Разделы презентаций


Язык и культура

Содержание

План лекции и ответа на экзаменеЯзыковая личность и языковая картина мираФеномен культурыКультура в языкетеория лингвистической относительностикультура и лексикакультура и грамматикакультура и дискурс Языковое образование как ценность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Язык и культура
Старкова Д.А. 2017

Язык и культураСтаркова Д.А. 2017

Слайд 2План лекции и ответа на экзамене
Языковая личность и языковая картина

мира
Феномен культуры
Культура в языке
теория лингвистической относительности
культура и лексика
культура и грамматика
культура

и дискурс
Языковое образование как ценность

План лекции и ответа на экзаменеЯзыковая личность и языковая картина мираФеномен культурыКультура в языкетеория лингвистической относительностикультура и

Слайд 3Личность
Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивидуума как члена определенного общества.



В процессе изучения ИЯ происходит развитие Личности как некогнитивное (эмоциональное,

волевое, т.д.), так и когнитивное (интеллектуальное).
ЛичностьУстойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивидуума как члена определенного общества. В процессе изучения ИЯ происходит развитие Личности

Слайд 4ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
Совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание им речевых

произведений (текстов), готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности,

поступков, которые классифицируются по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и по уровням языка, то есть фонетике, лексике и грамматике» (Караулов Ю. Н). .

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬСовокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание им речевых произведений (текстов), готовностей к осуществлению речевых поступков

Слайд 5Языковая личность
Вторичная языковая личность – это совокупность способностей человека к

иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие

с представителями других культур

Языковая личностьВторичная языковая личность – это совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым

Слайд 6Черты и способности языковой личности
Обладание межкультурной компетенцией – способностью, позволяющей

языковой личности выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества

медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности
Медиатор культур – человек, познавший посредством изучения языков как особенности разных культур, так и их взаимодействия
Черты и способности языковой личностиОбладание межкультурной компетенцией – способностью, позволяющей языковой личности выйти за пределы собственной культуры

Слайд 7Черты и способности языковой личности
Цель при общении с представителями другой

культуры – установление взаимопонимания и мира между представителями разных культур
Умение

сравнивать социокультурный опыт народа, говорящего на изучаемом языке, с собственным опытом



Черты и способности языковой личностиЦель при общении с представителями другой культуры – установление взаимопонимания и мира между

Слайд 8Формирование языковой личности
Овладение вербальным кодом ИЯ
Умение использовать этот вербальный код

(систему языка) в общении
Формирование в сознании обучающегося картины мира, свойственной

носителю языка

Формирование языковой личностиОвладение вербальным кодом ИЯУмение использовать этот вербальный код (систему языка) в общенииФормирование в сознании обучающегося

Слайд 9КАРТИНА МИРА
Термин «картина мира» введен в науку на рубеже 19-20

в.в. Г.Гецем и М.Планк писали о физической картине мира, как

о достигнутых и доказанных результатах науки.
В 20 веке изучается в философии
КАРТИНА МИРАТермин «картина мира» введен в науку на рубеже 19-20 в.в. Г.Гецем и М.Планк писали о физической

Слайд 10Картины мира
целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной

активности человека, а не какой-либо его стороны. Возникает у человека

в ходе контакта с миром. (Постовалова)
бывает научная, языковая, диалектная. Др.

Картины мирацелостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо его стороны.

Слайд 11Языкова картина мира
исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива

и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ

концептуализации действительности
язык позволяет человеку объединить весь опыт в единую картину мира и заставляет его забыть о том, как раньше, до того, как он изучил язык, он воспринимал окружающий мир (Л.Вайсгербер )
Языкова картина мираисторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о

Слайд 12Языкова картина мира
в языке конкретного сообщества живет и воздействует духовное

содержание, сокровище знаний, которое по праву называют картиной мира конкретного

языка
главную предметную основу для картины мира конкретного языка создает природа: почва, географические условия, в частности, климат, мир животных и растений
В. Фон Гумбольдт
Языкова картина мирав языке конкретного сообщества живет и воздействует духовное содержание, сокровище знаний, которое по праву называют

Слайд 13Национальный характер
Статистический – некоторый набор черт, присущих представителям определенной культуры,

становится источником сведений, по которым и сверяют свои наблюдения ученые

и строят прогнозы

Динамический – учет того, как личность взаимодействует в определенных условиях с другой личностью

(Малецке)

Национальный характерСтатистический – некоторый набор черт, присущих представителям определенной культуры, становится источником сведений, по которым и сверяют

Слайд 14Национальный характер
Базисная личность – общие психологические черты определенной социальной группы

обусловлены влиянием культурных факторов в раннем детском возрасте (Кардингер)
Социальный характер

– свойства и качества, которые присущи большинству членов определенного социума (Фромм)
Национальный характерБазисная личность – общие психологические черты определенной социальной группы обусловлены влиянием культурных факторов в раннем детском

Слайд 15Ментальность или менталитет
Общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований,

навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной

традиции или какого-либо сообщества (словарь культурологии)
Ментальность или менталитетОбщая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и

Слайд 16Феномен культуры
Культура – 1) возделывание, обрабатывание, разведение, уход; 2) воспитание,

образование, развитие; 3) поклонение, почитание
Культура – неприродная, т.е. искусственная, среда,

созданная и создаваемая человеком в процессе его жизнедеятельности и взаимодействия с природой, другими людьми, с уже созданными культурными предметами и ценностными ориентациями
Феномен культурыКультура – 1) возделывание, обрабатывание, разведение, уход; 2) воспитание, образование, развитие; 3) поклонение, почитаниеКультура – неприродная,

Слайд 17Культура
Представляет собой систему воззрений, ценностей и знаний, широко распространненых в

обществе и передающихся из поколения в поколение. Она является предметом

усвоения, и в разных обществах она может быть различной.
КультураПредставляет собой систему воззрений, ценностей и знаний, широко распространненых в обществе и передающихся из поколения в поколение.

Слайд 18Составные части культуры
Материальная
Духовная
Интеракциональная

Составные части культурыМатериальная ДуховнаяИнтеракциональная

Слайд 19Ценности культуры
Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных

явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него

представляется важным в жизни, а что нет, без чего он может обойтись. В результате этого формируется ценностное отношение к миру, при котором те или иные явления жизни имеют определенный смысл и значимость.
Ценности культурыКатегория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя,

Слайд 20Поведение и культура
Человек, общаясь с представителями других культур, чаще всего

не может предсказывать их поведение, основываясь только на собственных культурных

нормах и правилах.
Основная цель общения заключается в том, чтобы понять смысл каждого конкретного поступка партнера по общению. Этот смысл часто скрыт в традиционном представлении о нормальном и ненормальном поведении. В различных культурах оно существенно различается.
Поведение и культураЧеловек, общаясь с представителями других культур, чаще всего не может предсказывать их поведение, основываясь только

Слайд 21Культурная картина мира
Это отражение реальной картины через призму понятий, сформированных

на основе представлений, полученных человеком с помощью органов чувств и

прошедших через его сознание.
Она специфична и различается у разных народов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природными условиями, историей, верованиями, традициями, образом жизни.
Культурная картина мираЭто отражение реальной картины через призму понятий, сформированных на основе представлений, полученных человеком с помощью

Слайд 22Взаимосвязь культурной и языковой картины мира
Языковая картина мира отражает реальность

через культурную картину мира и воплощает ее в языковых формах.
Таким

образом, ЯКМ это исторически сложившаяся и отраженная в языке совокупность представлений о мире, способ концептуализации действительности
Взаимосвязь культурной и языковой картины мираЯзыковая картина мира отражает реальность через культурную картину мира и воплощает ее

Слайд 23Культура в языке
Лингвокультура – совокупность явлений культуры и явлений языка,

взаимосвязанных друг с другом и отраженных в сознании отдельной личности

(Л.А. Городецкая)
«…Язык не существует вне культуры … . Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной» (С.Г. Тер-Минасова)

Культура в языкеЛингвокультура – совокупность явлений культуры и явлений языка, взаимосвязанных друг с другом и отраженных в

Слайд 24Лингвокультурология
По мнению В.И.Карасика, «лингвокультурология – комплексная область научного знания

о взаимосвязи и взаимовлиянии языка и культуры»
А.Т.Хроленко считает, что

лингвокультурология ориентирована на выявление связей между языком, этническим менталитетом и культурой, причем любой из трех феноменов может быть исходной точкой анализа – «выбор зависит от профессиональной ориентированности исследователя»

Лингвокультурология По мнению В.И.Карасика, «лингвокультурология – комплексная область научного знания о взаимосвязи и взаимовлиянии языка и культуры»

Слайд 25Теория лингвистической относительности
Каждая исследуемая культура должны быть понята в ее

собственных терминах (Ф. Боас)
Из всех аспектов культуры язык был первым,

получившим высоко развитую форму, и в своем совершенстве являлся предварительным условием для развития культуры в целом (Э. Сепир)
Структура любого языка содержит в себе теорию структуры миропонимания соответствующего народа (Б. Уорф)
Теория лингвистической относительностиКаждая исследуемая культура должны быть понята в ее собственных терминах (Ф. Боас)Из всех аспектов культуры

Слайд 26Культура и лексика
Корреляция между вокабуляром (ключевыми словами) и приоритетами

(ценностями) конкретного общества:
названия даются важным сущностям и явлениям в физическом

и социальном мире (реалии, безэквивалентная лексика – гамбургеры, борщ, паб, Микки-Маус)

Культура и лексика Корреляция между вокабуляром (ключевыми словами) и приоритетами (ценностями) конкретного общества:названия даются важным сущностям и

Слайд 27Культура и лексика
Частотность употребления сопоста-вимых слов может быть разная:

Культура и лексикаЧастотность употребления сопоста-вимых слов может быть разная:

Слайд 28Культура и грамматика
набор обязательных грамматических категорий в языке детерменирует те

аспекты опыта, которые должны быть выражены (Ф. Боас)
языки агентивной (доминирует

субъект действия, управляющий событиями – английский: I want, do, come, think…) и пациентивной (представляет мир таким образом, что происходящие в нем события случаются помимо воли субъекта – русский: Мне хочется, нравится, кажется…) ориентации
Культура и грамматиканабор обязательных грамматических категорий в языке детерменирует те аспекты опыта, которые должны быть выражены (Ф.

Слайд 29Культура и дискурс
правила культурного взаимодействия, определяющие поведение, желательное, допустимое, недопустимое
формы

использования языка (кем, как, почему, когда, сколько)
3 аспекта дискурса: 1)

лингвистический, 2) когнитивный, 3) интерактивный
Культура и дискурсправила культурного взаимодействия, определяющие поведение, желательное, допустимое, недопустимоеформы использования языка (кем, как, почему, когда, сколько)3

Слайд 30Языковое образование как ценность
Государственная ценность. В ФГОС и программа определено

место и роль предмета «Иностранный язык»
Общественная ценность. Интеграция России в

Европейское сообщество требует знания английского языка как средства общения
Личностная ценность заключается в развитии мышления и «высвобождении мысли из плена родного языка» (Л. Выготский)
Языковое образование как ценностьГосударственная ценность. В ФГОС и программа определено место и роль предмета «Иностранный язык»Общественная ценность.

Слайд 31NOW THINK IT ALL OVER PLEASE

NOW THINK IT ALL OVER PLEASE

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика