Слайд 1Рекламно-информационная деятельность
в эпоху Нового времени
XVI – XVII вв.
Слайд 2 План:
1.Информационная революция – изобретение книгопечатания. Появление новых
рекламных жанров. Титульный лист как рекламный жанр.
2.Изобразительная
реклама Нового времени. Развитие вывесок. Печатные афиши. Типографские эмблемы и экслибрисы.
3.Начало журналистики в Европе. Деятельность информационных бюро. Начало газетной рекламы и соперничество рекламных изданий. Начало комплексных рекламных кампаний.
Слайд 3Роль изобретения печати в развитии рекламного процесса
и формирование новых
жанров рекламы.
Книгопечатание в древнем Китае появилось, когда страной
управляла династия Тан (618 – 907 г.).
Буддистская «Алмазная сутра» – первая книга с текстом, отпечатанным с досок. Мастер Ван Чи вырезал доски для создания книги в память о своих умерших родителях.
Единственный экземпляр состоит из свитков длиной 5,18 м, книга напечатана в Китае в 868 году по новому летоисчислению. Находится в Британской библиотеке.
Слайд 4Алмазная сутра.
Её особенностью является фронтиспис, на котором изображён Будда в
окружении святых, бодхисаттв, летающих апсар и двух львов. Перед алтарём
сидит монах Субхути, задающий Будде вопросы, из ответов на которые и состоит текст Алмазной сутры.
Слайд 5 История книгопечатания– это клейма и печати.
Вырезание печатей
из дерева в эпоху Хань
(206 г. до н. э.
– 220 г. н. э)
достигло совершенства,
сравнимого с утонченным искусством.
Первые книги не печатали, а вырезали на доске
нужный текст в зеркальном отражении.
Технология такова: часть древесины между элементами буквы и самими иероглифами удаляют, получается рельефная выпуклая печатная форма. Клише смазывают краской и переворачивают на бумагу. Такой способ называется ксилографией.
Слайд 7
В 1040-1048 гг. кузнец по имени Пи Шен использовал
своеобразный наборный процесс, вырезая иероглифы
на брусочках глины, обжигая их,
составляя из них текст на металлической пластине.
Однако глиняные литеры быстро изнашивались и не давали четкого отпечатка. Этот способ не нашел распространения, т.к. китайское письмо сложное и состоит из множества иероглифов.
Слайд 8 В 1392 г. корейцы достигли больших успехов, применив
для размножения текстов медные литеры.
В 1403 г. император
Тай Пезунг в целях улучшения народного образования приказал печатать корейские
книги с помощью таких литер.
Слайд 9 История европейского книгопечатания восходит к XV столетию, когда появились
прообразы печатных изданий. Эти первые книги, в основном примитивные иллюстрации
с небольшими текстовыми пояснениями для малограмотного потребителя:
«Библия для бедных»,
«Зеркало спасения человеческого»,
«Искусство умирать», - представляли собой оттиски цельных досок (ксилография)
Слайд 11 Ксилографические книги имели широкое хождение, но собственно к книгопечатанию
имели косвенное отношение, т.к. печатание с досок не могло обеспечить
большое количество экземпляров,
а деревянная форма быстро изнашивалась. Способом ксилографии книги издавались
вплоть до 1530 г.
Слайд 12 Немецкому дворянину Иоганну Гуттенбергу принадлежит изобретение печатного станка с
подвижными, сменными литерами.
Это изобретение оказало огромное влияние на
развитие западноевропейской
цивилизации.
Слайд 13 К началу XV в. потребность в письменно зафиксированной
оперативной и фундаментальной информации испытывали разросшиеся в Западной Европе производственные
и финансовые структуры, купеческие объединения, административный аппарат, центры богословия и общего образования.
Типографии создаются в Страсбурге, Аугсбурге, Нюрнберге, Базеле, Париже. В начале XV в. – 1500 г. – работали 200 типографий в 69 городах.
Этот процесс, справедливо названный культурологами третьей информационной революцией, имел серьезные последствия для развития рекламной деятельности.
Слайд 14 В Западной Европе образуется богатый печатный рынок и
как следствие развития печатного рынка – все возрастающая конкуренция между
издательствами. Каждый издатель действовал в двух направлениях: борьба за честь издательской марки и возрастающая реклама книжной продукции.
Слайд 15Основные рекламные жанры эпохи Нового времени.
Печатный «летучий листок» – это
отрезок бумаги размером 15 на 23 сантиметра,
с
выделенным крупным шрифтом
началом первой строки, заменявшим
заголовок;
текст окантован в гравированную рамку,
иногда он сопровождался иллюстрацией.
Печатный листок – излюбленный жанр
коммерческой и политической
рекламы.
Слайд 16Среди объектов печатной рекламы на начальном этапе главенствующее положение занимают
типографские сообщения об имеющихся по тому или иному адресу книжных
новинках,
а также наборы оперативных и кратких известий в летучих листках. Именно в недрах книготорговой деятельности активно развивается жанр печатного объявления, постепенно сменяющий рукописный si quis.
Одно из первый подобных объявлений о своих изданиях сделал типограф Генрих Эггештейн в Страсбурге в 1466 году. Около 1470 года его примеру последовали не менее четырех типографий в Майнце, Базеле, Страсбурге, Риме. А еще через несколько лет обратились к жанру печатного объявления английский издатель Уильям Кэкстон, немецкий — Антон Кобергер и венецианский Эрхард Ратдольт.
Слайд 17Объявления этого времени, которые приводит
Г. Сэмпсон, звучали так:
«Приходи,
богатый и бедный,
эта блистательная книга продается по очень малой
цене».
Или:
«Тот, кто хочет купить книги захватывающего содержания, должен прийти по следующему адресу».
Слайд 18 Подобно тому, как это практиковалось в рукописных летучих листках,
текст зачастую окантовывала гравированная рамка. Иногда в печатный набор включалась
графическая иллюстрация. Последнее чаще всего применяли полемические конфессиональные листовки, в изобилии издававшиеся сторонниками и противниками религиозной Реформации.
Хронологически реформационные идеи, получившие всеевропейский отклик, расшатывают монолит католицизма параллельно развитию третьей информационной революции.
Слайд 19Эта связь не случайна.
А. С. Пушкин писал: «Никакая власть,
никакое правление не может устоять противу всеразрушительного действия типографического снаряда».
Диссидентские религиозные идеи распространяются по Европе XVI века со скоростью лесного пожара, а главными «поджигателями» таковых являются публицистические и рекламные тексты.
Слайд 202. Каталог, проспект и прейскурант (прайс-лист).
В ходе дальнейшего
оповещения о деятельности типографии краткий вербальный текст объявления преобразуется в
развернутое перечисление последних изданий, создавая новые печатные рекламные жанры — каталог, проспект и прейскурант (прайс-лист).
Например,
в объявлении Петера Шеффера — преемника Гутенберга
в Майнце — вывешенном для всеобщего обозрения в 1470 году, перечислялась 21 книга с аннотациями по типу современных проспектов. Кроме того, сообщалось, что книги напечатаны тем же шрифтом, что и вывешенный проспект.
Римские издатели около того же 1470 года снабжали рекламное объявление данными о ценах и тираже (обычно до 300 экземпляров).
Слайд 21
Уильям Кэкстон добавлял к своим объявлениям фразу: «Просьба не
срывать!» Он располагал их обычно у входа в собор, в
университет, на зданиях гостиниц. И также уведомлял потенциальных читателей о шрифте, которым исполнена книга.
Слайд 22Их примеру последовал знаменитый венецианский типограф и ученый Альд Мануций.
«Напечатав свои первые 15 греческих книг, Альд в 1498 году
издал их каталог с приведением цен», введя тем самым в широкий оборот жанр прейскуранта.
Слайд 233. Титульные листы книг – это вербальная реклама книг, посредством
их выразительной подачи. Титульные листы книг несут определенную смысловую нагрузку,
это не просто гравировкой украшенное изображение, а содержащее печатное объявление прямо на титуле.
Слайд 24 Книга пользуется спросом, и ее продажа уже не ограничивается
стенами типографии. Известен выпущенный в 1500 году в Меммингеме (Германия)
список двух сотен «продающихся книг, напечатанных в Венеции и Нюрнберге», то есть полноценный каталог.
Возникнув как средство издательской, а затем и общекоммерческой рекламы, печатный каталог получает большое распространение в
ярмарочных условиях.
В сохранившем до наших дней книготорговый престиж Франкфурте-на-Майне, с 1564 года распространяются каталоги книг, перечисляющие все издания, которые вышли между двумя ярмарками: предыдущей и наступающей. В Лейпциге такая информация известна с 1595 года.
Постепенно подобные образцы дают начало рекомендательной библиографии.
Слайд 25Рекламная функция титульного листа
Вербальная реклама книг осуществлялась еще одним,
своеобразным и убедительным способом — посредством выразительной подачи их титульных
листов.
Дело в том, что до последней трети XV века понятия «титульный лист» не существовало, как не было и специально выработанной формы заголовка. Заглавием — как в античности, так и в Средневековье являлась первая строка рукописи, часто выделяемая переписчиком, почти всегда украшенная декорированной начальной буквой.
Да и какие титульные листы могли быть применительно к папирусным книгам, свернутым в трубки. Их различали с помощью прикрепленных к трубкам ярлыков. С появлением нового способа брошюрования пергаментных «тетрадей» в средневековой Европе пространство для титульного листа, казалось бы, появилось, но острой необходимости в нем еще долго не возникало.
Слайд 27 Острая необходимость в этом обнаружилась, как только потребовалось продавать
множество разнообразных изданий, оперативно различать их между собой и, главное,
привлекать к ним интерес покупателей.
«И не пройдет и четверти века со времени печатания шедевра Гутенберга, как Эрхард Ратдольт создаст в Венеции в 1476 году первый в мире полный титульный лист, в котором наличествуют уже все библиографические элементы да еще вдобавок
в стихотворной форме и с красивым орнаментом...»
Слайд 28 Титульный лист украшают гравировкой, используют «игру шрифтов», вводят в
изложение заголовка восхваления содержательности книги и престижности ее автора.
Заголовок к популярной поэме «Рейнеке-Лис»,
изданной в Любеке в 1498 году: «Сие есть весьма
преполезная, столь же забавная, сколь и поучительная
книжица, в коей однако, любезным манером
под личиною льва, медведя, лиса, волка и прочих
зверей примечательно изображены и живыми
красками обрисованы жизнь и суть придворного,
а также всех прочих сословий не токмо в свете
их добродетелей, но и более того, в свете владеющих
ими пороков».
Здесь отчетливы рекламные элементы: похвалы занимательности и поучительности книги, ее стремлению исправлять социальное зло.
Слайд 304. Индульгенции – это документы об отпущении грехов.
Они занимали
второе место по частоте обращения к печатной рекламе в XVXVI
вв. у церковных служителей.
Слайд 31Конфессиональная печатная реклама
На втором месте по частоте обращения
к печатной рекламе в XV-XVI веках после типографов и книготорговцев
находились служители церкви. «...Уже в конце XV в. прибывающих в Рим встречали десятки брошюр с ценами на разного рода документы, составляемые папской канцелярией...».
Наибольшую популярность получили тиражированные документы об отпущении грехов — индульгенции. У них были рукописные предшественники и рукописные же сведения о ценах, необходимых для отпущения грехов. В рукописном варианте это имело относительно скромные размеры. Печатный станок расширил предложение подобных церковных свидетельств в сотни раз. «...Индульгенции уже расходились многотысячными тиражами, когда книги еще печатались в немногих сотнях экземпляров, а самому Гутенбергу пришлось выпустить целых два тиража индульгенций, видимо выгодно ему оплаченных, чтобы суметь закончить выпуск своей 42-страничной Библии (1454 г).
Продажа индульгенций в массовых масштабах требовала рекламы и таковая не заставила себя ждать. До настоящего времени дошли прейскуранты на различные конфессиональные услуги.
В них указывается, например, что замолить грех убийства или инцеста будет стоить 5 крупных денежных единиц (grossi), клятвопреступление на 1 единицу дороже, и на 2 единицы дороже оценивается духовная расплата за подделку важного документа.
Слайд 325. Печатные афиши – для владельцев транспортных средств, гостиниц, для
театральных зрелищ (афиши наклеивались на стены и распространялись из рук
в руки). Самые горячие рекламные места Нового времени были припортовые харчевни и иные злачные места.
Слайд 33Рождение печатных афиш
С началом печатного тиражирования в этой среде
спрос на рекламные оттиски оказался очень велик. Следующие по интенсивности
запросы на печатную рекламу еще в догазетный период проявляли владельцы транспортных средств, гостиниц и организаторы театральных зрелищ. По их заказу типографии нередко производили два жанровых рекламных варианта: летучие листки и афиши. Порой эти варианты различались между собой лишь расположением текста (на одной или на двух сторонах листа) и способом распространения. С точки зрения формата, шрифта, иллюстративных деталей афиша и летучий листок XVI-XVII веков нередко выглядели одинаково.
Первая наклеивалась на стены, второй распространялся «из рук в руки», а также через кофейни и клубы.
Слайд 34 Для портовых городов столь же «горячим» рекламным местом
были стены припортовых харчевен и иных злачных мест. Исследователь европейской
экономики Ф. Бродель помещает в книге «Игры обмена» образец летучего листка, информирующего об отправлении из бельгийского города Остенде в испанский Кадис транспорта «Дева Мария».
Листок открывается гравированным изображением парусника,
а далее — крупноформатный заголовок сообщает, что предлагаемый для транспортировки купеческих грузов корабль обладает исключительной мореходностью. Затем мелким шрифтом сообщается дата отправления и цена за услуги, составляющая «за кружева — два реала со стоимости в сто флоринов; за неотделанные холсты — два дуката за тюк из 12-16 штук».
Слайд 35Печатный рекламный летучий листок, сообщающий об отплытии парусника «Дева Мария»
и тарифах на перевозку грузов
Слайд 36 Почтовые станции успешно соперничали по степени популярности с припортовыми
кварталами.
Отсюда обычно начинались очередные гастроли передвижных цирковых трупп.
Не удивительно, что английский Королевский указ от 1563 года предписывал: «Они (актеры)должны повесить play-bills (афиши)около почты за несколько дней до представления с предупреждением народа о театральном действии».
Слайд 37Пример. В Нюрнбергском музее хранится одна из ранних цирковых афиш
под заголовком «Чудесное, никогда невиданное представление английской лошади».
«Она
приветствует зрителя реверансами, хозяину дарит поцелуй.
Хозяин показывает ей часы и спрашивает, который час, и она совершенно правильно отвечает. Она снимает шляпу для своего хозяина,
подвешенную на высоте 10 футов, и вручает ее с поклоном. Она медленно садится отдохнуть на подушку, при этом касается пола только одной ногой.
Она стучит копытом, чтобы ей принесли вино, склоняется на колено и пьет за здоровье зрителей, не пролив ни одной капли. А затем она демонстрирует пьяную походку. Она берет ртом заряженный пистолет и стреляет из него. Она кланяется каждому, кто склоняет перед ней шляпу. Она благодарит и расстается со зрителями.
Все эти удивительные действия можно видеть 3 дня – в понедельник, вторник и среду в Манеже в 2 часа полудни».
Слайд 38 Текстовая часть афиши, исполненной типографским способом, дополнялась гравюрой
«чудесной лошади» со стреляющим пистолетом во рту.
Подобное
сочетание ксилографических изображений и типографски исполненных подписей характерно для западноевропейских афиш XVI-XVII веков.
Обратим также внимание на утомительное перечисление подробностей рекламируемого зрелища. Такая дотошность вербального информирования сохраняется в зрелищной рекламе вплоть до второй половины XIX века и сходит на нет лишь с появлением многокрасочных художественных плакатов.
Слайд 396. Типографские эмблемы и экслибрисы.
Экслибрис не является рекламой
в чистом виде, но содержит ее элементы. Это знак библиографической
собственности, совмещенный с индивидуальной самооценкой.
Самым первым известным нам типографским знаком является «двойной щит» преемников Иоганна Гутенберга — Иоганна Фуста и Петера Шеффера.
Он фигурирует в изданной этими печатниками латинской Библии 1462 года.
Слайд 40 Наиболее же знаменитой эмблемой печатника стала марка венецианского издателя
Альда Мануция. Его книги — альдины — пользовались в Европе
столь большой популярностью, что некоторые типографы стали выдавать собственную продукцию за альдины.
И тогда Мануций обратился к читателям с печатным текстом от 16 марта 1503 года. В нем говорилось: «..Печатают в настоящее время, насколько я знаю, в Лионе шрифтами, очень похожими на наши... без имени печатника, без обозначения места и года, когда они закончены. Напротив, на наших экземплярах читатели найдут вот что: "В Венеции, дом Альда" и год издания. Кроме того, на тех книгах нет никакого особого знака; на наших же стоит дельфин, обвивающий якорь».
Эмблема сопровождалась девизом «Festinalente» — «Поспешай медленно». Слова объясняли символику: быстрый дельфин обвивался вокруг якоря, обычно ассоциировавшегося с устойчивостью, надежностью, постоянством и тем самым — качественной работой.
Слайд 42 На этих примерах мы вновь убеждаемся в рекламно-демонстративной
функции геральдических изображений, определяющей роли цеховой эмблематики в формировании товарных,
фабричных и фирменных знаков нашего времени.
Владельцы печатных книг уже через два десятилетия после начала типографской эры также обзаводятся гравированными эмблемами — экслибрисами. Чаще всего они создаются на основе геральдических композиций. «Старейший датированный книжный знак принадлежал Гансу Разу из Кестера: на нем сохранилась рукописная помета "1491".
На экслибрисе базельского епископа Теламения Ламбергера, выполненном в 1498 году, впервые отпечатана дата. На знаке изображен не только герб, но и сам владелец — на коленях перед своим святым патроном. Это, таким образом, и первый известный нам портретный экслибрис».
От эпохи Возрождения остались экслибрисы, исполненные великими художниками Альбрехтом Дюрером и Лукасом Кранахом Старшим.
Слайд 43Один из экслибрисов, исполненных
Альбрехтом Дюрером около 1500 года
Имеются
7 проектов и 13 тиражированных книжных знаков Альбрехта Дюрера. Первый
среди них создан в 1500 году для ученого, гуманиста и библиофила Виллибальда Пиркхеймера. Здесь помещен рисунок его родового герба с девизом: «Sibi et amicis» («Себе и друзьям»).
Не являясь рекламой в чистом виде, любой экслибрис содержит ее элементы. Это знак собственности, совмещенный с индивидуальной самооценкой.
Художественное решение этих миниатюр, начиная
с Дюрера, символически воплощает духовные и социальные ориентации книговладельцев.
Мир экслибрисов богат графическими шедеврами и пополняется ими в наши дни.
Слайд 44Дальнейшее развитие вывесок.
В XVI-XVII веках, можно говорить
о дальнейшем совершенствовании предплакатных видов изобразительной рекламы — гравюры, лубка,
настенной живописи. Продолжал утверждаться и жанр вывески. К середине XVIII века лучшие образцы таковых заказывались профессиональным художникам. В 1722 году цех профессиональных афишеров во Франции насчитывал 40 человек.
Но не всем торговцам было по карману высокое качество декорирования своих магазинов. И потому известный сатирик Джозеф Аддисон в апрельском номере журнала «Observer» («Наблюдатель») 1711 года пишет:
«Наши улицы заполнены голубыми вепрями, черными лебедями и красными львами, не говоря уж о летающих свиньях и собаках, и иными созданиями не менее экзотичными, чем в Африке».
Слайд 45 Довольно скоро после этой публикации — в 1712 году
на Флит-стрит, центральной улице Лондона, сорвалась большая вывеска, разрушила стену
пивной и убила двух женщин, сапожника и королевского ювелира.
В 1762 году в Лондоне вводится нумерация домов и одновременно строгое распоряжение по поводу того, что размеры вывесок не должны превышать четырех дюймов. Это оказалось не последнее правительственное распоряжение по этому поводу: законопослушные англичане отнюдь не торопились сокращать вывесочные эффекты рекламного воздействия.
Спокойный сон французских монархов тревожили не столько вывески, сколько афиши (листки) оппозиционного содержания. Известен ордонанс французского короля от 10 сентября 1563 года, который гласил: «Запрещается распространять, приклеивать афиши и выставлять напоказ какие-либо другие произведения под угрозой повешения».
Слайд 467. Информационные бюро – это первые попытки упорядочения распространения новостей.
Бюро представляли небольшие группы людей, которые специализировались на сборе и
распространении оперативной информации с помощью рукописных, а затем и печатных «летучих листков».
В 1611 г. в Англии выдан королевский патент на создание информационного агентства.
Слайд 47 Чем динамичнее развивается общество, тем более остро ощущалась потребность
в информации и ее оперативной доставке. Исходя из этого, появились
новые специальности,
о существовании которых ранее никто не мог даже помыслить: в Англии – ньюсмены, во Франции – пувеллисты, в Италии – новелланты – это сборщики и разносчики новостей.
Именно на их базе формировались первые рекламные бюро.
Слайд 48Теофраст Ренодо (1585-1643) в 1629 г. организовал первое адресное бюро,
собиравшее информацию обо всем,
включая покупку продажу.
Бюро выпускало
рекламные объявления
во французской газете «Gazett», в которой собиралась практически вся рекламная информация. Параллельно Ренодо издавал листок объявлений адресного бюро, из которого впоследствии сформировался прообраз журнала «Маленькие афиши» («Petites Affiches») – первое специализированное издание в Европе.
Слайд 498. Газетная реклама связана с появлением еженедельных лондонских «Новостей».
Первый номер вышел 2 августа 1622 г., в котором
публиковался текст, который рекламировал данной издание.
Необходимо отметить, что появление журналистики в первом десятилетии XVII в. можно считать новой формой коммуникации. В Западной Европе рекламная лихорадка началась в конце XVIII в.
Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства, которые вначале занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных площадей, рекламный текст еще предоставлялся самим клиентом.
Слайд 50Пример.
Некто Эдвардс, открывший торговлю в Лондоне, в 1652 г. публикует
в газете «Публичные объявления» объявление, ярко отражающее дух эпохи: «В
Варфоломеевском проезде, с обратной стороны Старой биржи, обретается напиток, именуемый кофе, который очень полезен и целителен, обладает множеством достоинств, включая закрытие зубных трещин, помогает пищеварению, подъемлет дух, улучшает слух, помогает при глазных болезнях, простуде, кашле, туберкулезе, головной боли, опухолях, подагре, цинге и многом другом. Продается по утрам и в 3 часа пополудни».
Одновременно предприимчивый коммерсант заказал «летучие листки», в центре которых крупный шрифт осведомлял несведущего: «Истинная суть кофепития».
Слайд 51 «Отцом английской рекламы» считают Джона Хоутона
(по профессии
аптекарь) (такого звания его удостоил Генри Сэмптон), который в 1677
г. издал свой памфлет «Великая английская надежда», где уповал на лидерство своей страны в предпринимательстве и торговле.
Джон Хоутон предпринял попытку издания ежемесячника, посвященного деловой информации с некоторым количеством рекламы. После некоторого перерыва, связанного с недостатком финансов, Хоутон издает еженедельник «Собрание известий ради развития предпринимательства и торговли».
Первый номер вышел 30 марта 1692 г.
Слайд 52 Рекламный опыт английских газетчиков в течение XVIII в. распространяется
на североамериканские колонии Британии.
Первые колониальные поселения англичан,
создаются на восточном побережье Североамериканского континента в 1608 г. Значительную часть первопоселенцев составляли пуритане — представители одного из направлений религиозного протестантизма.
В помощь ранним колонистам, постоянно нуждавшимся в самом необходимом, в Англии периодически проходят рекламные кампании, призывающие жертвовать заокеанским соотечественникам посильные средства. С этой целью устраиваются лотереи. Об одной из таких акций сообщают сохранившиеся до настоящего времени листовки 1613 г. и 1615 г.
Слайд 53Лотерейный билет для финансирования колонии Виргиния. Англия. 1616
Слайд 54 Один из ведущих современных американских социологов массовых коммуникаций Дэниэл
Бурстин не без доли юмора писал об этих временах:
«Никогда не
было более неточной, плохо организованной рекламной кампании, чем та, благодаря которой поселенцы прибывали в Америку. Брошюры, публиковавшиеся в Англии в XVII в., были полны обнадеживающих аргументов, наполовину истинных, наполовину лживых, со множеством дутых фактов. Золото и серебро, оленина без ограничений, обилие рыбы, повсеместно бьющие источники молодости,- все это было обещано и кое- что обретено.
Таким образом, Америку населяют люди, которые поверили рекламе, — таков был естественный отбор приехавших.»
Слайд 55 Приехавшие устанавливали привычные или деловые,
коммерческие традиции. Естественно,
первый, колониальный период в развитии североамериканской рекламы в основном дублировал
рекламный опыт метрополии. На протяжении XVII в., как правило, использовали вывески, а с 1660 г. в постоялых дворах и других местах скопления народа стали расклеивать афиши и постеры.
Попытка англичанина Харриса основать еженедельный выпуск новостей в 1690 г. оказалась не слишком успешной. Начало периодической прессы в Северной Америке относят к 1704 г. Почтмейстер из Бостона Джон Кэмпбелл получил лицензию на издание «Boston News-Letter» («Бостонские новости»).
В его третьем выпуске было опубликовано первое известное в Америке платное рекламное объявление.
Слайд 56Ради экономии бумаги рекламные тексты в газетах шли «вподборку» с
минимальными полями и почти без просветов.
Слайд 57 Основателем первого еженедельного североамериканского издания, увидевшего свет в
1690 г., был Бенджамен Харрис, покинувший Англию также по конфессиональным
соображениям. За его плечами был значительный опыт публикации рекламных текстов, в том числе и таких, которые призывали британцев принять участие в колонизации новых земель.
Слайд 58 Всего на последней странице «News-Letter» под заголовком «Рекламные объявления»
было опубликовано три обращения. В двух из них предлагалось вознаграждение
— за сведения об украденном товаре и за возврат двух наковален. Третье было о продаже недвижимости.
Слайд 59Нередко с газетных полос в разделах рекламы звучала тема рабовладения.
Например:
Продается девица 21 года с двумя детьми женского пола.
Очень
плодовита. Редкая возможность для любого, кто пожелает обзавестись поколением сильных и выносливых слуг.
Нередко, как и в античности глашатаи, газеты сообщали об аукционах по продаже рабов.
Слайд 60 К моменту утверждения независимости на территории Новой Англии печаталось
43 еженедельника, а с 1784 г. в Нью-Йорке стала выходить
и первая ежедневная газета тиражом 1 тыс. экземпляров. Из 16 столбцов газеты 10 занимает реклама.
Как пишут американские историки журналистики, до конца XVIII в. из-за чрезвычайной ограниченности типографских возможностей газетная реклама было очень невыразительной. Все типографское оборудование, шрифты, бумага поступали из-за океана и стоили дорого — между тем повышать цену издания также было невозможно из-за низкой покупательной способности населения.
Слайд 61 Развитие рекламного процесса в главной английской колонии повторяло основные
черты его становления в метрополии.
Здесь, подобно Теофрасту Ренодо
во Франции, Джону Хоутону в Англии был свой провозвестник будущего расцвета рекламы, зачинатель ее новых форм.
На почетный пьедестал «отца рекламы» в США ныне возводят знаменитого ученого, общественного деятеля и журналиста Бенджамена Франклина.
Его «Pensylvania Gazette»(«Пенсильванская газета»), появившаяся в 1728 г., добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламных публикаций среди газет колониальной Америки.
Слайд 62Экземпляр газеты The Pennsylvania Gazette
от 6 декабря 1745 года
Слайд 63 Завоеванию такой популярности способствовал творческий подход Франклина, физика-экспериментатора, к
формам рекламных обращений, к верстке газетных полос.
Сплошные столбцы
рубричной рекламы он расслоил гравюрными изображениями и окружил выразительно набранные заголовки чистым пространством — «воздухом».
Полоса «заиграла», реклама стала восприниматься намного результативнее.
Слайд 65
Франклин «стал первым американцем, который использовал иллюстрации в
рекламных объявлениях.
«Gazette» с её чётким текстом, высоким качеством печати
и рисунками быстро стала популярным изданием. Благодаря росту читательской аудитории она привлекала больше рекламодателей, чем любое другое колониальное издание».
Слайд 66 В 1741 г. Франклин предпринял издание журнального типа, просуществовавшее,
однако, недолго. Но именно здесь появилось первое в США журнальное
рекламное объявление. Вот оно:
«Через реку Потомак для почтовых нужд организована переправа (автором этого объявления), которая стала кратчайшим путём из Аннаполиса в Вильямсбург.
Все джентльмены могут довериться переправе на хорошем новом судне с умелой командой. Ричард Бретт, заместитель начальника почты на Потомаке.»
Слайд 67Бенджамин Франклин никогда не был президентом США, но за выдающиеся
заслуги, его портрет изображен на купюре в 100 долларов
Время-деньги.
Критики —
наши друзья: они указывают нам на наши ошибки.
В каком бы положении люди ни находились, они всегда могут найти удобства и неудобства.
Понуждай сам свою работу; не жди, чтобы она тебя понуждала.
Лучше красиво делать, чем красиво говорить.
Слайд 689. Рекламные кампании. Распространение в Европе колониальных товаров, новых напитков
– чая, кофе, какао – явилось прямым следствием открытий и
завоеваний ранее неизвестных земель английской короной, заполнившие весь XVI в.
В середине XVII в. в Европе разразился бум в торговле заморскими товарами. На этой почве возникали акционерные общества, коммерческие и предпринимательские
компании. Они, в свою очередь, вступали в конкурентную борьбу и чрезвычайно нуждались в рекламе.
Слайд 69Периодическая пресса и реклама.
В последней трети XVII в. в
Англии начинаются острые конкурентные столкновения на рынках сбыта не только
между поставщиками товаров, услуг, зрелищ, но и между изданиями – распространителями рекламы.
Слайд 70 В середине XVIII в. европейскую рекламу захлестывает надувательная
реклама.
Пример.
«Небесная кровать» доктора Грэхэма. Доктор заявлял об изобретении «Замка здоровья»,
где имелось особое ложе, на котором бездетные супруги всего за 100 фунтов стерлингов могли зачать ребенка. Рекламная кампания «Замка здоровья» длилась с 1788 по 1791 годы, в нее были втянуты крупные газеты.
Слайд 71 Первые иллюстрации в газетной рекламе Европы появляются в
1680 г., однако долгое время носят случайный характер. Наиболее популярен
в газетах тип рубричной рекламы: краткие объявления, публиковавшиеся «в подборку».
Однако после Дж. Хоутона и развернутые рекламные тексты набирают свою популярность. Общий рекламный поток в средствах массовой информации к началу XIX века оказывается очень массивным, что говорит о необходимости осмысления и законодательного его упорядочивания.
Негативные черты рекламы увеличивались вместе с ее количеством.
Слайд 72 Английский парламент в 1752 г. принял закон, который
предписывал, что предметом объявлений, публичных предложений должны быть надежные, достойные
вещи, товар, репутация фирмы или личности. Тех, кого уличат в обмане, штраф в размере 50 фунтов стерлингов.
Закон также запрещал публикацию объявлений типа: «Прошу вернуть такие-то украденные вещи. Лишних вопросов задано не будет» (первоначальное благо – глашатаи в древности оповещали о потерянных вещах)
Слайд 73 Этот закон запрещал публикацию объявлений типа
«nо question» («без
вопросов»).
Они выглядели приблизительно так:
«Прошу вернуть такие-то украденные
вещи. Лишних вопросов задано не будет». Газетчики, которые не кормились от этого типа рекламы, выяснили, что посредством таких объявлений координируются скупка и дальнейшая реализация краденых вещей.
Развитие массовой информации переживало очередной кульбит: первоначальные замыслы «во благо» (вспомним: еще древние глашатаи старались сообщать о потерянных вещах) начинали служить «во зло» и требовать упорядочивающего и ограничивающего вмешательства.
Слайд 74 Во второй половине XVIII века на рекламу обращают
внимание серьезные исследователи-публицисты, которые высказывали негативное отношение и саркастические замечания
в адрес рекламной деятельности (Дж. Аддисон, Дж. Свифт, Г. Филдинг
и С. Джонсон).
«Рекламы так много, что она оказывает отрицательное воздействие на общество. Она привлекает внимание преувеличенными обещаниями, речами, подчас патетическими. Обещания, большие обещания –
душа рекламы» (С. Джонсон)
Слайд 75Общие выводы:
1. Типографское тиражирование информации в Западной Европе
стало качественно новым
этапом в развитии рекламного процесса.
2. Это, проявилось в формировании новых
рекламных
жанров: печатного объявления, каталога, проспекта, прейскуранта,
печатного «летучего листка» и печатной афиши.
3. Дальнейший рост общественных потребностей в оперативной и
общедоступной массовой информации вызвал к жизни в различных
странах Западной Европы информационные бюро, ставшие предшественниками современных рекламных бюро.
Слайд 764. Поворотной вехой в развитии западноевропейской рекламы
стало начало периодической
прессы, все более интенсивно
размещавшей рекламу на своих страницах.
5. При учете
многообразных позитивных последствий рекламной
деятельности, существует и ряд негативных эффектов: появление недобросовестных обещаний, обманных посулов, надувательских сообщений, что с необходимостью требует строго законодательного регулирования рекламы со стороны властей.
6. На протяжении XVII-XVIII вв. реклама североамериканских колоний Англии, а затем и ранняя реклама независимого государства
США развивалась на основе традиций, сложившихся в массовых коммуникациях Европы.
Слайд 77Вопросы для контроля и самоконтроля:
1. Какова роль информационных революций в
развитии рекламы?
2. Когда, кем и где был изобретѐн печатный станок
в Западной Европе?
3. Что являлось основной социальной предпосылкой книгопечатания?
4. В каких странах Западной Европы стали появляться типографии вслед за Германией?
5. Что культурологи называют третьей информационной революцией?
6. Где и когда появилось первое печатное рекламное объявление на английском языке? О чѐм оно было? Кто выступил рекламодателем?
7. Какие новые жанры рекламы появились вследствие изобретения печатного станка?
8. В какой сфере первоначально развивался рекламный жанр печатного объявления?
9. Когда появился титульный лист? Кто его создал? Каким он был?
10. Кто в XV-XVI вв. активно обращался к печатной рекламе после типографов и книготорговцев? Как регулировалась вывесочная реклама в городах Западной Европы?
11. Что представляли собой первые типографские знаки и кому они принадлежали?
12. Что такое экслибрис?
13. Когда появилась периодическая печать (журналистика) в Западной Европе?
14. Кого называют основателем печатной рекламы в Европе и почему?
15. К какой стране и к какому году относится первое упоминание о деятельности информационного бюро?
16. Что такое puff-advertising? В каких сферах деятельности в Западной Европе была наиболее распространена такая реклама?