Слайд 1Психология управления
Тематика курса
Тема 1. Предмет, задачи и методы
психологии управления
Тема 2. Мотивация поведения человека в организации
Тема 3. Социально-психологический
климат и конфликты в организации
Тема 4. Руководитель в организации. Организаторские способности руководителя
Тема 5. Руководство и лидерство в организации. Индивидуальный стиль руководства
Тема 6. Психологическая культура и развитие организаций
Слайд 2Психология управления
Тема 1
Предмет, задачи и методы психологии управления
Учебные вопросы:
Предмет
психологии управления.
Основные понятия психологии управления
История психологии управления.
Слайд 3Вересов Н.Н. Психология управления. –М., Воронеж, 2001. 224 с.
Наприс А.В.
Психология управления. М., 2009. 288 с.
Красовский Ю.Д. Организационное поведение.
– М., 2009. 527 с.
Карташова Л.В. Организационное поведение. - М., 2014. - 157 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009. – 544 с.
Литература
Слайд 4Как сделать управление эффективным?
Каким образом максимально использовать в производстве человеческие
ресурсы без принуждения и давления на людей?
Как лучше построить и
организовать систему управления коллективом?
Социальный заказ для психологии управления
Слайд 5Предмет психологии управления - проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий в
сфере управления (менеджмента)
Предмет психологии управления
Слайд 6Личность менеджера, его самосовершенствование и саморазвитие.
Организация управленческой деятельности с точки
зрения ее психологической эффективности.
Коммуникативные умения менеджера.
Конфликты в производственном коллективе и
роль менеджера в их преодолении.
Проблемы психологии управления
Слайд 7Организация
Личность
Группа
Поведение
Общение
Управление
Основные понятия психологии управления
Руководство Лидерство Власть Управленческая деятельность Управленческие отношения
Слайд 8Психология личности
Социальная психология
(---управление персоналом
-- организационное поведение)
Социология
Педагогика
Менеджмент
Связь
психологии управления со смежными науками
Слайд 9Наблюдение: Простое, Включенное, лонгитюдное
Эксперимент: Лабораторный (искусственный)
Естественный
Беседа
Тестирование
Анализ результатов (продуктов)
деятельности
Методы психологии управления
Слайд 10
Тема 2. Мотивация поведения человека в организации
Тема 3. Социально-психологический климат
и конфликты в организации
Тема 4. Руководитель в организации. Организаторские
способности руководителя
Тема 5. Руководство и лидерство в организации. Индивидуальный стиль руководства
Тема 6. Психологическая культура и развитие организаций
Психология управления
Слайд 11Психология управления
Тема 2
Мотивация поведения человека в организации
Учебные вопросы:
Общее понятие о
мотивах и мотивации.
Мотивационные ресурсы власти.
Слайд 12Общее понятие о мотивах и мотивации
Предмет потребности
Виды мотивов (материальные
и идеальные, эгоистические и альтруистические и др.)
Степень осознания мотива
Иерархия мотивов
(полимотивированность деятельности)
Пирамида А. Маслоу
Мотивация во времени
Нравственный аспект
Слайд 13Властные ресурсы
Вознаграждения
Наказания
«Легитимности»
«Уподобления»
«Провидца»
Информированности
Обязательности
Финансовой зависимости
Фаворитизма
Компетентности
Структурированности
Слайд 14Психология управления
Тема 3
Социально-психологический климат и конфликты в организации
Учебные вопросы:
Понятие о
социально-психологическом климате в организации.
Основные законы психологии управления
Типологии конфликтов.
Слайд 15Социально-психологический климат
социально-психологический климат есть состояние группового настроения и качественная сторона
межличностных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий,
способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.
Слайд 16Основные законы психологии управления (управленческой деятельности)
Закон неопределенности отклика.
Закон неадекватности взаимного
восприятия.
Закон неадекватности самооценки.
Закон искажения информации.
Закон самосохранения.
Закон компенсации.
Слайд 17Психология управления
Тема 4
Руководитель в организации. Организаторские способности руководителя
Учебные вопросы:
Психологические признаки
управленческой деятельности.
Структура организаторских способностей (по Л.И.Уманскому).
Слайд 18Психология управления
Тема 5
Руководство и лидерство в организации. Индивидуальный стиль руководства
Учебные
вопросы:
Понятие руководства и лидерства.
Психологическая характеристика основных стилей руководства.
Слайд 19Психология управления
Тема 6
Психологическая культура и развитие организаций
Учебные вопросы:
Общее понятие об
организационной культуре.
Элементы и функции организационной культуры.
Слайд 20Психология управления
Наиболее существенные качества личности, влияющие на эффективность управления
Доминантность
Уверенность в
себе
Эмоциональная уравновешенность
Стрессоустойчивость
Креативность
Стремление к достижениям
Предприимчивость
Ответственность
Надежность
Независимость
Общительность
Слайд 21Психологическая характеристика «сильного» руководителя
Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации, то есть
состояниям, возникающим при столкновении с препятствиями, кажущимися непреодолимыми.
Умеет общаться с
людьми.
Способен отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она не оптимальна.
Обсуждает свои качества, принимает критику, но при этом сохраняет уверенность в себе.
Выдержанно принимает и победы, и поражения.
Проигрывает без чувства поражения, немедленно принимаясь за новые проблемы.
Энергичен, с высоким уровнем усилий.
Компетентен в проблемах управления.
Любит управлять, организовывать дело.
Способен вызвать расположение к себе.
Способен видеть изменения и внутри организации, и вне ее.
Готов к изменениям и готов их начать.
Способен нести ответственность за решения.
Умеет продуктивно использовать свое время.
Слайд 22Требования к менеджеру в корпорации «Дженерал моторс»
Компетентность
Достоинство и ответственность
Чувство нового и умение рисковать
Чувствительность и подвижность
Высокая работоспособность
Слайд 23«Слабый руководитель»
Всегда сталкивается с массой неожиданных, непредвиденных обстоятельств и
тратит на их устранение колоссальное количество времени и сил.
Убежден, что
знает дело и умеет его делать лучше всех, поэтому все старается делать сам.
Занят делами, старается вникать во все, поэтому практически не имеет времени.
Заваливает бумагами письменный стол.
Работает с раннего утра и до позднего вечера, порой даже по ночам.
Его портфель «раздут» от бумаг, которые руководитель носит с работы домой и назад.
Решение любого, а тем более важного вопроса старается отложить.
Обладает «черно-белым» мышлением.
Придает слишком большое значение случайным, несущественным деталям, не умеет отличить главное от второстепенного, важное от неважного, существенное от несущественного.
Старается принять наилучшее решение вместо выполнимых.
Старается приобрести репутацию хорошего руководителя и делает это оригинальным образом
Старается избегать ответственности, склонен валить вину на других, короче говоря, ищет «козла отпущения.
Присваивает себе успехи всего коллектива и отдельных его сотрудников, следуя принципу «их успехи были бы невозможны без моего чуткого руководства».
Слайд 24Семь типичных управленческих
ошибок и их устранение
1. Перенос или
откладывание решения на завтра (или на неопределенный срок)
2. Выполнение работы наполовину
3.
Стремление все сделать сразу
4. Стремление все сделать самому
5. Убеждение, что менеджер знает все лучше всех
6. Неумение разграничить полномочия
7. Сваливание вины на других
Слайд 25Домашнее задание: тема
Анализ профессиональной деятельности _______________ - выдающегося руководителя
-
с точки зрения психологии управления
Слайд 26Домашнее задание: варианты
Военачальники (полководцы)
Политические деятели (короли, императоры, премьер-министры, канцлеры и
т.п.)
Организаторы в сфере производства
Религиозные деятели (лидеры религиозных движений, творцы
религиозных концепций)
Организаторы в сфере науки
Слайд 27Домашнее задание: вопросы (пункты плана)
В чем состояли его выдающиеся достижения?
Как Вы думаете, за счет чего он достиг (она достигла)
невероятно высоких результатов в своей профессиональной деятельности?
Соотношение плюсов и минусов в его личности и деятельности как руководителя
Сравнительный анализ – с аналогичными фигурами (опционально)