Разделы презентаций


РЕЧЬ Практикум по общей психологии

Содержание

Психологические функции речиЭкспрессивная (выразительная) Коммуникативная (функция передачи сообщения)Сигнификативная (функция обозначения)Регуляторная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РЕЧЬ Практикум по общей психологии
Составитель: Шпикова Н.П.

РЕЧЬ Практикум по общей психологииСоставитель:  Шпикова Н.П.

Слайд 2Психологические функции речи
Экспрессивная (выразительная)
Коммуникативная (функция передачи сообщения)
Сигнификативная (функция обозначения)
Регуляторная



Психологические функции речиЭкспрессивная (выразительная) Коммуникативная (функция передачи сообщения)Сигнификативная (функция обозначения)Регуляторная

Слайд 3Экспрессия в речи
Выразительность собственной речи

Распознавание эмоций в вокальной речи:
- в

развернутом высказывании
по изолированным звукам

Экспрессия в речиВыразительность собственной речиРаспознавание эмоций в вокальной речи:- в развернутом высказываниипо изолированным звукам

Слайд 4Функция передачи сообщения
Изучение особенностей построения
- устной речи (по диалогу

и монологу),
- письменной речи (анализ формы и содержания)
Изучение

особенностей понимания речи.
- исследование особенностей понимания речи при артикуляционных помехах
Функция передачи сообщенияИзучение особенностей построения - устной речи (по диалогу и монологу), - письменной речи (анализ формы

Слайд 5Функция обозначения
Методика определения понятий
Ассоциативный эксперимент:
свободный ассоциативный тест
направленный ассоциативный тест
цепной ассоциативный

тест
Построение семантических пространств методом семантического дифференциала Ч.Осгуда

Функция обозначенияМетодика определения понятийАссоциативный эксперимент:свободный ассоциативный тестнаправленный ассоциативный тестцепной ассоциативный тестПостроение семантических пространств методом семантического дифференциала Ч.Осгуда

Слайд 6Функция регуляции поведения и деятельности
Упражнение.


Функция регуляции поведения и деятельностиУпражнение.

Слайд 7Прямой метод изучения значений слов. Словарный субтест Векслера.
Инструкция.

Собрание, приговор, обозначать, раскаяние,

стойкость, жалость, осязание, периметр, тирада, плагиат.

Прямой метод изучения значений слов. Словарный субтест Векслера.Инструкция.Собрание, приговор, обозначать, раскаяние, стойкость, жалость, осязание, периметр, тирада, плагиат.

Слайд 8Субтест «Словарный»

Субтест «Словарный»

Слайд 9Оценки ответов на субтест «Словарный»

Оценки ответов на субтест «Словарный»

Слайд 10Косвенные методы исследования значений слов методика «Ассоциативный эксперимент»
Цель: изучить виды ассоциаций,

особенности их употреблений и зависимость латентного периода от вида ассоциаций.

Оборудование:

секундомер, три набора слов (3 серии по 32 слова), протокол регистрации ответов испытуемого, ручка.


Косвенные методы исследования значений слов методика «Ассоциативный эксперимент»Цель: изучить виды ассоциаций, особенности их употреблений и зависимость латентного

Слайд 11Ход работы
Группа разделяется на тройки: испытуемый и два экспериментатора.
Экспериментатор 1

зачитывает испытуемому инструкции и слова.
Экспериментатор 2 фиксирует в протоколе ответы

испытуемого и общее время выполнения серии.

Ход работыГруппа разделяется на тройки: испытуемый и два экспериментатора.Экспериментатор 1 зачитывает испытуемому инструкции и слова.Экспериментатор 2 фиксирует

Слайд 12Инструкции испытуемому:
Инструкция 1.
«Я сейчас буду называть слова, Ваша задача отвечать

на них как можно быстрее словом, которое первым пришло в

голову.»
Инструкция 2.
«Я сейчас буду называть слова. Ваша задача как можно быстрее подобрать и назвать возникшую ассоциацию на слово по типу: часть-целое».
Инструкция 3.
« Теперь Вы должны отвечать словом, образующим «синтагматическую» ассоциацию: устоявшееся в языке сочетание слов.
Инструкции испытуемому:Инструкция 1.«Я сейчас буду называть слова, Ваша задача отвечать на них как можно быстрее словом, которое

Слайд 13Анализ и обработка результатов.
Анализируется количество и вид ассоциаций на каждом

этапе исследования
Обобщенные данные заносятся в таблицу.

Выделяется наиболее распространенный для данного

испытуемого вид ассоциаций.

Анализируется время выполнения серий, делается вывод о зависимости латентного периода от вида ассоциаций.

Отмечаются факты неточного выполнения инструкции на 2 и 3 этапе исследования.

Анализ и обработка результатов.Анализируется количество и вид ассоциаций на каждом этапе исследованияОбобщенные данные заносятся в таблицу.Выделяется наиболее

Слайд 14Анализ и обработка результатов.

Анализ и обработка результатов.

Слайд 15Исследование понимания речи при артикуляционных помехах
Ход работы
Группа делится на тройки:

испытуемый и два экспериментатора.
Эксперимент проводится в три этапа (включает

три задания). В каждом задании испытуемому предлагается запоминать текст и осуществлять так называемые артикуляционные помехи.
Испытуемый слушает текст и ритмично произносит слоги.
Испытуемый в процессе слушания текста ритмично считает от 1 и т.д.
Испытуемый в процессе прослушивания текста читает стихи (по выбору).

Исследование понимания речи при артикуляционных помехахХод работыГруппа делится на тройки: испытуемый и два экспериментатора. Эксперимент проводится в

Слайд 16Через 10-15 секунд после окончания прослушивания текста испытуемый на бумаге

воспроизводит дословно то, что он запомнил.
Экспериментатор 1 предъявляет инструкцию и

читает текст. Экспериментатор 2 следит за изменениями речи и фиксирует результаты в таблице.
Последовательность:
- тренировка (испытуемый производит ритмичные звуки, согласно инструкции)
- прослушивание текста с помехами
- после завершения чтения испытуемый несколько секунд продолжает выполнять свою задачу
- испытуемый воспроизводит на бумаге то, что запомнил.
Через 10-15 секунд после окончания прослушивания текста испытуемый на бумаге воспроизводит дословно то, что он запомнил.Экспериментатор 1

Слайд 17Инструкции
Вам сейчас будет предложен текст, который нужно будет запомнить и

воспроизвести как можно точнее. При этом одновременно с прослушиванием вы

должны произносить слоги (например, ба- ки- ру- се- т.д) Произносить их нужно тихо и ритмично. Попробуйте это сделать. Хорошо! Теперь продолжайте их произносить. А через несколько секунд я начну читать текст. После окончания текста Вы продолжаете выполнять свою задачу еще несколько секунд, а затем, по моей команде, воспроизведете то, что запомнили на листе бумаги.

Смысл следующего задания идентичен предыдущему, но теперь Вы должны ритмично и тихо вести счет от 1 и дальше.

Теперь вместо счета Вы будете ритмично проговаривать знакомое стихотворение. Оно должно быть знакомо настолько, чтобы не требовалось для воспроизведения никаких усилий. Если вы вдруг забудете какой-то фрагмент стихотворения, его можно будет начать проговаривать сначала. Главное – не терять ритм.
ИнструкцииВам сейчас будет предложен текст, который нужно будет запомнить и воспроизвести как можно точнее. При этом одновременно

Слайд 18Качественные и количественные показатели испытуемого

Качественные и количественные показатели испытуемого

Слайд 19Обработка и анализ результатов
Построить график изменения количества правильно воспроизведенных слов

( в %) от 1 к 3 пробе.

Проанализировать влияние типа

помех на эффективность понимания текста и объяснить найденные закономерности.
Обработка и анализ результатовПостроить график изменения количества правильно воспроизведенных слов ( в %) от 1 к 3

Слайд 21Исследование соответствия семантической и звуковой стороны слова
Цель: изучение сходства между

значением слова и его звуковой стороной с помощью построения семантических

пространств.

Стимульный материал и оборудование: список субъективных шкал, два списка слов (на русском и иностранном языке) для оценки. Ручки разных цветов.
Исследование соответствия семантической и звуковой стороны словаЦель: изучение сходства между значением слова и его звуковой стороной с

Слайд 22Инструкция испытуемому:
Вам будут предложены два списка слов – на иностранном

и русском языке соответственно. Каждое слово вы должны последовательно оценить

по 12 шкалам. Оценка должна отражать ваше впечатление, представление о звучании данного конкретного слова.
Слова будут предлагаться в свободном порядке. Иностранные слова вам будут незнакомы. Не пытайтесь подбирать к ним аналогично звучащие русские слова, искать перевода. Следует ориентироваться только на свое впечатление, непосредственно на звучание данного слова.
Вы должны работать быстро. Для отметок в бланке лучше использовать ручки с разным цветом чернил или для каждого слова выбирать определенное обозначение.

Инструкция испытуемому:Вам будут предложены два списка слов – на иностранном и русском языке соответственно. Каждое слово вы

Слайд 23Списки слов для оценки к методике
«Исследование соответствия семантической и

звуковой стороны слова»
1 список
Циводаш,фаркаш, хомали. Мрак, брань, волк.

2 список


Чиллагни, кача, эхшег. Голод, мерцать, утка.

3 список
Баторсаг, хаталом, нефелейч. Незабудка, мужество, мощь


Списки слов для оценки к методике «Исследование соответствия семантической и звуковой стороны слова»1 список Циводаш,фаркаш, хомали. Мрак,

Слайд 25Обработка результатов.
Вычисляется средняя (по количеству испытуемых в группе) оценка

каждого слова по каждой шкале. Полученные данные заносятся в таблицу

с учетом «парных» слов (слова на русском и иностранном языке).

Количественная и качественная оценка результатов


Обработка результатов. Вычисляется средняя (по количеству испытуемых в группе) оценка каждого слова по каждой шкале. Полученные данные

Слайд 26На основании полученного материала строится «профиль» каждого слова. Для этого

каждую оценку изображают в виде точки на соответствующей шкале, после

чего точки соединяются, образуя «профиль».

Сопоставьте профили русских слов и соответствующих им иностранных; профили одного и того же слова у разных испытуемых.

Произведите предварительный анализ относительно субъективного сходства между значением, семантикой слова (русское слово) и его звуковой оболочкой (иностранное слово, эквивалентное русскому).

Вычислите величину семантического дифференциала.

Сделайте вывод на основе полученного показателя (чем ближе к нулю, тем выше сходство в отношении к сопоставляемым объектам).

На основании полученного материала строится «профиль» каждого слова. Для этого каждую оценку изображают в виде точки на

Слайд 27Списки слов для оценки к методике
«Исследование соответствия семантической и

звуковой стороны слова»

Циводаш Брань
Фаркаш

Волк
Хомали Мрак
Чиллагни Мерцать
Кача Утка
Эхшег Голод
Баторсаг Мужество
Хаталом Мощь
Нефелейч Незабудка

Списки слов для оценки к методике «Исследование соответствия семантической и звуковой стороны слова»Циводаш

Слайд 29Оценка свойств говорящего методом семантического дифференциала
Цель: составление и оценка семантического

речевого профиля говорящего

Стимульный материал и оборудование:
Список субъективных шкал, ручки

разных цветов
Ход работы: испытуемому предлагается список субъективных шкал, на которых он должен выполнить три задания.
В первом задании испытуемый составляет свой семантический речевой профиль.
Во втором задании испытуемый должен на этих же шкалах показать свое личное представление об идеальной речи.
В третьем задании испытуемый должен на тех же шкалах получить экспертный речевой профиль от нескольких людей (2–3х), хорошо его знающих, способных дать достаточно объективную оценку речи испытуемого.

Оценка свойств говорящего методом семантического дифференциалаЦель: составление и оценка семантического речевого профиля говорящегоСтимульный материал и оборудование: Список

Слайд 30Инструкции

1: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, которые соответствуют вашим

представлениям о вашей речи. Какой вам кажется ваша речь?»

2:

«Отметьте знаками те позиции на шкалах, которые соответствуют вашим представлениям об идеальной речи. Какой вы хотите видеть свою речь?»

3: «Отметьте, пожалуйста, на шкалах с помощью знаков ваши представления о моей речи. Какой вы слышите мою речь?»

Инструкции1: «Отметьте знаками те позиции на шкалах, которые соответствуют вашим представлениям о вашей речи. Какой вам кажется

Слайд 32Обработка результатов состоит в сравнении количественных показателей оценки речи испытуемого

с учетом факторов оценки, активности, эмоциональной выразительности, интеллекта.
Количественные показатели

оценки речи испытуемого

Обработка результатов состоит в сравнении количественных показателей оценки речи испытуемого с учетом факторов оценки, активности, эмоциональной выразительности,

Слайд 33Анализ и интерпретация результатов
Анализируется и интерпретируется собственный речевой профиль (зад.

1), который затем сравнивается с идеальным речевым профилем (зад. 2).

Расхождение в профилях более чем в 1 балл свидетельствует о неудовлетворенности своими речевыми показателями и об осознанном представлении о возможностях коррекции.
Сравнивается собственный речевой профиль (зад.1) с третьим, объективным (средние оценки экспертов). Различия более чем в 1 балл, т. е. расхождения между субъективной самооценкой и объективной оценкой, интерпретируются как неадекватность самооценки в любую сторону – завышения или занижения.
В идеальных вариантах все три профиля имеют приблизительно одинаковую конфигурацию, что свидетельствует об адекватной самооценке.
Для подтверждения достоверности полученных результатов вычисляется величина семантического дифференциала.
Анализ и интерпретация результатовАнализируется и интерпретируется собственный речевой профиль (зад. 1), который затем сравнивается с идеальным речевым

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика