Слайд 1Тема :
Развитие, воспитание, социализация личности
План лекции:
Понятие развития, условия и факторы
развития. Ускоренное и замедленное развитие
Наследственность как фактор развития.
Воспитание как
фактор развития. Особенности воспитательного процесса.
Методы и средства воспитания.
Социальная среда и социализация личности
Слайд 2Литература
Березовин Н.А. и др. Основы психологии и педагогики. Мн.,
2004
Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. Мн., 2004
Основы психологии и
педагогики / под ред. Н.А. Дубинко. Мн., 2006
Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.
Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. М., 2003.
Слайд 3С каким из рисунков ассоциируется у вас понятие: «развитие», «воспитание»,
«социализация» Почему?
Слайд 4Понятие развития
Развитие – сложное поступательное движение, в ходе которого происходят
количественные и качественные изменения в человеке.
Общими характеристиками развития являются:
необратимость, прогресс/ регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, а социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным к самостоятельной преобразующей деятельности, то такого человека называют личностью.
Слайд 5Ускоренное и замедленное развитие
Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В результате акселерации
физическое созревание организма начинает опережать умственное, социальное, духовное развитие. Причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания….
Ретардация – отставание детей в физическом и психическом развитии, которое обусловлено нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды и превышения радиационного фона.
Слайд 6Условия и факторы развития
Условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит,
обстановка, в которой что-либо происходит. К внутренним условиям относят физиологические
и психологические свойства индивида. Внешние условия – это обучение, воспитание, среда, в которой человек живёт и развивается.
Фактор – (от лат «делающий, производящий») - это движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Процесс и результаты развития человека детерминируются совместным воздействием трёх генеральных факторов: наследственностью, средой и воспитанием.
Слайд 7Наследственность – это передача от родителей к детям определённых качеств
и особенностей. Определяет границы, внутри которых организм может развиваться.
Хромосомы человека
Границы
развития способностей
Слайд 8Наследственные программы
Наследственные программы включают две части.
Детерминированная часть обеспечивает прежде всего
продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека (речь, прямохождение,
трудовая деятельность, мышление). Особенности телосложения, цвет волос, глаз, кожи. Сочетание в организме различных белков, группа крови, резус-фактор. Особенности нервной системы, некоторые болезни (гемофилия, сахарный диабет).
Переменная часть программы обеспечивает развитие систем, которые помогают человеку приспособиться к изменению условий его существования.
Обширные незаполненные области наследственной программы предназначены для последующего дообучения, каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно.
Слайд 9Главные проблемы наследования
Наследование интеллектуальных качеств
Наследование специальных задатков
Наследование моральных качеств
Как, по
Вашему мнению, данные проблемы решаются в педагогике?
Слайд 11Мыслители о воспитании
М. Волошин: «Из всех насилий, производимых над человеческой
личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание - наибольшим».
А.Толстой: «
Каждый живет для проявления совей индивидуальности, воспитание стирает её».
Вольтер: «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».
Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель семей, государств и всего мира».
Д.И. Менделеев: « Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего»
В.Г. Белинский: «Воспитание – великое дело; им решается участь человека»
Слайд 12Воспитание
Предназначено для формирования у личности социальных и духовных отношений.
Отношение
– это выражение определенных связей между личностью и окружающим миром,
которые, затрагивая сферу ее потребностей, убеждений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии. Закрепившееся отношение образует качество личности. Личностное качество определяет устойчивость поведения в изменяющихся условиях.
Направления воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, гражданское, экономическое, экологическое, правовое, поликультурное, интернациональное, патриотическое.
Слайд 13Особенности воспитательного процесса
Целенаправленность
Многофакторность
Длительность
Непрерывность
Комплексность
Вариативность и неопределённость
Двусторонний характер
Диалектичность
Слайд 14Методы воспитания
Методы убеждения. Цель – создание, усиление или изменение взглядов,
мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы он
принял точку зрения убеждающего.
Виды: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения
Стимулирующие методы. Цель – регулировка через эмоциональную сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности
Виды:1) поощрение (одобрение, похвала, благодарность, ответственное поручение, моральная поддержка, проявление доверия и восхищение); 2) наказание (замечание, выговор, ироническая шутка, возмущение)
Методы организации жизни и деятельности. Цель – научить определённым навыкам, умениям и формам поведения.
Виды: педагогическое требование, приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, пример.
Слайд 15Приёмы и средства воспитания
Педагогические приёмы - это способы педагогических действий
в определённых условиях (= операция). Носят частный характер и не
имеют самостоятельной педагогической задачи.
Средства воспитания – то, что используется для достижения цели воспитания (предметы и ценности материальной культуры, достижения науки и техники, природа и т.д.).
Процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению воспитательной цели называют методикой.
Система методов, приёмов и средств воспитания, применяемая в соответствии с логикой достижения цели, называется технологией.
Слайд 16Социальная среда
Социальная среда - это окружающий человека социальный мир, включающий
в себя условия развития, существования и деятельности людей.
В широком
смысле выступает как макросреда, охватывающая экономическую, социальную, политическую и духовную систему отношений, в узком смысле (микросреда) - как непосредственное социальное окружение человека (семья, неформальная группа людей, учебный, трудовой коллектив).
Слайд 17О социальной среде
В.Г. Белинский: «Создаёт человека природа, но развивает и
образует его общество».
А.С. Макаренко: «Не думайте при этом, что вы
должны трусливо отгораживать ребенка от влияний отрицательных или даже враждебных. Ведь в жизни все равно ему придётся столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него умение разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высаживании нельзя этого выработать».
Слайд 18Социализация
Социализация - процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта.
Процесс
вхождения в новую социальную среду включает три фазы:
адаптация (освоение
действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами деятельности и общения);
индивидуализация (неудовлетворенность человека быть «таким, как все», поиски средств для выражения своей индивидуальности),
интеграция (взаимная трансформация личности и группы).
Слайд 19Социализация и индивидуализация
Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные
объединения, вуз и трудовой коллектив.
Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация,
конформность.
Социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация). Эти линии развития должны быть уравновешены.
Издержки социализации: «потеря себя», утрата собственной индивидуальной неповторимости, ощущение проживания жизни как «мне не принадлежащей», отчуждение человека от своей сущности, утрата своего интимного мира.
Издержки индивидуализации: одиночество, чувство отвергнутости и непонятости.
Слайд 20Верно или неверно?
Созревание и развитие – это синонимы.
Акселерация –это
ускоренное физическое и психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Фактор
развития – это его причина.
К генеральным факторам развития относятся обучение, воспитание и среда.
Интеллектуальные качества полностью наследуются.
Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Воспитанность во многом зависит от воспитуемости.
Конфликты личности и группы обостряются на стадии индивидуализации.
Социализация –это всегда потеря индивидуальности.