Разделы презентаций


Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ

Содержание

Предмет ОБЖ представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. Понятие может выступать как форма мышления и результат познания. Вся система понятий определяется основами науки, отраженными в школьном предмете. Освоение системы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ

Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ

Слайд 2Предмет ОБЖ представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. Понятие может

выступать как форма мышления и результат познания. Вся система понятий определяется

основами науки, отраженными в школьном предмете.
Освоение системы знаний по основам той или иной науки предполагает прежде всего усвоение системы понятий.
Предмет ОБЖ представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. 	Понятие может выступать как форма мышления и результат

Слайд 3Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное

отражение в мозге человека.
Знания включают в себя факты, представления,

понятия, закономерности, законы, теории. Базой формирования сложного знания являются понятия.

Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Знания включают в

Слайд 4В настоящее время понятия рассматриваются как основные единицы учебного содержания.


Понятие отражает сущность предметов и явлений, являясь результатом обобщений.
Любое

знание – законы, закономерности, теории, идеи – раскрываются в форме научных понятий.
В настоящее время понятия рассматриваются как основные единицы учебного содержания. Понятие отражает сущность предметов и явлений, являясь

Слайд 5Понятие – высшая форма человеческого мышления, в которой выражаются общие

существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понять предмет – значит

усвоить его существенные признаки. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними. Понятия – это обобщенный вид знания. Они наиболее экономно и емко выражают содержание основ любой науки.
Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие абстрактны, они выражают внутреннее смысловое содержание объектов познания.

Понятие – высшая форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понять

Слайд 6Понятие – это особая форма мышления, в то же время

– важнейший объект учебных действий и фактор умственного развития учащихся.

В понятиях как дидактических единицах содержания науки изложен обязательный минимум знаний по учебным предметам. Понятие фиксирует в своем содержании сущность предметов и явлений, отражает результаты обобщений.
В каждом понятии имеется содержание, под которым понимается совокупность его существенных признаков
Понятие – это особая форма мышления, в то же время – важнейший объект учебных действий и фактор

Слайд 7Понятия можно классифицировать по следующим критериям˸
- по степени сложности понятия

подразделяются на простые и сложные. Например, понятия «риск», «безопасность» более

сложные, чем «опасные факторы», или «средства индивидуальной защиты».
- по степени обобщенности˸ различают понятия общие и локальные. Например, понятие «чрезвычайная ситуация» - более общее по сравнению с понятием «землетрясение». Локальные понятия формируются в пределах 2 — 3 уроков, а формирование и развитие общих понятий продолжается на протяжении изучения целой учебной темы или раздела курса ОБЖ;
Понятия можно классифицировать по следующим критериям˸- по степени сложности понятия подразделяются на простые и сложные. Например, понятия

Слайд 8Овладение понятием – процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания

к знанию. Исходный путь познания – ощущения, восприятия, представления. Ощущение

– это чувственная форма отражения объективного мира. Отражает внешние свойства в виде отдельных сторон и качеств вещей и явлений. На их основе возникают восприятия (отражают целостный образ объекта; это начало процесса осмысления ощущений).
Овладение понятием – процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию.  	Исходный путь познания –

Слайд 9Представления – это чувственно-наглядный и обобщенный образ, который можно воспроизвести

по памяти и мысленно оперировать им. Обобщенные представления образуют понятия.

Существенной стороной понятия является его содержание, оно выражается через признаки предмета или явления. Это совокупность отличительных признаков. Основным ядром в содержании являются существенные признаки
Представления – это чувственно-наглядный и обобщенный образ, который можно воспроизвести по памяти и мысленно оперировать им. Обобщенные

Слайд 10Выявление признаков служит основой формирования (определения) понятия. От количества существенных

признаков зависит полнота отображения предмета в понятии. Чем сложнее понятие,

тем продолжительнее должен быть путь его раскрытия в образовательном процессе (оно включает в себя больше признаков, больше информации).
Выявление признаков служит основой формирования (определения) понятия. От количества существенных признаков зависит полнота отображения предмета в понятии.

Слайд 11Понятия всегда формируются и усваиваются через включение в познавательную деятельность. Процесс

формирования и развития понятий не сводится к заучиванию готовых действий,

а реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся.
Понятия всегда формируются и усваиваются через включение в познавательную деятельность.  Процесс формирования и развития понятий не

Слайд 12Этапы в формировании и развитии понятий: 1. накопление, развитие опорных знаний

как основных элементов содержания определенного понятия. 2. интеграция (синтез) элементов содержания

и определение (выведение) на этой основе понятия. 3. использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития.
Этапы в формировании и развитии понятий: 1. накопление, развитие опорных знаний как основных элементов содержания определенного понятия.

Слайд 13Формирование понятий — сложный продолжительный во времени процесс, включающий следующие

этапы˸
 1. Чувственно-конкретное восприятие предмета (или явления) во время наблюдений за

объектом, в ходе работы учащихся с раздаточным материалом, рассказов учителя, демонстрации кинофильмов и видеофильмов. Учитель должен направить познавательную деятельность учащихся на выявление свойств, качеств или сторон изучаемых объектов.
2. Выявление общих и существенных признаков (свойств) класса изучаемых предметов или явлений путем сравнения, нахождения сходства и различия, выявления существенных связей.

Формирование понятий — сложный продолжительный во времени процесс, включающий следующие этапы˸ 1. Чувственно-конкретное восприятие предмета (или явления) во

Слайд 143. Абстрагирование - вычленение главного и второстепенного, обобщение и мысленное

выделение существенных общих свойств, признаков предмета͵ не принимая во внимание

несущественные второстепенные признаки и отношения.
4. Определение (формулировка) понятия — определение содержания и объёма понятия, затем выделение ключевого слова — объекта͵ предмета (или явления), выделение общих признаков и наконец отличительных существенных признаков и несущественных признаков понятия;
5. Установление связей данного понятия с другими понятиями - решение на уроке учебных задач, составление схем понятий, заполнение сравнительных и обобщающих таблиц;

3. Абстрагирование - вычленение главного и второстепенного, обобщение и мысленное выделение существенных общих свойств, признаков предмета͵ не

Слайд 156. Использование понятий при решении задач - формирование умений по

оперированию понятиями, применению понятий для решения новых задач, что обеспечивает

прочность усвоения понятий;
7. Классификация понятий - обобщение знаний о связях и отношениях группы уже сформированных понятий.

6. Использование понятий при решении задач - формирование умений по оперированию понятиями, применению понятий для решения новых

Слайд 16 В практике обучения безопасности жизнедеятельности в школе понятия могут

формироваться разными способами˸ индуктивным и дедуктивным.
Индуктивный способ формирования понятий основан

на определенной логической последовательности в действиях учителя и учащихся (от простого к сложному, от частного к общему). Вначале изучения характеризуется предмет или явление, выявляются его существенные признаки, а затем сравниваются и обобщаются существенные признаки сходных явлений, далее формулируется определение понятия. Например: вначале учащиеся знакомятся с локальными опасными ситуациями в городской среде, затем выявляют их общие черты и различия, что позволяет ввести понятие социальные ЧС и их классификацию
В практике обучения безопасности жизнедеятельности в школе понятия могут формироваться разными способами˸ индуктивным и дедуктивным.Индуктивный способ

Слайд 17Дедуктивный способ формирования понятий предполагает логику выстраивания процесса обучения от

общего к частному. Например: вначале дается определение понятия чрезвычайные ситуации,

их классификация, затем изучаются особенности конкретных ЧС.

Дедуктивный способ формирования понятий предполагает логику выстраивания процесса обучения от общего к частному. Например: вначале дается определение

Слайд 18Процесс формирования понятий в курсе ОБЖ требует выполнения следующих педагогических

условий:
- организация умственной познавательной деятельности учащихся;
- широкое использование средств наглядности;
-

организация проблемного подхода и решение практических задач;

Процесс формирования понятий в курсе ОБЖ требует выполнения следующих педагогических условий:- организация умственной познавательной деятельности учащихся;- широкое

Слайд 19- определенной логической по­следовательности в изложении нового материала;
- проведения систематического,

тематического повторения и терминологиче­ской работы;
- реализации межпредметных связей;
- применения заданий,

направленных на формирование умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности
- определенной логической по­следовательности в изложении нового материала;- проведения систематического, тематического повторения и терминологиче­ской работы;- реализации межпредметных

Слайд 20Таким образом, формирование и развитие понятий по ОБЖ представляет собой

сложный процесс, основой которого является:
восприятие – представление – понятие

– система понятий,
накопление опорных знаний – определение и закрепление понятий – дальнейшее развитие понятий.
Таким образом, формирование и развитие понятий по ОБЖ представляет собой сложный процесс, основой которого является: восприятие –

Слайд 21К основным положениям теории о развитии понятий школьного предмета ОБЖ

можно отнести: - учебный предмет ОБЖ является системой основных понятий естественных

наук; - в понятиях выражается содержание предмета «ОБЖ»; - понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;
К основным положениям теории о развитии понятий школьного предмета ОБЖ можно отнести: - учебный предмет ОБЖ является

Слайд 22- понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают

в процессе обучения; - формирование и развитие понятий происходит поэтапно; -

существуют понятия специальные (развиваются в пределах одного курса) и локальные (в пределах темы или одного урока); межпредметные; простые и сложные.
- понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения; - формирование и развитие

Слайд 23Процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа:

образование, развитие и интеграция. Способ развития зависит от характера понятия,

уровня его познания, сформированности теоретических знаний учащихся и от роли данного понятия в обучении.
Процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция.  	Способ развития

Слайд 24Способы образования понятий: - из чувственного опыта путем индуктивного обобщения; - путем

дедуктивного вывода из известных теорий (от общего к частному). Индукция

– тип умозаключений от обсуждения частных сторон предмета к ему общему свойству.
Способы образования понятий: - из чувственного опыта путем индуктивного обобщения; - путем дедуктивного вывода из известных теорий

Слайд 25Формирование понятий индуктивным путем: - выделение, группирование и сравнение ряда объектов

с целью выявления общих признаков; - выделение существенных признаков; -определение понятия и

обозначение соответствующего термина - установление связи с другими понятиями -определение места понятия в соответствующей системе понятий - применение сформированного поняти
Формирование понятий индуктивным путем: - выделение, группирование и сравнение ряда объектов с целью выявления общих признаков; -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика