Слайд 1Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Слайд 2Предмет ОБЖ представляет собой систему понятий, отражающих основы науки.
Понятие может
выступать как форма мышления и результат познания.
Вся система понятий определяется
основами науки, отраженными в школьном предмете.
Освоение системы знаний по основам той или иной науки предполагает прежде всего усвоение системы понятий.
Слайд 3Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное
отражение в мозге человека.
Знания включают в себя факты, представления,
понятия, закономерности, законы, теории. Базой формирования сложного знания являются понятия.
Слайд 4В настоящее время понятия рассматриваются как основные единицы учебного содержания.
Понятие отражает сущность предметов и явлений, являясь результатом обобщений.
Любое
знание – законы, закономерности, теории, идеи – раскрываются в форме научных понятий.
Слайд 5Понятие – высшая форма человеческого мышления, в которой выражаются общие
существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понять предмет – значит
усвоить его существенные признаки. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними. Понятия – это обобщенный вид знания. Они наиболее экономно и емко выражают содержание основ любой науки.
Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие абстрактны, они выражают внутреннее смысловое содержание объектов познания.
Слайд 6Понятие – это особая форма мышления, в то же время
– важнейший объект учебных действий и фактор умственного развития учащихся.
В понятиях как дидактических единицах содержания науки изложен обязательный минимум знаний по учебным предметам.
Понятие фиксирует в своем содержании сущность предметов и явлений, отражает результаты обобщений.
В каждом понятии имеется содержание, под которым понимается совокупность его существенных признаков
Слайд 7Понятия можно классифицировать по следующим критериям˸
- по степени сложности понятия
подразделяются на простые и сложные. Например, понятия «риск», «безопасность» более
сложные, чем «опасные факторы», или «средства индивидуальной защиты».
- по степени обобщенности˸ различают понятия общие и локальные. Например, понятие «чрезвычайная ситуация» - более общее по сравнению с понятием «землетрясение». Локальные понятия формируются в пределах 2 — 3 уроков, а формирование и развитие общих понятий продолжается на протяжении изучения целой учебной темы или раздела курса ОБЖ;
Слайд 8Овладение понятием – процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания
к знанию.
Исходный путь познания – ощущения, восприятия, представления.
Ощущение
– это чувственная форма отражения объективного мира. Отражает внешние свойства в виде отдельных сторон и качеств вещей и явлений. На их основе возникают восприятия (отражают целостный образ объекта; это начало процесса осмысления ощущений).
Слайд 9Представления – это чувственно-наглядный и обобщенный образ, который можно воспроизвести
по памяти и мысленно оперировать им. Обобщенные представления образуют понятия.
Существенной стороной понятия является его содержание, оно выражается через признаки предмета или явления. Это совокупность отличительных признаков. Основным ядром в содержании являются существенные признаки
Слайд 10Выявление признаков служит основой формирования (определения) понятия. От количества существенных
признаков зависит полнота отображения предмета в понятии.
Чем сложнее понятие,
тем продолжительнее должен быть путь его раскрытия в образовательном процессе (оно включает в себя больше признаков, больше информации).
Слайд 11Понятия всегда формируются и усваиваются через включение в познавательную деятельность.
Процесс
формирования и развития понятий не сводится к заучиванию готовых действий,
а реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся.
Слайд 12Этапы в формировании и развитии понятий:
1. накопление, развитие опорных знаний
как основных элементов содержания определенного понятия.
2. интеграция (синтез) элементов содержания
и определение (выведение) на этой основе понятия.
3. использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития.
Слайд 13Формирование понятий — сложный продолжительный во времени процесс, включающий следующие
этапы˸
1. Чувственно-конкретное восприятие предмета (или явления) во время наблюдений за
объектом, в ходе работы учащихся с раздаточным материалом, рассказов учителя, демонстрации кинофильмов и видеофильмов. Учитель должен направить познавательную деятельность учащихся на выявление свойств, качеств или сторон изучаемых объектов.
2. Выявление общих и существенных признаков (свойств) класса изучаемых предметов или явлений путем сравнения, нахождения сходства и различия, выявления существенных связей.
Слайд 143. Абстрагирование - вычленение главного и второстепенного, обобщение и мысленное
выделение существенных общих свойств, признаков предмета͵ не принимая во внимание
несущественные второстепенные признаки и отношения.
4. Определение (формулировка) понятия — определение содержания и объёма понятия, затем выделение ключевого слова — объекта͵ предмета (или явления), выделение общих признаков и наконец отличительных существенных признаков и несущественных признаков понятия;
5. Установление связей данного понятия с другими понятиями - решение на уроке учебных задач, составление схем понятий, заполнение сравнительных и обобщающих таблиц;
Слайд 156. Использование понятий при решении задач - формирование умений по
оперированию понятиями, применению понятий для решения новых задач, что обеспечивает
прочность усвоения понятий;
7. Классификация понятий - обобщение знаний о связях и отношениях группы уже сформированных понятий.
Слайд 16 В практике обучения безопасности жизнедеятельности в школе понятия могут
формироваться разными способами˸ индуктивным и дедуктивным.
Индуктивный способ формирования понятий основан
на определенной логической последовательности в действиях учителя и учащихся (от простого к сложному, от частного к общему). Вначале изучения характеризуется предмет или явление, выявляются его существенные признаки, а затем сравниваются и обобщаются существенные признаки сходных явлений, далее формулируется определение понятия. Например: вначале учащиеся знакомятся с локальными опасными ситуациями в городской среде, затем выявляют их общие черты и различия, что позволяет ввести понятие социальные ЧС и их классификацию
Слайд 17Дедуктивный способ формирования понятий предполагает логику выстраивания процесса обучения от
общего к частному. Например: вначале дается определение понятия чрезвычайные ситуации,
их классификация, затем изучаются особенности конкретных ЧС.
Слайд 18Процесс формирования понятий в курсе ОБЖ требует выполнения следующих педагогических
условий:
- организация умственной познавательной деятельности учащихся;
- широкое использование средств наглядности;
-
организация проблемного подхода и решение практических задач;
Слайд 19- определенной логической последовательности в изложении нового материала;
- проведения систематического,
тематического повторения и терминологической работы;
- реализации межпредметных связей;
- применения заданий,
направленных на формирование умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности
Слайд 20Таким образом, формирование и развитие понятий по ОБЖ представляет собой
сложный процесс, основой которого является:
восприятие – представление – понятие
– система понятий,
накопление опорных знаний – определение и закрепление понятий – дальнейшее развитие понятий.
Слайд 21К основным положениям теории о развитии понятий школьного предмета ОБЖ
можно отнести:
- учебный предмет ОБЖ является системой основных понятий естественных
наук;
- в понятиях выражается содержание предмета «ОБЖ»;
- понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;
Слайд 22- понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают
в процессе обучения;
- формирование и развитие понятий происходит поэтапно;
-
существуют понятия специальные (развиваются в пределах одного курса) и локальные (в пределах темы или одного урока); межпредметные; простые и сложные.
Слайд 23Процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа:
образование, развитие и интеграция.
Способ развития зависит от характера понятия,
уровня его познания, сформированности теоретических знаний учащихся и от роли данного понятия в обучении.
Слайд 24Способы образования понятий:
- из чувственного опыта путем индуктивного обобщения;
- путем
дедуктивного вывода из известных теорий (от общего к частному).
Индукция
– тип умозаключений от обсуждения частных сторон предмета к ему общему свойству.
Слайд 25Формирование понятий индуктивным путем:
- выделение, группирование и сравнение ряда объектов
с целью выявления общих признаков;
- выделение существенных признаков;
-определение понятия и
обозначение соответствующего термина
- установление связи с другими понятиями
-определение места понятия в соответствующей системе понятий
- применение сформированного поняти