Слайд 1Психолого-педагогический практикум для воспитателей
«Методы работы с детьми с поведенческими
расстройствами»
Слайд 2Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое -
трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед
нами, смотрите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Деловая игра
- Определите поведенческое расстройство.
- Работа педагога с ребенком
и семьей.
- Как играть с таким ребенком?
Слайд 5
Трудные дети это -
тревожные
гиперактивные
агрессивные
Слайд 6«Тревожные дети»
Портрет тревожного ребенка.
Их отличает чрезмерное беспокойство;
Дети чувствуют себя
беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам
деятельности;
У них высокие требования к себе, они очень самокритичны;
Низкая самооценка (дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие;
Ищут поощрения, одобрения взрослых во всем.
Слайд 7
Причины возникновения тревожности у детей
Тревожность развивается вследствие наличия у
ребенка внутреннего конфликта,
который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми
родителями, либо родителями и воспитателями.
2. Неадекватными требованиями родителей (чаще всего завышенными)
боязнь не оправдать надежд.
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение (неумеха, грязнуля, все могут...
Как помочь тревожному ребенку
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки, одобрение, похвала.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях
(научить с этим жить).
3. Снятие мышечного напряжения.
Слайд 8 «Агрессивные дети»
Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада есть
хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает
на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Слайд 9Причины детской агрессивности
- Неприятие детей родителями и воспитателями
- Безразличие или враждебность
со стороны родителей
- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)
Полное отсутствие
такового (гипоопека).
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
- Запрет на физическую активность
- Подсознательное ожидание опасности (защищается)
- Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка,
Как помочь
агрессивному ребенку
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
3. прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Слайд 10«Гиперактивные дети»
Портрет гиперактивного ребенка
находится в постоянном движении;
спит меньше сверстников;
беспокоен в
движениях;
плохо координирует движения;
не регулирует свои действия;
непоследователен в своем поведении;
ерзает на
месте;
плохо контролирует свои эмоции;
часто нарушает правила;
плохо организован и слабо поддается попыткам организовать его;
с трудом сосредотачивает внимание на чем бы то ни было.
Слайд 11Причины гиперактивности
генетика;
социальная среда;
патология беременности и родов;
инфекции и интоксикация первого года
жизни;
ММД (минимальная мозговая дисфункция)
Как помочь гиперактивному ребенку?
- Не запрещайте
ребенку бурно проявлять себя;
- Не приказывайте;
- Если от ребенка что – то требуется попросите и скажите, что у него все получится;
- Раз и навсегда откажитесь
от чтения нотаций;
- Вместо отказа или запрета предлагайте выбор;
- Чаще беседуйте с ребенком
по душам.
- Медикаментозная терапия (невролог, психиатр).
Слайд 12Качества, которыми должен обладать воспитатель для решения проблем «трудного» ребёнка.
Любовь.
Без любви нет воспитания.
Уважение. Уважение к личности ребенка.
Толерантность. Терпимость к
каждому ребенку.
Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника.
Эмпатия. осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.
Коммуникативность и педагогический такт.
Слайд 13Задачи для работы с детьми с поведенческими расстройствами
1. Обучение ребенка
способам выражения эмоций в приемлемой форме;
2. Обучение детей приемам саморегуляции,
самооценки и умению владеть собой в различных ситуациях;
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
4. Формирование таких качеств, как эмпатия (сопереживание), доверие к людям и.т.д.
Слайд 14Как могут помочь родители?
Научить играм
Предоставлять возможность общаться
Находить объективные объяснения неудач
Поддерживать
и ободрять
Не поможет:
недооценивание социальных навыков
(редко общается со сверстниками)
строгая дисциплина,
приказы, запреты
недостаток опеки, поддержки
отталкивание ребенка
Слайд 15Работа с детьми с трудностями в поведении
1. Анкетирование и консультации
педагогов и родителей.
2. Психодиагностическое обследование.
3. Развивающая работа с детьми, нуждающихся
в коррекции эмоционально-волевой сферы, наблюдение.
4.Повторная диагностика детей, консультации
и беседы с родителями и воспитателями.
Слайд 16Методы коррекции поведения дошкольников
Коррекция изъянов в поведении всегда происходит в
совместной деятельности взрослых и детей.
Арт-терапия - развивает эмоции и
чувства ребенка, мотивы, изменяет ценности и поведение (уголок уединения и релаксации).
Театральная деятельность - проигрывание сказок.
Сказкотерапия - чтение сказок и обсуждение поступков героев.
Литотерапия- использование камней и их имитаций для релаксации.
Игротерапия-исследование социальных отношений, правил поведения, норм в игровых условиях.
Слайд 17Игрушки, используемые в игровой терапии
Структурированные
(куклы, мячи, посуда, инструмент, мягкие игрушки,
фигурки животных и др.)
Неструктурированные
(песок, вода, воздушная глина, гидрогель,
краски, пластилин, окрашенные крупы, кубики)
Игрушки из реальной жизни
Игрушки, помогающие отреагировать агрессию
Игровой материал для творческого самовыражения
Слайд 21Список литературы:
Болотова Т.Е. Как помочь себе и своему ребенку. –
СПб.: Речь, 2009. – 176с.
Бреслав Г.Е. Психологическая коррекция детской и
подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.- 144с.
Добробаенко Е.В. Как воспитывать ребенка от 0 до 16 лет. Практические подсказки на каждый день/ Григорий Кваша. - М.:АСТ: Олимп, 2007. – 347с.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
Костина Л.М. Интегративная игровая психологическая коррекция: Монография. – СПб.6 Речь, 2006. – 136с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми -М., 2000.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Шитова Е.В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006.