Слайд 1«Экологическое развитие старших дошкольников в художественно-творческой деятельности»
Воспитатели: Короткова Н.В.,
Меринова Т.В.
2019
Слайд 2Актуальность
Современные дошкольники оторваны от живой природы и ее ритмов, они
живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация
обостряет проблему экологического образования ребенка и усложняет воспитательную практику. Поэтому экологическое развитие дошкольников считается одним из приоритетных направлений дошкольного образования с позиций ФГОС ДОО.
Проблема изучалась В.А. Ясвиным, С.Д. Дерябо, Н.Ф. Виноградовой, И.А. Лыковой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др.
Слайд 3ФГОС
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:
–
«воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;
– формирование системы
экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы»
Слайд 4Цель: теоретически обосновать и экспериментально определить психолого-педагогические условия, которые будут
способствовать экологическому развитию дошкольников в художественно-творческой деятельности.
Объект исследования: экологическое развитие
старших дошкольников в дошкольном образовании.
Предмет исследования: особенности и условия экологического развития детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.
Слайд 5Исследование проводилось в несколько этапов на базе МДОБУ «Сертоловский ДСКВ№3».
В исследовании принимали участие дети в возрасте 5-6 лет в
количестве 45 человек (старшего дошкольного возраста). Пилотную группу составили 21 учащихся, экспериментальную группу - 24 человек, контрольную - 21.
Организация и методы исследования
Слайд 6Модель структуры экологического развития старшего дошкольника
Слайд 7Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» Дерябо-Ясвина
Слайд 8На основании полученных данных констатирующего эксперимента нами был разработан комплексный
эколого-образовательный проект «Сам себе я помогу и природу сберегу», включающий
цикл занятий, целью которых является формирование основ экологической культуры у детей старшей возрастной группы через художественно-творческую и познавательную деятельность.
Слайд 9Комплексный эколого-образовательный проект «Сам себе я помогу и природу сберегу»
Место
проведения: МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №3»;
Тип проекта: краткосрочный;
Вид проекта: исследовательский, творческий;
Участники
проекта: дошкольники старшей группы, родители, педагоги;
Возраст:5-6 лет
Кол-во занятий: 19 занятий
Слайд 10Цели и задачи
Формирование основ экологической культуры у детей старшей возрастной
группы через художественно-творческую и познавательную деятельность;
Вовлечь родителей в совместную деятельность
с детьми в рамках проекта «Сам себе я помогу и природу сберегу».
Показать детям и родителям варианты необычного и творческого использования бросового материала, игровых технологий.
Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы новыми интерактивными материалами в области экологического образования.
Развивать творческое воображение детей и художественно- эстетический вкус;
Воспитывать любовь к родному городу и району.
Слайд 11Арт-технологии
Изобразительная деятельность:
Нетрадиционная техника рисования дудлинг, нетрадиционная техника рисования пуантилизм, рисование
губкой, пальчиковое рисование , кляксография;
Пластилинография;
Авторские арт-технологии:
Словесное творчество «Письмо животному»(
импровизация);
Арт-технология «Подражание природе».
Слайд 12Межпредметные связи: Использование живописных и музыкальных произведений искусств:
И. И. Шишкин
«Утро в сосновом лесу», И. И. Левитан «Березовая роща», В.
М. Васнецов «Дубы»
К. Сен-Санс сюита «Карнавал животных» « Королевский марш льва».
М.К. Чюрленис «У моря»
«Берёзовая роща» А. И. Куинджи, «Повеяло весной» А. К. Саврасов, «Золотая осень». И. С. Остроухов, «Лес» И. И. Левитан, музыка Вивальди «Времена года».
Слайд 13Этапы
1) подготовительный этап;
Цель: формирование положительной мотивации для реализации проекта.
2)
основной этап;
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей старшей возрастной
группы через художественно-творческую и познавательную деятельность.
3) заключительный этап.
обработка и оформление материалов;
анализ результативности проекта вместе с родителями и детьми.
Слайд 14Тематические блоки
Блок «Лес»
Блок «Животные»
Блок «Вода»
Блок «Я в природе»
Слайд 15Блок «Лес»
Цель: закрепляет и углубляет представления детей о лесе
и его обитателях через художественно-творческую деятельность.
«Волшебный лес».
«Лесная сказка».
«Лесные жители».
«Мы сказочники».
«Я
художник».
Слайд 16Блок «Животные»
Цель: формирует знания о животных и стремление заботиться и
ухаживать за ними через художественно-творческую деятельность.
«Волшебный слон».
«Письмо животному».
«Загадочное животное»
«Я рисую
музыку».
«Волшебное превращение мусора».
Слайд 17Блок «Вода»
Цель: формирует личность, видящую красоту окружающего водного пространства, стремящуюся
сохранять и оберегать природный мир через художественно-творческую деятельность.
«Помогите Речке».
«Я рисую
морскую мелодию».
«Настроение Речки».
«Подводный мир».
«Подражание природе».
Слайд 18Блок «Я в природе»
Цель: формирование элементарных экологических знаний, здорового образа
жизни, мышления и поведения через художественно-творческую деятельность.
«Я познаю мир».
«Домик птичкам».
«Новогоднее
превращение лампочек».
«Город, который построили мы».
Слайд 19Экологическое отношение дошкольников по Н.Н.Кондратьевой и Л.М. Маневцовой
Слайд 20Методика Дерябо-Ясвина «Натурафил»
Слайд 21Методика «Экологический выбор» С.А. Котовой
Слайд 22Методика Дерябо-Ясвина «Альтернатива»
Слайд 23Методика О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур»
Слайд 24Заключение
Таким образом, мы можем сказать, что реализация предложенного проекта позволила
улучшить уровень развития экологических компонентов (отношение к природе, экологическое сознание,
интенсивность субъективного отношения к природе, ведущий тип мотивации, воображение). Предложенный нами проект представляет собой начальный этап в экологическом развитии старших дошкольников, так как структура экологического развития состоит не только из пяти компонентов.