Слайд 1Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в современных условиях
Выполнила :
студентка
2 курса
группы ЗДНОм-118
Кобякина Мария
Слайд 2Современное общество предъявляет высокие требования не только к целостности организации
педагогического процесса, использованию и внедрению передовых инновационных технологий, но и
к личности педагога. Учитель, работающий в современных условиях должен обладать гибким стилем мышления, быть способным к творческой и профессиональной деятельности, самоопределению и саморазвитию.
Педагог должен быть конкурентоспособным, высокие требования предъявляются к его профессиональным знаниям, способностям, умениям, навыкам.
Слайд 3Возникновение профессиональных деструкций обусловлено возрастными изменениями, профессиональной деформацией, профессиональной усталостью,
длительным психическим напряжением, а также кризисами профессионального развития.
Педагог, осуществляющий
преобразующие действия в ученике в определенной степени зависим от характера взаимодействия с объектом труда. Этот процесс связан с преодолением сопротивления объекта и его родителей.
Реальность показывает нарастающее отчуждение между родителями и детьми, отсутствие учебной мотивации, самообразования школьников.
Слайд 4По мнению, М.С.Яницкого, наибольшее влияние на формирование системы ценностей личности
оказывает семья. Родительская семья выступает в качестве важнейшего источника критериев
оценки, лежащих в основе формирования ценностных представлений на протяжении всей жизни человека.
Подавляющее большинство учащихся, начиная с начальной школы, показывает недостаточную сформированность мыслительных процессов, как умение устанавливать закономерности, аналогии, обобщения, с классификациями дело обстоит несколько лучше. Однако рано или поздно эти трудности сказываются на учебном процессе и тревожат родителей, педагогов. Недостатки в развитии мышления маскируются будто бы слабой памятью, рассеянным вниманием, что и отмечается чаще всего педагогами и родителями у слабых учеников.
М.С Яницкий
Слайд 5Б.Г.Ананьев
Несформированность отдельных мыслительных операций не позволяет человеку овладеть знаниями определенной
глубины и степени сложности, а также сделать их мобильными.
Исследования психологов
Б.Г.Ананьева, Л.С.Славиной, Е.Н. Кабановой-Меллер убедительно показывают, что успешность любой умственной работы (в том числе и учебной) зависит как от объема, осмысленности и подвижности знаний, так и от активной мыслительной деятельности, обеспечиваемой сформированностью анализа, сравнения, рассуждения, обобщения, умозаключения и прочих умственных действий.
Назрела необходимость работать целенаправленно над развитием мышления учащихся, начиная с начальной школы, отрабатывая и закрепляя умственные приемы, операции, действия.
Л.С.Славина
Е.Н. Кабанова-Меллер
Слайд 6Ежедневная психологическая перегрузка, постоянная включенность в УВП, высокая ответственность за
результаты труда, ролевые конфликты, которыми изобилует современная школа, поведение «трудных»
учащихся приводят к изменению всей психической деятельности личности педагога. В педагогическом стиле общения проявляются авторитарность, демонстративность, педагогический догматизм, агрессия.
Исследователь Л. С. Шафранова обращает внимание на деструктивные факторы, вызывающие изменения в личности педагога:
1 - постоянно присущее рабочей ситуации ощущение новизны;
2 - необходимость постоянного саморазвития порождают ощущение насилия над собой и ведут к подавленности, раздражительности;
3 - эмоциональная насыщенность межличностных контактов;
4 - постоянное включение в деятельность волевых процессов
Слайд 7Благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе — одно из важнейших
условий успешного внедрения инноваций системы обучения, формирования готовности педагогов к
реализации нового в педагогической практике.
Но как показывает практика, в педагогических коллективах уровень социально-психологического микроклимата желает лучшего и, тем не менее, каждая школа внедряет очередное новшество, подстегиваемое своими руководителями, до конца не разбирающимися в сути инновационной деятельности.
Предполагается, что восприимчивый к нововведениям педагог:
а) стремится внедрить передовой опыт в практику;
б) постоянно занимается самообразованием;
в) привержен определенной личной идее, которую развивает в процессе деятельности;
г) анализирует и рефлектирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе
Слайд 8В реальности педагоги, внедряющие инновации «барахтаются» без сопровождения консультационного центра,
который бы грамотно отвечал на возникающие в ходе внедрения инноваций
вопросы. В идеале любым инновациям должна предшествовать предварительная работа, именуемая «внутренней экспертизой», которая высветит возможности, потребности, условия, целесообразность введения их в УВП.
Не всегда то, что подходит в одном месте, подойдет и в другом, слишком разные мы школы, и по материально-технической базе, и в плане подготовленности педкадров к инновационной деятельности.
Слайд 9Не менее важной проблемой в школе сегодня является тестовая система
проверки знаний в выпускных классах, т.к. она отбивает у педагога
желание разговаривать с учащимися на уроках, побуждать их к рассуждениям, вместо этого мы наблюдаем «натаскивание» детей по тестам, к сожалению. Надо ли современному школьнику много читать, всего-навсего надо найти один верный ответ.
Среди школьников много детей, имеющих низкую скорость чтения, не понимающих существо вопроса. Наши дети не умеют осмысленно и продуктивно читать, плохо владеют грамотой и вычислительными навыками. И все это – порождение недостаточно эффективного обучения с начальной школы.
Слайд 10Трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его
личности. Испытывая трудности и не осознавая их причин, он не
добивается нужного эффекта, даже прилагая максимум усидчивости и старания. У него появляется синдром «выученной беспомощности», вера в свои силы угасает. Неуверенный в себе ребенок отличается несоответствием между отношением к трудностям и их действительными размерами.
Под влиянием неуспеха все остальное он может воспринимать как непосильное для себя. Неуспеваемость ведет к изоляции ученика в коллективе, к возникновению отвращения к школе, прогулам уроков. Дружеские связи устанавливаются во внешкольных компаниях с отрицательной социальной направленностью.
Сниженный уровень умственного развития и малая успешность учебной деятельности воздействуют на весь комплекс его личностных характеристик – мотивацию, самооценку, уровень притязаний, тревожность, волевые особенности, черты характера; от успеваемости зависят социальный статус ребенка, межличностные отношения, поведение в группе.
Поэтому перед педагогами остро встает вопрос об индивидуальном образовательном маршруте ученика, устраняющем пробелы в знаниях, психологической коррекции комплекса последствий.
Слайд 11Главной задачей воспитания, считает В. П. Вахтеров, «должно служить развитие
и укрепление общественных и национальных связей настолько, чтобы гражданин, в
силу присущего ему национального самосознания и общественных стремлений, добровольно, свободно и самопроизвольно, а не по принуждению и насилию, поступал сообразно с интересами целого».
Актуально в наше «смутное время» звучат слова В.И.Вернадского, сказанные им в 1918 году, что «нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ...»
У детей размыты ценностные ориентиры, подрастающему человеку трудно определить, что истина, что ложь. Процесс гуманизации образовательной среды в современной ситуации становится актуальным, нуждается в обновлении и защите.
Воспитательная практика школы оценивается по количеству проведенных мероприятий и уводит педагогов в организационную деятельность, а не на отработку технологий индивидуального сопровождения развития ребенка, подростка, юноши, востребованных практикой. Может быть, настала пора адаптировать зарубежный опыт по данному вопросу.
Слайд 12Актуальной проблемой в свете модернизации образовательного процесса школы является обучение
детей с особыми образовательными возможностями, но в школах нет специалистов,
как логопедов, дефектологов, нет учебных пособий, программ. В районе нет этих ставок, а таких детей становится все больше.
Другой не менее актуальной проблемой, в свете модернизации образовательного процесса школы, является внедрение информационных технологий, в нашей школе делаются большие шаги для создания «электронной школы».
Сама идея подразумевает, что мы, дети и педагоги, беспрепятственно должны получать доступ к Интернет-ресурсам, необходимым для работы, учебы, а в каждом кабинете должен быть компьютер, и мы должны иметь свободный доступ к справочным материалам.
Сегодня мы затронули лишь часть проблем, касающихся инновационной деятельности образовательного процесса в сельской школе, которые требуют своего изучения, решения.