Слайд 1Развитие фонематического восприятия
Выполнила:
Учитель-логопед
Прокофьева Ю.А.
Слайд 2Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и
узнавать фонемы родного языка.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы
и определять звуковой состав слова.
Слайд 3Этапы работы :
Узнавание неречевых звуков
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и
звуков по высоте, силе и тембру голоса
Различение слов, близких по
звуковому составу
Дифференциация слогов
Дифференциация фонем
Развитие навыков элементарного звукового анализа
Слайд 4Узнавание неречевых звуков
(3 – 4 года)
Игра молчанка
Слайд 5«Угадай, что делают»
Необходимы следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный
молоточек, бумага, карандаш.
Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с
ними различные действия.
Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
Слайд 6«Угадай, кто кричит»
Подготовить игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову,
собаку, козу, кошку и др.
Педагог достает игрушки, обыгрывает их,
подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Слайд 7«Угадай, на чем играю»
Педагог подготавливает музыкальные игрушки: барабан, гармошку,
бубен, дудочку и др. Затем знакомит детей с музыкальными игрушками. Убирает
игрушки за ширму.
Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.
Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов.
Слайд 8«ГДЕ ЗВУЧАЛО?»
Дети садятся в кружок. Педагог выбирает водящего, который становится
в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель
дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук.
Звонить надо не очень громко.
Слайд 9«Угадай, что делать»
Дети сидят полукругом. У каждого в
руках по 2 флажка.
Если педагог громко звенит бубном,
дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.
Слайд 10«Угадай, кто идет»
Необходимо две картинки с изображением шагающей цапли и
скачущего воробья.
Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что
у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.
Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
Слайд 11«Солнце или дождик?»
Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем
гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит
солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Дети выполняют действия согласно различному звучанию бубна.
Слайд 12«Хлопни, как я!»
«Дятел»
Педагог отстукивает карандашом или ладонями различные ритмы (I
II III, II I II и т.д.), а дети повторяют
за ним.
Слайд 13Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и
звуки по высоте, силе и тембру голоса
Слайд 14«Далеко - близко»
Используются 3 картинки, на которых нарисован поезд. На
первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется
от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.
Педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.
Можно использовать мычание коровы – «муууу», гудение самолета и т.д.
Слайд 15«Большой-средний-маленький»
Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила
Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по
8-9 картинок.
Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Педагог произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки.
Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
Слайд 16«Взрослый или детёныш?»
Детям раздаются картинки с изображениями домашних
животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и
жеребёнка, свиньи и поросёнка и др.
Педагог произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.
Слайд 17«Телефон»
Педагог тихо «на ушко» говорит слово (можно брать
по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово
на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.
Слайд 18Игры на различение слов, близких по звуковому составу
(4 – 5
лет)
Слайд 19«Красный - зеленый»
Педагог показывает предметную картинку, громко, чётко называя
изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН,
ВАВАН, ПАНАМ».
Если дети услышали правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный флажок, а если нет – красный.
Вариант: хлопнуть в ладоши.
Слайд 20«Цепочка»
Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке
(вначале по два, затем - по три).
Примечание:
При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков.
МАК – БАК
ТОК – ТУК
БЫК – БОК
ДОМ – ДЫМ
КОМ – СОМ
МОТОК – КАТОК – ПОТОК
БАТОН – БУТОН – БЕТОН
ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА
Слайд 21«Подбери картинку»
Педагог выставляет следующие картинки: сом, мак, жук, сетка,
моток.
Ребенок подходит к полотну, ему дается картинка, которую он
должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию.
«СОМ» дом, ком, лом;
«МАК» рак, бак, лак;
«ЖУК» лук, сук, тук;
«СЕТКА» клетка, ветка, пятка;
«МОТОК» платок, листок, каток.
Слайд 22«Какое слово лишнее?»
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых
педагогом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:
КОМ –
КОМ – КОТ – КОМ
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ
БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
КАНАВА – КАНАВА – КАКАО –КАНАВА
Слайд 23«Самое короткое слово»
Педагог произносит три слова, а дети
говорят, какое слово самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ
СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА
ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
Слайд 24«Самое длинное слово»
Педагог произносит цепочку слов, а дети
на слух выделяют самое длинное слово.
ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР
ЛУК
– ПОМИДОР – ТЫКВА
МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Слайд 25«Подскажи словечко»
Педагог произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее
слово. Дети должны сказать это слово.
«Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Винтокрылый … (вертолёт)».
Слайд 26Игры на дифференциацию слогов и фонем
(5 – 6 лет)
Слайд 27«Чей звук»
Детям раздаются картинки с изображением самолета, малыша,
ослика, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик
кричит: и-и-и».
Далее педагог произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки.
Затем проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».
Слайд 28«Назови лишний»
Различение слогов.
Педагог называет слоговой ряд, например, «ма-ма-ма-ба», дети
выделяют лишний слог.
Затем задание усложняется: слоги подбираются отличными только
по гласному звуку (ма-мо-ма), с близкими согласными (та-та-да-та, фа-ва-фа).
Слайд 29«Назови по порядку слоги»
Педагог произносит слово, дети говорят: какой слог
1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА,
2-й слог ДЫ.
Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…).
Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
Слайд 30«Бабочки»
Педагог предлагает ребёнку усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки
– это гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э].
Педагог произносит разные звуки, а ребёнок усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.
Слайд 31«Девочки - гласные»
Перед ребёнком лежат картинки с изображением девочек в
красных платьях, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию, над головой
– графическое изображение гласного звука.
Педагог произносит гласные звуки, а ребёнок показывает соответствующую девочку.
Слайд 32«Мальчики – согласные»
Твёрдые звуки носят одежду синего цвета и живут
в синем домике, а мягкие – одежду зелёного цвета и
живут в зелёном домике.
Звонкие звуки «носят» колокольчик, когда мы их произносим – горлышко «звенит».
Глухие звуки ничего не «носят»
Педагог произносит согласные звуки, а ребёнок показывает соответствующего мальчика.
Слайд 33«Флажки»
Педагог называет звук.
Дети, определяют,
какой это звук и поднимают флажок соответствующего цвета :
гласный
– красный флажок,
согласный мягкий – зеленый флажок,
согласный твёрдый – синий флажок.
Слайд 34Игры на развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов
(6
– 7 лет)
Задачи:
Определение количества слогов в словах разной сложности;
Выделение первого
и последнего звука в слове;
Определение места, количества, последовательности звуков в слове;
Развитие фонематического представления.
Слайд 35Игры на определение количества слогов в словах разной сложности:
«Отбей слоги
мячом» Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок ,
отбивая мячом об пол, делит слово на части.
«Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.
«ГУСЕНИЦА» Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.
«ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.
Слайд 36Игры на выделение первого и последнего звука в слове:
«РЫБАЛКА» С
помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога
нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.
«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии.
«ТАРЕЛОЧКИ» На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова.
«КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Педагог показывает детям картинки, спрашивая: «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает: «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [в’]».
Слайд 37Игры на определение примерного места
звука в слове:
«В КАКОМ ВАГОНЕ
ЕДЕТ ЗВУК?» Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную
картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?
«Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке с тремя петельками появляется карман – картинка. Педагог просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.
«Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.
«Клумба» Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.
Слайд 38Игры на определение количества и последовательности звуков в слове
«ФИШКИ» С
помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков
в слове.
«СХЕМА СЛОВА» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.
«Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.
«Звёздное небо» С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.
Слайд 39Упражнения и игры на развитие фонематических представлений
«Цветик – семицветик» В
центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке,
с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [З]). Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука.
«Подбери и раскрась картинки на заданный звук» Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.
Слайд 40 Проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических
процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.