Слайд 1Психология развития.
От 0 до дошкольного возраста.
Слайд 2Теоретический аспект
Специфика возраста:
интенсивное развитие всех систем организма и органов малыша;
формирование
различных
навыков и поведения;
освоение самых простых
правил поведения;
формирование привязанностей,
вкусов и привычек;
Слайд 3Психология детского возраста
Г. С. Холл - создал первую цельную теорию
психического развития в детстве. Ему принадлежит мысль сотворения педологии -специальной
науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребенке из остальных научных областей.
Т. В. Прейер. В книге «Душа ребенка» представил результаты собственных каждодневных систематических наблюдений за развитием дочери от рождения до трех лет. Ввёл способ объективного научного наблюдения в научную практику исследования самых ранних этапов развития ребенка; практически считается основоположником детской психологии.
Слайд 4Жан Пиаже — швейцарский психологи философ, известен работами по изучению
психологии детей. Изучал особенности психики детей.
Эрик Эриксон - психолог в
сфере психологии развития и психоаналитик. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития.
Л. С. Выготский. Подробно рассмотрел проблемы соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка.
Слайд 5Специфика возрастных характеристик
Существует несколько возрастных периодизаций. Самые известные из них:
Выготского, Эльконина и Эриксона.
Период от рождения до окончания школы Эльконин
разделил на семь этапов. Нас интересуют первые 4 этапа:
1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.
4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.
Весь процесс развития от рождения до 6–7 лет он называл - дошкольное детство.
Слайд 6
На этапе раннего детства ребенок сталкивается с четырьмя кризисами:
1. Кризис
новорожденности
2. Кризис одного года
3. Кризис трех лет
4. Кризис шести-семи лет
Слайд 7Для ребенка в период раннего детства очень высока потребность в
положительных эмоциях.
При недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к
какому-либо лицу или разрыве подобной связи у ребенка возникает психическая депривация.
Депривация - это лишение средств и возможностей удовлетворения основных психических потребностей.
Госпитализм - проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.
Слайд 8Особенности когнитивного развития
Когнитивное (умственное) развитие человека определяется рядом факторов: генетическими
факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и
социальным положением семьи, влиянием школы, личностными особенностями ребенка и родителей.
1. Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Состоит из стадий интеллектуального развития:
Сенсомоторная стадия по длительности протекает от рождения до 18–24 месяцев. В этот период ребенок становится способным к элементарным символическим действиям.
Дооперационная стадия охватывает период от 18–24 месяцев до 7 лет. Дети этого возраста начинают пользоваться символами и речью, могут представить предметы и образы словами, описать их.
Слайд 92. Теория когнитивного развития ребенка Анри Валлона. Валлон выделяет следующие
последовательные стадии детства:
1. Импульсивная стадия (0-6 мес.) - стадия рефлексов,
автоматически развивающихся в ответ на раздражение.
2. Эмоциональная стадия (6-10 мес.). - накопление репертуара эмоций (страх, гнев, радость, отвращение и т.д.), позволяющих ребенку устанавливать тесные контакты с окружающей социальной средой.
3. Сенсомоторная стадия (10-14 мес.) - начало практического мышления.
4. Проективная стадия (14 мес.-3 года) - развитие ходьбы, затем речи.
5. Персоналистская стадия (3-6 лет) разделяется на 3 подстадии:
5.1.период противопоставления (3 года)
5.2.период нарциссизма (4 года)
5.3.период подражания (5 лет)
Слайд 10Психоэмоциональное и психофизическое развитие
Развитие представляет собой качественные изменения – появление
новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
1. Первый год жизни:
увеличивается
время бодрствования;
развивается зрительное и слуховое сосредоточение;
развиваются первые сочетательные и условные рефлексы;
идет развитие сенсорных процессов.
Первыми эмоциями ребенка являются: крик, покраснение, некоординированные движения. В конце первого месяца жизни у ребенка появляются улыбка.
2. Период от 1 года до 3 лет:
развиваются восприятие, мышление, память, речь.;
продолжается интенсивное развитие психической сферы;
увеличивается длительность бодрствования;
совершенствуется ходьба и другие моторные навыки;
повышается работоспособность нервной системы,
увеличивается выносливость;
происходит личностная социализация ребенка.
Слайд 113. Период с 3 до 6–7 лет:
хорошее психомоторное развитие;
овладение координацией
мелких движений рук и зрительного контроля;
активно овладевает речью;
интеллектуальное развитие определяется
комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения;
проявляются индивидуальные различия.
Слайд 12Формирования социальных связей и социальных взаимодействий.
Социализация – это процесс и
результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в
общении и деятельности.
Ведущую роль социальных факторов развития ребенка занимает общение.
Я-концепция – это образ Я, включающий всю совокупность представлений человека о себе, о своих идеях, способах взаимодействия с другими людьми.
С конца первого месяца общение младенца со взрослыми имеет ситуационно-личностный характер.
После 6 месяцев постижение своего «Я» связано с привязанностью к значимым близким.
Слайд 13С 3 месяцев и примерно до конца первого полугодия ребенок
начинает различать знакомых и незнакомых людей.
Во втором полугодии жизни у
ребенка появляется стойкое расположение к родным людям и параллельно развивается отрицательное отношение к незнакомцам.
К 7—8 месяцам ребенок может, проанализировав различные реакции на него со стороны взрослых, сделать выводы о том, кто из окружающих с ним связан и как этот человек к нему относится.
На первом году жизни у ребенка развивается
весьма своеобразное отношение к себе.
К 2 годам ребенок знает свой пол, но еще не
умеет обосновать эту принадлежность.
На третьем году жизни существенно изменяется потребность ребенка в общении.
2-3-летние дети общаются в основном со взрослым.
После 4 лет количество контактов со сверстниками и совместных игр быстро возрастает.