Слайд 1Подготовила студентка 2 курса ЗФО 26 группа
Шевченко Яна
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Слайд 2Педагогические технологии
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Технология обучения - это составная процессуальная часть
дидактической системы
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Слайд 3Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию,
применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но
отличаются по различным параметрам.
По своему определению «педагогическая технология» - это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности
Слайд 4Параметры классификации технологии. По уровню применения технологии бывают:
-общепедагогические (характеризуются целостностью
педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
-частнопредметные
(совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
Слайд 5По организационным формам технологии бывают:
-классно-урочные;
-альтернативные;
-академические;
-клубные;
-индивидуальные;
-групповые;
-коллективных способов обучения;
-дифференцированного обучения.
Слайд 6По типу управления познавательной деятельностью:
-традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО,
обучение по книге);
-дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»);
-программированное (компьютерное, программное,
система «консультант»).
Слайд 7По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
-авторитарные (педагог является единоличным
субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются
жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
-сотрудничества (это демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
-личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
-гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей);
-массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
Слайд 8По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
информационные (формирование
школьных знаний, умений и навыков);
-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
-технологии саморазвития
(направлены на формирование способов умственных действий);
-эвристические (развивают творческие способности учащихся);
-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
Слайд 9По характеру содержания и структуры технологии бывают:
-обучающие;
-воспитательные;
-светские;
-религиозные;
-общеобразовательные;
-профессиональные;
-гуманистические;
-технократические;
-моно- и политехнологии;
-проникающие.
Слайд 10В педагогическую науку и практику входят и получают свое развитие педагогические
технологии. В источниках научного и публицистического характера предпринимаются попытки соединения
разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий.
Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, практиками-технологами позволило получить более полное представление о педагогических технологиях как на методологическом, так и на практическом уровне. Обозначилось содержание “педагогической технологии” как педагогической категории, определились и иерархические уровни развития педагогических технологий.
Слайд 11В нашем случае рассмотрим сущность иерархических уровней как основу для
последующего понимания излагаемого материала.
Первый уровень — педагогическая категория, позволяющая рассматривать
педагогическую технологию и ее проблемы на методологическом уровне, то есть методологию развития понятия “педагогическая технология”.
Второй уровень — обобщенные (теоретические) педагогические технологии воспитания, обучения, общения.
Третий уровень — конкретные (прикладные) педагогические технологии, непосредственно применяемые в учебном процессе. В структуре этого уровня можно выделить подуровни, выражающие:
— количество технологических этапов;
— степень технологичности;
— сложность технологичности;
— гибкость и мобильность технологии и др.
Слайд 12Для обобщенных педагогических технологий характерно глубокое психолого-педагогическое обоснование педагогической системы
деятельности педагога и учащихся. Например, в основу системы проблемного обучения
положены психология мыслительной деятельности и мотивация при постановке и разрешении учебных противоречий; в основу системы формирования познавательных интересов заложено психолого-педагогическое рассмотрение рефлекса И.П. Павлова “Что такое?” и деятельностная концепция развития человека.
Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием изучаемой учебной дисциплины, а также структурным и методическим наполнением, технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию и обеспечивающим результативность отношений, стиля руководства и стиля педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий, за исключением машинных, есть общение учащихся и учителя.
Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.
Обилие нерешенных педагогических проблем и поиск путей их решения повлекли за собой разработку конкретных педагогических технологий третьего уровня, направленных на достижение целей воспитания, развития, обучения. Все они специфичны областью применения.
Слайд 13Иван Петрович Павлов (26.09.1849-27.02.1936)
Русский и советский учёный, физиолог, вивисектор, создатель
науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии
по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, Действительный статский советник.