Слайд 1Тема урока: «Культура России первой половины XIX века».
Слайд 2Система просвещения, которую в начале своего правления попытался создать Александр
I, почти ничего не дала основной массе населения. Зато Россия
в это время получила неплохие гимназии и университеты. Стали создаваться привилегированные учебные заведения с высоким уровнем образования - лицеи (Царскосельский лицей).
Царскосельский лицей
Слайд 3Открываются высшие учебные заведения технического профиля: технологический, межевой, лесной институты.
Система среднего и высшего образования переживает период становления и достигает
европейского уровня. Это образование становится привлекательным для представителей всех слоев общества: дворян, духовенства, купечества, мещан. Таким образом, происходит закладывание основ нового социального слоя - разночинной интеллигенции, которая сыграет важную роль в русской истории.
Слайд 5Развитие просвещения неизбежно привело к усилению спроса на печатную продукцию.
Именно в это время в России появляются издатели, которые стремятся
превратить книгоиздание в доходное дело. Самым знаменитым издателем нового типа стал А.Ф.Смирдин, который сумел значительно снизить цены на печатную продукцию, сделав ее доступной для широких слоев общества. Смирдин выпустил более 70 собраний сочинений, в том числе А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова.
И.А.Крылов
Слайд 6Заметную роль в жизни общества стали играть газеты и журналы
(«Вестник Европы» Н.М.Карамзина, «Телескоп» Н.И.Надеждина, «Современник» А.С.Пушкина, «Москвитянин» М.П.Погодина и
др.), т.к. в них наряду с художественными произведениями печатались критические и публицистические статьи.
Н.И.Надеждин
М.П.Погодин
Слайд 7Значительным явлением стало открытие публичных библиотек, среди которых самой большой
была Императорская библиотека в Санкт -Петербурге.
Слайд 9XIX век показал заметный рост уровня отечественной науки - в
России совершается целый ряд важнейших открытий:
Слайд 10Н.И.Лобачевский создал новую геометрическую систему, которая получила название неевклидовой геометрии;
Н.И.Лобачевский
Слайд 11П.Л.Чебышев и М.В.Остроградский сделали целый ряд значительных исследований в области
математики;
П.Л.Чебышев
М.В.Остроградский
Слайд 12Н.Н.Зимин и А.М.Бутлеров стали основоположниками новых отраслей в химии;
Н.Н.Зимин
А.М.Бутлеров
Слайд 13В.В.Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги;
В.В.Петров
Слайд 14Открыл метод гальванопластики. Построил превый электродвигатель.
Слайд 15П.А.Аносов возродил давно утраченный секрет изготовления булатной стали;
Слайд 16В. Я. Струве.
Работа в Пулковской обсерватории. Исследование Млечного пути.
Слайд 17Н.И.Пирогов впервые применил наркоз во время операций и передвижную гипсовую
повязку;
Н.И.Пирогов
Слайд 18Н.М.Карамзин и С.М.Соловьев создали значительные труды в области исторической науки:
«История государства Российского» в 12 томах - Н.М.Карамзин; «История России
с древнейших времен» - С.М.Соловьев.
Н.М.Карамзин
С.М.Соловьев
Слайд 201803 г. - И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский на кораблях «Надежда» и
«Нева» совершили первою кругосветную экспедицию для исследования северной части Тихого
океана; сведения, собранные этой экспедицией легли в основу «Атласа Южных морей»;
И.Ф.Крузенштерн
Ю.Ф.Лисянский
«Надежда» и «Нева»
Слайд 211819 – 1821 гг. - Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на
шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили кругосветную экспедицию для «приобретения полнейших
познаний о нашем земном шаре» и «открытия возможной близости Антарктического полюса»; в ходе этой экспедиции в 1820г. была открыта Антарктида - «льдинный континент»;
Ф.Ф.Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
«Восток» и «Мирный»
Слайд 22Ф. П. Литке
Исследование Сев Лед-го океана. Основатель Русского географического общества.
Слайд 231804 г. - А.А.Баранов основал на острове Ситка крепость Новоархангельск,
а затем - форт Росс;
А.А.Баранов
Форт Росс
Крепость Новоархангельск
Слайд 241848 – 1849 г. и 1850 – 1855 г. -
Г.И.Невельской доказал, что Сахалин - это остров; изучил низовья реки
Амур и основал Николаевск - на - Амуре;
Г.И.Невельской
Слайд 251822 – 1825 гг. и 1852 – 1855 гг. -
Е.В.Путятин совершил кругосветное путешествие, во время экспедиции на фрегате «Паллада»
открыл острова Римского - Корсакова.
Е.В.Путятин
Слайд 27Важной особенностью развития литературы этого периода была быстрая смена художественных
направлений и одновременное существование различных стилей (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
критический реализм). В первой половине XIX века русская литература вступила в свой «Золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.
Слайд 28Ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало произведение
Н.М.Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода».
Сентиментализм Карамзина и других литераторов
проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох.
Н.М.Карамзин
Слайд 29Появление романтизма в русской литературе связано с именами В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева,
В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского.
В.А.Жуковский
К.Ф.Рылеев
А.И.Одоевский
Слайд 30В начале своего творческого пути романтические произведения создали наши великие
поэты А.С.Пушкин («Руслан и Людмила»,
«Кавказский пленник», «Цыганы») и М.Ю. Лермонтов
(«Демон»,). От этих произведений наметился переход к реализму, ставшему основным стилем 30 -40-х гг.
А.С.Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Слайд 31Выдающимися образцами реализма стали работы позднего Пушкина: историческая драма «Борис
Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник»
и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».
Слайд 32Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Н.В.Гоголь: повесть «Шинель», «Мертвые
души», «Ревизор» и др.
Н.В.Гоголь
Слайд 33Новый, незнакомый и реалистический мир русского купечества показал читателю и
зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островский.
А.Н.Островский
Слайд 34В 40 - 50 х гг. центральное место в литературе
заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений
жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И.С.Тургенева.
И.С.Тургенев
Слайд 36В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро,
как и в литературе. В конце XVIII - начале XIX
в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.
Слайд 37В 20 - 30- е гг. в театре все активнее
заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом
актеров на внутренних переживаниях героев и героико - трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов (Шекспир -«Гамлет», Шиллер - «Коварство и любовь»).
Слайд 38В 40 - х гг. начинается новая страница в истории
русского театра, связанная с развитием реалистического направления. Основоположником реализма на
русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин (выходец из крепостных). Реалистическое направление в драматургии было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского.
М.С.Щепкин
Слайд 39Другим, не мене, замечательным актером школы сценического реализма был Александр
Евстафьевич Мартынов, творчество которого связано Александрийским театром в Петербурге.
А.Е.Мартынов
Слайд 40Важной особенностью развития театра в те годы было то, что
единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 г. был
разделен на Большой (для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический).
Малый театр
Большой театр
Слайд 42Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской
национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные
мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева и др.
А.Е.Варламов
А.А.Алябьев
А.Л.Гурилев
Слайд 43Бытовая опера уступила место
героико - исторической: К.А.Кавоса «Иван Сусанин»
(1815 г.), М.И.Глинка «Жизнь за царя» (1836 г.)
К.А.Кавоса
Слайд 44Романтическое направление в музыке представлял А.Н.Верстовский, автор популярной оперы «Аскольдова
могила».
Слайд 45М.И.Глинка заложил основы русской национальной школы в музыке: «Создает музыку
народ, - говорил он, - а мы, художники, только ее
аранжируем».
М.И.Глинка
Слайд 46А.С.Даргомыжский стал родоначальником народно - бытовой психологической драмы. Его опера
«Русалка» отличается богатой социальной насыщенностью.
А.С.Даргомыжский
Слайд 48В этот период происходит отказ от классицизма со свойственными ему
библейско - мифологическими сюжетами. Растет интерес художников к личности человека,
к жизни не только богов и царей, но и простых людей.
Слайд 49Крупнейшей фигурой классицизма стал Карл Павлович Брюллов. Но и в
его работах обозначилось стремление к реализму: «Последний день Помпеи», «Автопортрет»,
«Всадница».
К.П.Брюллов
«Всадница»
Слайд 50Яркими представителями романтизма в живописи стали замечательные портретисты Орест Адамович
Кипренский (портреты А.С.Пушкина, и А.Н.Оленина) и Василий Андреевич Тропинин («Кружевница»,
«Гитарист», «Золотошвейка» и др.).
О.А.Кипренский
В.А.Тропинин
Слайд 51Крупнейшим мастером русской живописи был Александр Андреевич Иванов («Явление Христа
народу»). Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного указать
народу путь к лучшему.
А.А.Иванов
«Явление Христа народу»
Слайд 52Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов:
«Свежий кавалер», «Сватовство майора».
П.А.Федотов
«Свежий кавалер»
«Сватовство майора»
Слайд 53Алексей Гаврилович Венецианов был художником бытового жанра, он дал начало
новому направлению, которое в живописи принято называть «венециановской школой».Его работы
были посвящены повседневному труду и быту крестьян: «На жатве.Лето», «На пашне. Весна», «Захарка» и др.
А.Г.Венецианов
«На жатве.Лето»
«На пашне. Весна»
«Захарка»
Слайд 54Центром художественной жизни России того времени стало открытое в 1832
г. в Москве училище живописи, ваяния, зодчества.
Слайд 56В архитектуре первой половины XIX в. классицизм задержался дольше, чем
в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40
- х годов. Его вершиной в начале века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных у императорского Рима. Важным элементом ампира были скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы, особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы.
Слайд 57Крупнейшими представителями ампира были:
Слайд 58Андреян Дмитриевич Захаров - Здание Адмиралтейства в Петербурге;
А.Д.Захаров
Здание Адмиралтейства
в Петербурге
Слайд 59Андрей Никифорович Воронихин - Казанский собор в Петербурге;
А.Н.Воронихин
Казанский собор
в Петербурге
Слайд 60Памятник М. И. Кутузову.
Автор Б. И. Орловский
Слайд 62П. К. Клодт «Конный памятник Николаю Первому.»
Слайд 63Исаакиевский собор. 1818-1854. О. Монферран.
Слайд 64Александровская колонна (Александровский столп.) О. Монферран.
Слайд 65Карл Иванович Росси - здание Русского музея с площадью Искусств,
ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой и
др. в Петербурге;
К.И.Росси
здание Русского музея
Дворцовая площадь
здание Генерального
штаба
Слайд 66Здание Сената и Синода.
Генеральный штаб.
Слайд 67Осип Иванович Бове - реконструкция Красной площади, Театральная площадь с
Большим театром, Триумфальные ворота и др. в Москве;
Осип Иванович
Бове
Триумфальные ворота
Театральная площадь
Слайд 68О. И. Бове
Триумфальные ворота
Большой тетр.
Слайд 69В 30 - х годах начинает распространяться «русско-византийский» стиль:
Слайд 70Константин Андреевич Тон - храм Христа Спасителя , Большой Кремлевский
дворец, Оружейная палата и др. в Москве.
К.А.Тон
Большой Кремлевский дворец
храм
Христа Спасителя
Слайд 71К. А. Тон.
Московский вокзал в Петербурге
Петербургский (Ленинградский) вокзал в Москве.