Слайд 1§1 По каким частям лучше познавать мир
д\з 11 кл. §
1 стр. 9 задания 1-9
Слайд 2У этнографов есть поговорка:
«Тот, кто знает один народ, не
знает ни одного народа»
Так и в географии трудно познавать мир,
исходя лишь из представлений о собственной стране.
Если изучать каждую страну в отдельности, то в мире только независимых государств около 200…
По каким же частям лучше изучать мир?
Слайд 3В качестве универсальной единицы используют термин «регион» или «район»
Регионы могут
быть:
культурно-историческими;
этническими;
религиозными;
экономическими
Слайд 4Многообразие регионов
Старый и Новый Свет
Ойкумена и неосвоенные регионы
Сахара
и Гималаи,
Памир и Западно-Сибирская низменность Западная Европа и Тропическая
Африка, Латинская Америка и Ближний Восток
Индокитай и Вест-Индия
Слайд 5
- многоступенчатый или «матрёшечный», например Западная Европа (Южная, Центральная,
Северная Европа и Британские острова)
- Далее различают регионы более
мелкого ранга Скандинавские страны (Швеция, Дания, Норвегия) или страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург)
- Внутри государства есть свои локальные культурно-исторические очаги, например:
- Великобритания: Англия, Шотландия, Уэльс
- Франция: Лотарингия, Эльзас, Бретань и т. д
- Германия: Бавария, Тюрингия, Саксония- Анхальт
Принцип строения
культурно-исторических регионов -
Слайд 6Зарубежная Азия (Юго-Западная, Южная, Восточная, Юго-Восточная Азия)
Распад СССР привёл к
появлению региона Центральная Евразия (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Туркмения).
Государства
Америки подразделяется на регионы
Англо-Саксонская Америка (США и Канада)
Латинская Америка (Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия Андские страны и государства бассейна Амазонки и Ла-Пландской низменности)
В Африке различают: Североафриканский регион и Тропическую Африку
Слайд 7Страны одновременно относящиеся к двум и более культурно-историческим регионам
Египет является:
1)
североафриканской
2) ближневосточной
3) средневосточной
4) арабской страной
Ближний Восток образуют страны на стыке
Юго-Западной Азии, Северной Африки и Европы, а в совокупности с Ираном и Афганистаном они составляют Средний Восток
Слайд 8Социально экономическая дифференциация стран
Мир по своей социально-экономической природе неоднороден.
В
пределах культурно-исторических регионов есть процветающие государства и страны, едва сводящие
концы с концами.
Поэтому мир изучают путём выделения стран:
А) высокоразвитых (благополучных)
Б) среднеразвитых
В) слаборазвитых
Слайд 9Первая группа высокоразвитых государств образует каркас мировой экономики
Вторая группа представляет
многочисленные и многоликие государства, которые вырвались из тисков бедности, но
пока не примкнули к процветающим странам.
Третья группа слаборазвитые страны: Африки, Азии, Латинской Америки и Океании – наиболее многочисленна
Слайд 10Центры экономической мощи вчера и сегодня
Во второй половине ХХ века
ведущую роль в мировой экономике и политике играли 4 центра:
США, Западная Европа, Япония, СССР.
В результате высоких темпов роста экономики Китая на рубеже ХХ-ХХI вв. в мире появился новый перспективный центр экономической мощи.
Главными центрами мировой экономики сегодня являются США, Китай, Западная Европа, Япония,
Слайд 11Социально экономическая дифференциация стран
Важно различать уровень, с одной стороны, экономического,
с другой – социального развития стран.
Например Китай, занимает 2
место в мире по ВВП, но с точки зрения благосостояния своих граждан КНР можно отнести к среднеразвитым странам.
Слайд 12Национальное богатство
Национальное богатство – совокупность созданных трудом и накопленных материальных
благ, духовных ценностей, а также природных ресурсов, которыми владеет государство
Некоторые учёные считают богатством страны – её людей. Но не количество, а образовательный, профессиональный, духовный и предпринимательский уровень населения.
Слайд 13В основе метода оценки национального богатства Всемирного банка лежит учёт
трёх видов капитала -
Человеческого
Природного
Воспроизводимого
Суммарный показатель национального богатства России превышает Северной
Америки, Западной Европы и Ближнего Востока. Но, это превышение только за счет природного богатства.
Слайд 14Национальное богатство
Наука утверждает, что успехи страны зависят от разумного государственного
правления, максимального использования творческого потенциала народа, создание атмосферы конкуренции
Слайд 15Давайте повторим:
Какие методы для изучения исторической географии вы запомнили?
Что означает
термин ойкумена?
История Земли – это история природы, с одной стороны,
и история людей с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без помощи человека?
Слайд 16Домашнее задание:
§1, стр. 9 задания 1-9
Слайд 17Регион и региональная география
Термином «регион» в отличие от «района» (при
административном делении), обозначают обширные территории географического пространства.
Региональная география –рассматривает многообразие
современного мира с учетом индивидуальности каждого региона.
Слайд 18Критерии регионализации
Исторические этапы открытия
освоенность территорий,
физико-географические особенности
экономические
территории
проживания этнических народов
культурно-исторические характеристики
Слайд 19Многообразие регионов
Старый и Новый Свет
Ойкумена и неосвоенные регионы
Сахара
и Гималаи,
Памир и Западно-Сибирская низменность Западная Европа и Тропическая
Африка, Латинская Америка и Ближний Восток
Индокитай и Вест-Индия
Слайд 20Принцип строения культурно-исторических регионов
Сложная многоступенчатая структура:
Западная Европа : Южная, Центральная,
Северная и Британские острова
( в Великобритании есть Англия, Шотландия и
Уэльс, во Франции-Лотарингия, Эльзас, Бретань, Прованс, Бургундия, Лангедок; в Германии- Бавария, Тюрингия, Саксония)
Зарубежная Азия: Юго-Западная, Южная, Восточная, Юго-Восточная и Центральная ( после распада СССР).
Англоязычная Америка :США и Канада
Латинская Америка: Мексика, Центральная Америка, Вест-Индия, Андские страны)
Слайд 21Экономические и социальные контрасты в мире
Слайд 22Наиболее богатые и наиболее бедные страны – это всего лишь
своеобразные «полюсы». окруженные переходным фоном множества других стран.
Слайд 23Методы подсчета национального богатства страны
учет человеческого
природного
и воспроизводимого капитала
Слайд 24Центры экономической мощи вчера и сегодня
Во второй половине ХХ века
ведущую роль в мировой экономике и политике играли 4 центра:
США, Западная Европа, Япония, СССР.
В результате высоких темпов роста экономики Китая на рубеже ХХ-ХХI вв. в мире появился новый перспективный центр экономической мощи.
Главными центрами мировой экономики сегодня являются США, Китай, Западная Европа, Япония,