Слайд 1Психология группы и коллектива
Лекция 3,
Подготовила: Косцова М.В.
Слайд 3Вопросы лекции:
Психологические механизмы развития личности в обществе.
Группа и групповые
феномены.
Слайд 4Рекомендуемая основная литература:
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие.
– Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. – С. 35-41.
Кумкин А.Н.,
Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С.,
2002 г.
Психологический словарь / под редакцией А.В. Петровского. М.: «Политиздат», 1990 г.
Слайд 5Рекомендуемая дополнительная литература:
Ануфриева Н.М. Социальная психология. МАУП.: К. 2003 г.
Андреева
Г.М. Социальная психология: учебник для высших заведений.: М.,2004
Обозов Н.Н.
Психология межличностных отношений. – К.,1990 г.
www. koob.ru
Слайд 7Личность
это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях
являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Слайд 8Движущая сила развития личности
- 1. Движущая сила - стремление к
равновесию
(З. Фрейд, К. Хорни,
А. Адлер, Селливан) - удовлетворение
различных врожденных потребностей.
2. Принцип стремления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) - движущая сила это стремление к самоактуализации.
Слайд 9Движущие силы развития личности
3. Отечественная психология:
- роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений;
- положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности
(Леонтьев, Рубинштейн).
Слайд 10Индивидуальность
Рассматривая личность как «мой» внутренний, неповторимый мир, можно перейти к
взгляду на человека как на индивидуальность.
Развитие личности находит,
таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности.
Слайд 11Индивидуальность
- это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида
от другого.
Слайд 12Механизмы формирования личности
(Ю.Б. Гиппенрейтер)
1. Сдвиг мотива на цель;
2.
Механизм идентификаци;
3. Принятие и освоение социальных ролей.
Слайд 13Идентичность
– сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей
жизни человека.
Единицей этой структуры является самоопределение – некоторое решение
относительно себя, своей жизни, своих ценностей.
Слайд 14Социальная идентичность
- это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается
процесс определения себя через членство в социальной группе
Слайд 15Гендерная идентичность
осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу
Слайд 16Этническая идентичность
- это «психологическая категория, которая относится к осознанию своей
принадлежности к определенной этнической общности»
Слайд 17Возрастная идентичность
Возрастная идентичность формируется в процессе интерпретации человеком своего хронологического
возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры.
Слайд 18Профессиональная идентичность
это процесс самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной
или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной
деятельности и профессионального развития
Слайд 19Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности
Биологическая
наследственность
культура
Физическое
окружение
Уникальный
индивидуальный
опыт
Групповой опыт
Слайд 20Чарльз Кули
Определил три стадии в построении зеркального “Я” :
1.
Наше восприятие того, как мы смотрим на других;
2. Наше восприятие
их мнения по поводу того, как мы смотрим;
3. Наши чувства по поводу этого мнения.
Слайд 21Предмет социальной психологии -
изучение закономерностей поведения и деятельности людей,
обусловленных включением их в социальные группы,
а также психологические характеристики
самих групп.
Слайд 22Вывод к 1 вопросу:
Таким образом, процесс вхождения в общество (социализация)
заключается в интериоризации внешних воздействий, идентификации с определенной социальной группой
(семьей, классом, профессиональной и студенческой группой и т.д.) а также присвоении определенных социальных ролей (сын, дочь, брат, сестра, студент, студентка, специалист, муж, жена и т.д).
Слайд 23Группа – это
Определенное количество людей, включенных в общую деятельность
со сходными целями, мотивами, задачами, и, связанных между собой определенной
системой отношения
Слайд 25Американский социальный психолог и психиатру
Якоб Морено
(1892–1974).
Морено расширил понятия
"групповой статус личности",
"Рассматривал малую группу, социальную микросреду как основной
элемент, "клетку" общества. В системе "Общество – группа – личность"
Слайд 26В зависимости от значимости групповой деятельности,
её содержания, целей и
мотивов, от характера межличностных взаимодействий можно выделить следующую иерархию контактных
групп, которая поэтапно усложняется и сменяется уровень взаимоотношений.
диффузная
ассоциация
корпорация
коллектив
Слайд 27СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА
по А.В. Петровскому
Совместная
деятельность
Отношение
всех участников
к
совместной
деятельности
Межличностные
отношения
Эмоциональные
связи
Слайд 28Б. Такмен выделяет следующие стадии развития группы:
«проверка и зависимость», ориентировка
членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого
поведения,
«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,
«развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,
«функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи
Слайд 29Можно выделить основные признаки группы:
Осознание участниками своей принадлежности к группе.
Установление
отношений, формирование определенной структуры отношений.
Возникновение и действие группового давления.
Наличие определенных
сущностных изменений во взглядах, обусловленных групповой принадлежностью, идентификацией.
Формирование и защита групповых ценностей.
Формирование и проявление групповой идентичности,
«мы-чувства».
Слайд 30Основные групповые феномены:
Групповое давление
Комформность – Нонконформизм
Социальная ленность
Групповая поляризация
Лидерство
Референтность
Групповая сплоченность
Социальная фасилитация
Социально-психологический климат
Слайд 31
Социально-психологический климат
как интегративный результат подсистемы неформальных отношений. Микроклимат определяет самочувствие
каждого отдельного члена группы, его удовлетворенность группой, комфортность нахождения в
ней.
Слайд 32Референтность
степень принятия членами группы групповых эталонов, организации своего поведения
в соответствии с выдвигаемыми группой требованиями, групповыми ожиданиями.
Слайд 33Лидерство
– степень ведущего влияния отдельных членов группы на группу в
целом в направлении осуществления групповых задач.
Слайд 34Социальная фасилитация
это тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или
хорошо знакомые задачи в присутствии других
Слайд 36Социальная ленность
тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае,
когда они объединяют свои усилия общей цели, нежели в случае
индивидуальной ответственности.
Слайд 38Групповая поляризация
вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов
группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений
внутри группы.
Слайд 39Конформизм
определяется как пассивное принятие групповых стандартов в поведении, безапелляционное
определение существующих порядков, нормы и правил.
Слайд 40Нонконформизм
как стремление что-нибудь отрицать точку зрения большинства, а одним
из ее проявлений оказывается в несогласии, возражении определенных требований, ожиданий,
норм социального окружения.
Слайд 41Таким образом, актуальность изучения социальной психологии детерминируется следующими факторами:
1. Изменение
социально-психологической ситуации в обществе: глобальная ломка социальных стереотипов;
2. Изменение системы
ценностей;
3. Кризис идентичности (маргинальность);
Слайд 42Социальная психология в прикладном аспекте:
Управление и развитие организации;
Массовая коммуникация и
реклама;
Социальные институты;
Право и политика;
Наука;