Слайд 1
«О чём расскажет толковый словарь?»
Авторы проекта:
, ученик 6 А класса
Руководитель
проекта: Борисова А. Х., учитель русского языка и литературы
Исследовательская работа
Слайд 2Гипотеза
Толковые словари – проводники в страну Знаний.
Слайд 3Цель:
развивать умение самостоятельно добывать теоретические знания из различных источников.
Задачи:
понять,
какой силой обладает слово;
изучить разнообразие справочной литературы;
развивать навык самоконтроля при
помощи работы со словарём;
воспитывать бережное отношение к книгам.
Слайд 4Ход исследования
Познакомились с разнообразием справочной литературы.
Исследовали богатство словарного запаса учеников
нашего класса путём выполнения упражнений различных видов.
Самостоятельно составляли словарные диктанты
и творческие отзывы о работе со словарём.
Рисовали обложки словарей.
Слайд 5Результаты исследования
Познакомившись с разнообразием справочной литературы, пришли к выводу, что
слово – живое существо, которое, как и человек, способно радоваться,
грустить, упрямиться, обижаться.
Много слов на Земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер.
Слайд 6Исследовав богатство словарного запаса учеников нашего класса путём выполнения упражнений
различных видов, мы получили следующие результаты:
Слайд 7Словарные диктанты.
Наше творчество
Вариант 1.
Актриса, дрессировщик, отшельник, аллея, министерство, перспектива,
биссектриса, ходатайство, президиум, впоследствии.
Вариант 2.
Каталог, оккупация, абонемент, юннат, беспрецедентный,
симпозиум, воззрение, иллюминация, сжаться, участвовать.
Вариант 3.
Вплотную, аккомпанемент, беллетристика, привилегированный, абонемент, обеспечение, грошовый, пресмыкающиеся, фармацевт, дезертир.
Слайд 8Отзывы о работе со словарём
«Мне понравилось работать со словарями русского
языка, потому что я узнала много новых слов, их значения.
Я узнала, что у одного слова может быт несколько значений. Много узнала о произношении слов. Я не предполагала, что русский язык богат красивыми словами. Русский язык - самый красивый язык в мире» (Краюхин М.).
«Мне понравилось работать со словарями, потому что я узнала много интересных слов, их смысл. Оказывается, что русский язык очень богат!» (Рублёва А.)
« Работая со словарями, я узнала не только значение и правописание многих слов, но и некоторые виды словарей, о существовании которых я не знала» (Симикина О.).
«Мне очень понравилось работать со словарями. С их помощью я узнал много интересных слов, их правописание и значение, как правильно их использовать в речи. Также я узнал, как нужно пользоваться словарями» (Асосков А.).
Слайд 9Выводы:
В ходе проведённого исследования гипотеза подтвердилась: толковые
словари, действительно, проводники в страну Знаний.
Слайд 10Информационные источники:
В. Н Сергеев «Словари – наши друзья и помощники»
М., «Просвещение» 1984
Л. Я. Боровой «Путь слова» М., 1994 г
А.
А. Брагина «Чужое – всё-таки чужое» «Русская речь», 1991, №4
© Borisowa AH, Schubina IW, Vedischewa IW - 2008