Слайд 1Образ Бабы Яги
в русских народных сказках.
Проект подготовила: ученица 3
А класса
Нагибина Дарья
Слайд 2Тема моего исследования: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».
Цель
исследования: выяснить Баба Яга добрая старушка или злая ведьма.
Слайд 3
Мной был проведен социологический опрос 35-ти человек из учащихся 3
– х классов, а также некоторых учителей нашей школы.
В анкете
были представлены такие вопросы как:
1)Для чего нужна Баба-Яга в русских народных сказках?
- 14 человек ответили, что бы пугать непослушных детей;
10 человек ответили, что Баба-Яга нужна для волшебства;
4 человека, что бы с ней бороться;
3 человека, что бы помогать герою;
2 человека, полагают что Баба-Яга нужна для того что бы попасть в сказочный мир;
еще 2 человека считают Бабу-Ягу модной и креативной.
Слайд 4
75%75 %
Не знают
Добрая
Злая
Знают
Почему у Бабы Яги такой необычный
вид и образ
жизни?
Злым или добрым является
сказочный персонаж Баба Яга?
50 %
50 %
25 %
Слайд 5Разберемся в этом вопросе более подробно….
Слайд 6Баба Яга в волшебных сказках действует в четырёх воплощениях:
Яга-богатырша
Яга-похитительница
Яга-дарительница
Яга – хранительница
Слайд 7Яга-богатырша
Обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.
Слайд 8Баба Яга-дарительница
Она принимает героя, иногда испытывает его и вручает
ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы: сапоги-скороходы, ковер-самолет,
меч - кладенец, волшебный клубок.
Слайд 9ЯГА-ПОХИТИТЕЛЬНИЦА
Яга крадет детей унося в свою избушку на курьих
ножках, или в чистое поле, или под землю.
Из этой диковинной
избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.
Слайд 10ЯГА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА
Ягу можно считать некой "привратницей" , стерегущей
границу между миром живых и мёртвых.
Яга – хранительница пути между
Жизнью и Смертью, Добром и Злом, Светом и Тьмой.
Слайд 11
Вторым вопросом моего социологического опроса был: где живет Баба-Яга?
27 человек
ответило, что Баба-Яга живет на болоте в ветхой избушке на
курьих ножках;
7 человек полагает, что она живет в сказках;
и 1 человек уверен, что Баба-Яга живет по соседству от него…
Слайд 12КАК ЖЕ ПРИШЛА В НАРОДНУЮ СКАЗКУ «ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ»?
Избушка
на курьих ножках это широко известный на Севере «лабаз» или
«чамья» – тип хозяйственной постройки на высоких гладких столбах, предназначенный для сохранения снастей и припасов от мышей и хищников.
Избушка смоделирована по образу славянского погоста – маленького домика мёртвых на опорах-столбах. В сказках они представлены как куриные ножки не случайно. Курица - священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов.
Слайд 13В «урах» - культовых амбарчиках обычно находились куклы - иттармы
в меховой национальной одежде. Кукла занимала собой почти весь амбарчик;
может быть, именно поэтому избушка в сказках всегда мала для Бабы Яги, у которой «нос в потолок врос». Эта кукла была одета в меховую «шубу», которую жители этой местности называли «ягой». Со временем всё это благополучно перекочевало в сюжеты народных сказок про Бабу Ягу.
Слайд 14Избушка это пограничный пост, расположенный в сказках на границе двух
миров: светлого и тёмного. Вход в неё недоступен для героев
из мира живых, поэтому приходится «поворачивать» её к себе, произнося слова как заклинания: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, а к лесу задом». Войдя в избушку, герой готов ко всем испытаниям, ведь это его добровольный выбор: жить счастливо или умереть. Избушка на курьих ножках (на куриной лапке три пальца) объясняется тем, что в волшебных сказках герой, отправляясь в дальний путь за своим счастьем, обязательно оказывается на распутье, то есть на пересечении дорог. Поэтому «куриная лапка» – это символ выбора, возможность самостоятельно решить свою судьбу.
Слайд 15 На службе у Бабы - Яги ветры и лесные
звери. Дружит она только со Змеем да Кощеем, общается с
чёрным котом, змеями, жабами, вороном, летучими мышами. Чёрный кот символизирует неудачу, болезнь. Змея, как существо «убивающее», означает смерть и уничтожение. Ворон, будучи говорящей птицей, символизирует пророчество, в фольклоре – мрак и умерщвление. Такое окружение позволяет ей спокойно проживать на границе двух миров: мира живых и мира мёртвых.
Слайд 16Баба Яга в волшебных сказках выступает в них не только
как добрая колдунья-помощница в пути между Жизнью и Смертью, Добром
и Злом, Светом и Тьмой. Внешность у неё соответственная: длинные распущенные волосы – признак нечеловеческой силы и необъяснимых колдовских способностей; она не ходит, а летает в ступе, заметая помелом свой след, потому что она ближе к царству мёртвых и появление её в мире живых не должно быть замеченным.
Слайд 17
В третьем вопросе мной было предложено дать самостоятельное описание образа
Бабы-Яги
98 % описали ее как седую, лохматую, худощавую старушку, без
зубов, с горбом и длинным носом в бородавках, одетую в грязную рванную одежду, со странным (непредсказуемым) характером.
Однако мне встретилось и другое мнение, вот некоторые цитаты анкет моих одноклассников, друзей и учителей:
«симпатичная, шустрая, веселая, с моторчиком чтобы везде успевать»;
«худенькая, подвижная, в меру веселая, умная. Хотелось бы что бы она была красавица».
Слайд 18И самое интересное, что Баба-Яга не всегда была сморщенной старой
ведьмой, ведь раньше, в сказаниях южных славян, то есть более
полутора тысяч лет назад, она представлялась всадницей, да еще во главе военной рати.
Само словечко «яга» происходит от древнеславянского глагола «ягодь», означающего «кричать» и «призывать вперед». Скорее всего, как считают ученые, этот образ трансформировался постепенно. На первоначальном облике отразилось влияние исторических встреч праславян с воинственным племенем амазонок южных степей.
И самое интересное, что Баба-Яга не всегда была сморщенной старой ведьмой, ведь раньше, в сказаниях южных славян, то есть более полутора тысяч лет назад, она представлялась всадницей, да еще во главе военной рати.
Само словечко «яга» происходит от древнеславянского глагола «ягодь», означающего «кричать» и «призывать вперед». Скорее всего, как считают ученые, этот образ трансформировался постепенно. На первоначальном облике отразилось влияние исторических встреч праславян с воинственным племенем амазонок южных степей.
Слайд 19
По одной из версий, век амазонок был коротким: гибель на
поле боя была обычным явлением. Но среди воительниц встречались и
те, кто доживал до глубокой старости, их называли иогинями.
Пожилые амазонки чувствовали приближение смерти. И чтобы племя не видело их кончины, они уходили к соседним народам, в том числе и праславянским, и занимались просветительством, обучая местное население грамоте и целительству.
Слайд 20 Заключительным вопросом моего социологического опроса, был «хотелось бы встретиться
с Бабой-Ягой?»
- 17 челок ответило, что они хотели хотя
бы 1 раз встретиться с Бабой-Ягой;
- 17 человек ответило, что не хотят с ней встречаться;
и 1 человек не знает, желает он этой встречи или нет……
Слайд 21
Ну что ж, встречайте…..
Ну что ж, встречайте…..