Слайд 1Роль дидактических игр в развитии дошкольника.
«Игра - это искра зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Prezentacii.com
Слайд 2 К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей
в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни
с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».
Prezentacii.com
Слайд 3Дидактическая игра — это такая коллективная , целенаправленная учебная деятельность, когда
каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи
и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Слайд 6Дидактические задачи
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим
(природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события
общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Слайд 7Содержание дидактических игр
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди,
их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Слайд 8Правила дидактических игр
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они
определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок,
указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Слайд 9Игровое действие
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое
действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать
разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Слайд 10 Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях,
делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей,
создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают.
Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.
Слайд 11Роль дидактических игр:
Являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует
на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения,
поступки и поведение вообще;
выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
Слайд 12развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение,
развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- формируют нравственные
представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
развивают эстетический вкус;
способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Слайд 13Вывод:
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений
в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в
себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.