Разделы презентаций


Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ

Содержание

Тема лекции: Организация и проведение конкретного социологического исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Раздел V. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Раздел V.  МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Слайд 2Тема лекции: Организация и проведение конкретного социологического исследования

Тема лекции:  Организация и проведение конкретного социологического исследования

Слайд 3?
Основные вопросы лекции:
1. Программа эмпирического социологического исследования
2. Методика и техника

составления социологической анкеты и их первичная обработка

?Основные вопросы лекции:1. Программа эмпирического социологического исследования2. Методика и техника составления социологической анкеты и их первичная обработка

Слайд 4Вопрос 1. Программа эмпирического социологического исследования

Вопрос 1. Программа эмпирического социологического исследования

Слайд 5Программа исследования – документ, представляющий теоретико-методическую основу процедур, осуществляемых на

этапах сбора, обработки и анализа информации

Программа исследования – документ, представляющий теоретико-методическую основу процедур, осуществляемых на этапах сбора, обработки и анализа информации

Слайд 6методологический (теоретический)
формулировка проблемы;
определение цели и задач исследования;
определение объекта и

предмета исследования;
предварительный системный анализ объекта
формулировка рабочих гипотез;
обоснование методов формирования

выборки и сбора информации;
методический (процедурный)
создание выборки;
создание инструментария исследования
организационный
проведение пилотажного исследования

Основные разделы программы КСИ и их задачи:

методологический (теоретический)формулировка проблемы; определение цели и задач исследования;определение объекта и предмета исследования; предварительный системный анализ объектаформулировка рабочих

Слайд 7
Проблема исследования – это научная модель проблемной ситуации. Она может

быть сформулирована как противоречие в развитии социальной системы между ее

подсистемами или отдельными элементами этих под­систем

Постановка проблемы

Проблема исследования – это научная модель проблемной ситуации. Она может быть сформулирована как противоречие в развитии социальной

Слайд 8Задачи конкретного социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок

(шагов), направленных на анализ и решение проблемы.
Цель конкретного социологического

исследования — это общая направленность исследования, его ожидаемый результат
Задачи конкретного социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок (шагов), направленных на анализ и решение проблемы.

Слайд 9Предмет исследования включает в себя стороны, свойства объекта, которые в

наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению.
Объект

исследования есть фрагмент объективной реальности, который подвергается исследовательскому рассмотрению.
Предмет исследования включает в себя стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и

Слайд 10Системный анализ объекта исследования
Концептуализация
Операционализация
определение теоретического смысла слов и превращение

их тем самым в понятия
перевод абстрактных понятий в систему измеряемых

переменных

Конкретизация

разложение целого на его составные части

Системный анализ объекта исследования КонцептуализацияОперационализацияопределение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятияперевод абстрактных понятий

Слайд 11Признак – свойство, признак эмпирического объекта.
Переменная – теоретическая форма существования

данного признака; характеристика, которая может изменяться и которую можно измерить.








Индикатор – показатель степени проявления признака объекта; доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. В экспериментальной ситуации индикаторы замещают, обнаруживают, представляют другие характеристики изучаемого объекта, обычно не доступные наблюдению и измерению.

Сущность процедуры интерпретации – уточнение терминологического аппарата

Признак – свойство, признак эмпирического объекта.Переменная – теоретическая форма существования данного признака; характеристика, которая может изменяться и

Слайд 12Система социальных показателей

Система социальных показателей

Слайд 13
Наиболее полное описание исходного понятия с помощью переменных и индикаторов.
Доступность

сконструированных индикаторов непосредственному наблюдению и измерению.
Операционализация включает в себя два

основных этапа:
Наиболее полное описание исходного понятия с помощью переменных и индикаторов.Доступность сконструированных индикаторов непосредственному наблюдению и измерению.Операционализация включает

Слайд 14соответствие задачам исследования. В одних исследованиях, шкала образования будет требовать

интервала: высшее образование – научная степень. В других исследованиях этот

интервал будет не нужен, достаточно фиксировать высшее образование.
б) полнота. "Высшее - не высшее образование" - полная шка­ла. "Высшее - среднее образование" - неполная шкала;
в) логическая непротиворечивость. Неправильно будет составить шкалу так: высшее, гуманитарное, техническое образование.

Требования к созданию шкалы переменных (на примере понятия «образование»)

соответствие задачам исследования. В одних исследованиях, шкала образования будет требовать интервала: высшее образование – научная степень. В

Слайд 15Пример операционализации

Пример операционализации

Слайд 16научная обоснованность
соответствие исследуемым социальным фактам
возможность эмпирической проверки
логичная

и четкая формулировка и непротиворечивость
Формулировка рабочих гипотез
ГИПОТЕЗА - предположение о

связи переменных
научная обоснованность соответствие исследуемым социальным фактам возможность эмпирической проверки логичная и четкая формулировка и непротиворечивостьФормулировка рабочих гипотезГИПОТЕЗА

Слайд 17существует взаимосвязь и взаимообусловленность между качественными характеристиками объекта исследования;
на основании

рассмотрения части, которая по своей структуре является микромоделью целого, правомерно

де­лать выводы о всей генеральной совокупности.

Основное правило выборки: каждый член генеральной совокупности имеет равное право попасть в выборку

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - все единицы исследования, которые обладают нужным для исследования признаком
ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - часть генеральной совокупности, представляющая собой ее микромодель

существует взаимосвязь и взаимообусловленность между качественными характеристиками объекта исследования;на основании рассмотрения части, которая по своей структуре является

Слайд 18Методы извлечения выборки
Вероятностные
Целевые
простая случайная
систематический отбор (отбор из списка

с опреде­ленным «шагом»);
стратификационный отбор
гнездовой (кластерный) отбор
целенаправленная (отбираются типичные

элементы по установленным критериям;
квотная (опрашивается определенное число лиц с заданными характеристиками);
многоступенчатая (на каждой ступени отбора меняется единица отбора);
метод «снежного кома»
Методы извлечения выборкиВероятностныеЦелевые простая случайная систематический отбор (отбор из списка с опреде­ленным «шагом»);стратификационный отбор гнездовой (кластерный) отбор

Слайд 19Вопрос 2. Методика и техника составления социологической анкеты и их первичная

обработка

Вопрос 2. Методика и техника составления социологической анкеты и их первичная обработка

Слайд 20Требования:
Продолжительность не более 30-40 минут.
Важно, чтобы интерес к предмету опроса

не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по со­держанию

(и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми.
Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет ней­тральным.
Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему.
Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).

Анкетным называется опрос, в ходе которого респондент сам заполняет анкету. Анкета представляет собой опросный лист как средство комму­никации с респондентом.

Требования:Продолжительность не более 30-40 минут.Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более

Слайд 21программную логику вопросов не следует смешивать с логикой построения анкеты;
при

опросе необходимо учитывать специфику культуры и практический опыт респондента;
одни и

те же вопросы, расположенные в разной после­довательности, дают разную информацию;
смысловые блоки анкеты должны быть примерно оди­накового объема;
необходимо располагать вопросы анкеты по степени их трудности.

Основные принципы построения анкеты:

программную логику вопросов не следует смешивать с логикой построения анкеты;при опросе необходимо учитывать специфику культуры и практический

Слайд 22Вводная часть (цель – вызвать интерес, включить в тему)
Основная часть

(цель – получение эмпирических сведений с помощью вопросов разного типа)
Паспортичка

(сведения о респонденте)
Заключительная часть (выясняют актуальность анкеты, выражают благодарность)

Последовательность смысловых вопросов анкеты

Вводная часть (цель – вызвать интерес, включить в тему)Основная часть (цель – получение эмпирических сведений с помощью

Слайд 23основные вопросы, на основании которых строятся вы­воды об изучаемом явлении;
вопросы-фильтры,

используе­мые для отсечения некомпетентных лиц;
вопросы-ловушки, использование которых не позволяет уклониться

от ответа;
контрольные во­просы, служащие для проверки устойчивости и непротиво­речивости ответов;
вопросы-глушители, способствующие снятию эффекта монотонности;
личные вопросы, направленные на выявление собственного мнения респондента;
безличные вопросы, позволяющие выяснить мнение респондента по отношению к общепринятому суждению;
наводящие вопросы, оказывающие респонденту помощь в правильном осмыслении основного вопроса.

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

основные вопросы, на основании которых строятся вы­воды об изучаемом явлении;вопросы-фильтры, используе­мые для отсечения некомпетентных лиц;вопросы-ловушки, использование которых

Слайд 24Редактирование и кодирование информации (сплошная нумерация анкет, набивка информации)
Создание

переменных (перевод переменных и индикаторов в вопросы исследования)
Статистический анализ

(установление связи между переменными)

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

Редактирование и кодирование информации (сплошная нумерация анкет, набивка информации) Создание переменных (перевод переменных и индикаторов в вопросы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика