуются измененной афферентацией (специфическое реагирование организма при резко измененных,
непривычных условиях существования), измененной информационной структурой,
социально-психологическими ограничениями и наличием
фактора риска.
Слайд 19Таким образом,
Актуальными вопросами психологии экстремальных отношений — новой, но
быстро развивающейся отрасли психологической науки — являются изучение психосоциальных последствий
катастроф, влияние их на психическое здоровье населения, разработка методов минимизации таких последствий и нахождение эффективных методов управления
в ЭС.
Слайд 20Теория Ганс Селье (1907—1982).
Основоположником учения о стрессе,
является лауреат
Нобелевской премии физиолог
Ганс Селье.
Для описания совокупности всех неспецифических (несвойственных организму в норме)
изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».
Слайд 21Стресс - это
«стресс» принято определять
как неспецифический ответ организма на любое
предъявляемое к нему требование.
Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация
может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (праздник, переезд в новую квартиру). Эти состояния обозначают как «эустресс».
Слайд 22Дистресс:
Все эмоционально (стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие
ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого
человека).
Слайд 23Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье
является отрицание ведущей роли
центральной нервной системы в происхождении стресса.
Г. Селье и его последователи
показали, что синдром
ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных.
Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.
Слайд 25Механизмы психологической защиты:
Таким образом, по отношению к человеку специфика
стресса состоит
в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты
личности.
Слайд 26Стресс — это
неспецифическая ответная реакция организма на различного рода
раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям.
Характер протекания стрессовой
реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека.
Слайд 27Теория Ф. Василюка: проблема критической ситуации
Критическая ситуация в самом общем
плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация,
в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).
Слайд 284 ключевых понятия, описывающие критические жизненные ситуации:
понятия
стресса,
фрустрации,
конфликта
и
кризиса.
Слайд 29Стресс – «витальность»:
Стрессоры могут быть как реально действующими, так и
вероятными.
Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на
информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).
Различают физиологические и психологические стрессоры.
К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.;
к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.
Слайд 30Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание)
— негативное психическое
состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.
Необходимыми признаками
фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.
Слайд 31Теория Сола Розенцвейга:
По направлению реакции на фрустрацию подразделяются на:
· Экстрапунитивные:
реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина
фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
· Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
· Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
Слайд 32Выделяют следующие виды фрустрационного поведения:
двигательное возбуждение — человек много, беспорядочно
движется, кидается из стороны в сторону, не может выбрать одну
линию поведения;
апатия, например, один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок, не принимая никаких действий;
агрессивное поведение;
стереотипное поведение — человек начинает повторять какие-то движения, действия, которые когда то в похожей ситуации ему помогали, но неизвестно, помогут ли они в данной ситуации;
регрессивное поведение, которое понимается как поведение, характерное для человека в более ранние периоды жизни. Например, дети, уже находясь в более старшем возрасте, начинают сосать палец, у них возвращается сюсюкающая речь и так далее.
Слайд 33Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход)
в психологии
определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое
изменение статусов персональной жизни.
Слайд 34Ф.Е. Василюк:
2 типа кризисных ситуаций
Различают два типа кризисных ситуаций,
в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека
в последующей жизни.
Кризис первого типа — это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.
Ситуация второго типа перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни.
Столкновение человека с непреодолимой преградой — утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризис. Процесс преодоления этого кризиса отечественный психолог Ф.Е. Василюк назвал переживаниями, наполнив этот термин новым смыслом.
До сих пор переживание связывалось с эмоцией, отражающей отношение человека к вызвавшему ее фактору.
Слайд 35Типологический анализ закономерностей переживаний
Слайд 36Ф.Е. Василюк выделяет следующие четыре типа переживаний:
Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся
факт и отрицает его — «ничего страшного не случилось», «ну
уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Если можно так выразиться, это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.
Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.
Слайд 37Ф.Е. Василюк выделяет следующие четыре типа переживаний:
Ценностное переживание полностью признает
наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее
невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.
Творческое переживание — этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.
Слайд 38Таким образом,
По мнению Ф. Василюка, существуют особые жизненные ситуации –
критические. невозможные, которые могут разрешить только процессы переживания.
Переживание возникает
вследствие критической ситуации. Критическая ситуация – это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.).