Слайд 1Художественный мир, характер ранней лирики В. Маяковского.
Слайд 2
1. Каковы основные особенности духовного мира поэта, как отражаются они в его
творчестве?
2. Почему столь разноречивы и даже полярно противоположны оценки личности и
творчества поэта?
3. Чем объяснить, что страстно влюбленный в жизнь, славивший революцию поэт сам поставил «точку пули в своем конце»?
Слайд 3 «Маяковский — личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда
с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится
к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
А. В. Луначарский. Очерки русской литературы
революционного времени, 1923
Слайд 4«Еще чуть ли не юношей он заявил, что может быть
„от мяса бешеный“ и может быть „безукоризненно нежный, не мужчина,
а — облако в штанах“.
Таким и остался. На всю жизнь. Быстро возгорающимся, неудержимым в страсти, могущим в моменты особого драматического напряжения совершить неожиданный, даже роковой поступок. И в то же время — деликатным, предупредительным, трогательным и нежным в заботе о других. И — уверенным в себе жизнестроителем. „Маяковский все переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу“. Эта фраза, сказанная Л. Ю. Брик, может служить поводом для размышления. Но это — не болезнь, это свойство натуры».
Ал. Михайлов. Маяковский, 1988
Слайд 5 «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины.
Декларируя те или иные крайности, он ни в чем не мог
дойти до конца и вечно вынужден был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебрежение чьим-либо мнением — и стремится любым способом покорить аудиторию. Он напрочь отвергает литературу — и делает все, чтобы в ней остаться. Своей религией он объявляет всеобщее братство — а служит зыбкой догме сегодняшнего дня, на глазах ускользающей из-под ног...»
Ю. Карабчиевский. Воскресение Маяковского, 1983
Слайд 6 «Редкий поэт так жгуче, так нервно — до крика, до истерики —
реагировал на время, как Маяковский. Он представляется какой-то гигантской наковальней,
на которую бросают раскаленные глыбы дней. Как и другие люди его времени, он берет на себя все: от заурядных мелочей быта до глобальных проблем мироустройства. Ничего ведь не было готового, новое только грезилось и намечалось. Надо было дать этому новому победить в собственной душе, а потом уже вести за собою массу. Маяковский открывает несколько фронтов, на которых дает бой старому: публицистика, эстрада, критика, живопись, театр, поэзия, кино, общественно-бытовое поведение и т. д. И на всех фронтах он сражается со всей страстью и яростью, будто на реальном фронте...»
В. М. Акаткин. Романтика разрушения, 1998
Слайд 7«Особенности лирики В.В.Маяковского».
Новаторство, стремление к кардинальному обновлению поэзии.
В центре его
поэзии – «грандиозный» лирический герой, на равных объясняющийся с миром,
со Вселенной.
С необычайной смелостью поэт вводит слова и выражения грубого, вульгарного стиля – разрушает штампы, стереотипы, границы дозволенного.
Речь Маяковского обычно обращена к слушателю, поэтому многие стихотворения по форме представляют собой диалог, беседу.
Маяковский создает свою систему тонического и акцентного стиха, в его строке различное количество неударных слогов. Поэт располагает строки «лесенкой».
Словотворчество, авторские неологизмы (окказионализмы), необычные метафоры.
Маяковский – необычный реформатор в области рифмы.
Слайд 8«Облако в штанах» (1915)
«Программной» для своего дореволюционного творчества «вещью» Маяковский считал
поэму «Облако в штанах» и, называя ее „катехизисом сегодняшнего искусства“, так
определял ее смысл: „долой вашу любовь“, „долой ваше искусство“, „долой ваш строй“, „долой вашу религию“. И это характерно для того периода творчества поэта, страстно отвергавшего современную ему действительность, испытывавшего острое чувство неприкаянности и одиночества в окружавшем его бесчеловечном мире.
Слайд 9 1. Прочтите первую главу поэмы. Покажите, как драма
неразделенной любви отражается в других главах, где «долой!» адресовано другим составляющим
действительности.
2. Какую роль играет в поэме богоборческая тема? Какое место занимает в ее разрешении утверждаемая поэтом концепция человека?
3. Как соединяются в образной системе поэмы два плана: возвышенный, торжественный и приземленный, откровенно натуралистический? В чем смысл такого соединения?
Слайд 10В поэме „Облако в штанах“ средством переключения повествования из одного аспекта в другой
служат подчеркнуто острые контрасты образов и чувств. От символического образа
возмущенного, „ограбленного“ бога, идущего в окружении архангелов-меченосцев, — к подчеркнуто грубому: „А улица присела и заорала: „Идемте жрать!“, от горького признания („видели, как собака бьющую руку лижет“) — к пророческим строфам о близости революции, от минутного ощущения счастья, бенгальской яркости — к страшному отчаянию, от яростного взрыва („я тебя, пропахшего ладаном, раскрою, отсюда до Аляски“) — к гордому: „Снимите шляпу! Я иду!“ — таков путь поэтической мысли, ее метания... И каждый такой контраст, каждый такой поворот мысли и чувства обнажает еще одну грань души поэта, одинокой в чуждом, враждебном ей мире, но сумевшей вобрать в себя боль и муку, надежды и отчаяние всех, кто так же одинок, как она, и так же страстно хочет верить в грядущее освобождение и возмездие...»
Н. Калитин. Крик тысячедневных мук, 1967
Слайд 11Аналитическая работа (по группам)
Анализ стихотворений
1 группа: «Нате»
2 группа: «Послушайте»
3
группа: «Скрипка и немножко нервно»
Слайд 12Темы и образы в ранней лирике
В. Маяковского
Основной конфликт ранних
произведений
Ранимость и чуткость поэтической души
Лирический герой раннего Маяковского
Слайд 13Чем объяснялось в раннем творчестве поэта желание скандальной славы?
Слайд 14Всем: прочитать произведения, указанные в заданиях
Подготовить сообщения:
Послереволюционное творчество В. Маяковского
в «Окопах сатиры РОСТА»
Пьеса «Клоп». Замысел и основная тема. Сюжет
и герои.
Пьеса «Баня». Сатирическое изображение негативных явлений действительности.
Анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Левый марш» (3 уч-ся)
История создания стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» (3 уч-ся)
Последняя любовь и последние часы жизни В. Маяковского
7) Выразительное чтение стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» (3 уч-ся)
Слайд 15Опережающее задание
Выучить наизусть стихотворения С.Есенина:
Одно из цикла «Любовь хулигана»
«Низкий дом
с голубыми ставнями»
«Письмо к женщине» или «Собаке Качалова»
«Шаганэ ты моя,
Шаганэ!..»
«Письмо к матери»
«Отговорила роща золотая…», или «Не жалею, не зову, не плачу», или «Мы теперь уходим понемногу…»