Слайд 127.11.2019
Путь своевременного профессионального самоопределения
Торсунова Ольга Васильевна
Слайд 2Профориентация
– это научно-обоснованная система подготовки молодёжи к свободному и
самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности,
так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Слайд 3Цель профориентации
оказание помощи ребенку в выборе сферы деятельности, а
с ней профессию, отвечающую его способностям и возможностям, содействовать развитию
профессиональных склонностей и интересов.
Задачи профориентационной работы:
Оказать пед. помощь при выборе профессии
Расширить знания о выборе профессии
Выявить и развивать способности (диагностика)
Формировать практические умения и навыки
Слайд 6СТРУКТУРА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Какой я?
Что я хочу?
Как туда идти?
С чего начать?
Слайд 7Пути профессионального самоопределения:
3,5-5 лет Формирование трудолюбия, любви к труду руками,
все профессии важны, уважаемы и интересны.
Что делать? Знакомить с профессиями,
заложить ритуалы труда.
Результат: Ребенок с удовольствием изучает мир вокруг себя -узнает много профессий. С серьезностью выполняют свои регулярные работы (ухаживает за растениями, животными, помогает в уборке), сюжетно-ролевые игры.
Слайд 8
5-8 лет. Стадия осмысленных «почемучек», погружение в мир сюжетно-ролевых игр.
Что нужно делать? Дать представление обо всех отраслях и видах
трудовой деятельности, через ответы на «почемучные» вопросы: как устроен паровоз? Откуда берется металл? Как готовить кашу? Кто такие инженеры и т.д.
Результат: заложен фундамент для построения связанной картины мира, есть представление о том, какие профессии за что отвечают. Трудолюбие стало выраженным качеством ребенка.
Слайд 99-10 лет. Формирование последовательного логического мышления.
Что делать? Продолжить знакомство с
миром профессий через изучение всех отраслей (их не так и
много) и взаимосвязи между ними. Показать, что профессии и отрасли не смогут обойтись одна без другой.
Результат: ребенок отличает труд от работы, понимает, как профессии связаны между собой.
Слайд 1010-12 лет. Возраст, в котором уже можно найти явные и
скрытые таланты.
Что нужно делать? Определить выраженные интересы и способности, слабые
и сильные качества. Способствовать формированию любопытству к отдельным профессиям.
Результат: появляется выраженный интерес к какой-то деятельности (или несколькими), осознаются свои черты характера. Приходит понимание, что профессии связаны с личными качествами. Хочешь кем –то стать – развивай соответствующие качества.
Слайд 1112-14 лет. Пора вставать «на крыло» и переходить от любопытства
к углубленному интересу и практике.
Что нужно делать? Максимум информации по
теме увлечения, помочь с ресурсами для развития личных качеств и навыков. Показать возможности вертикальной и горизонтальной карьеры в разных отраслях и профессиях.
Результат: начинается осознанная работа над собой, практическая деятельность в области своих интересов . формируется осознанное отношение к учебе – как к получению знаний и умений для достижения целей (причем собственных).
Слайд 1215 лет. Ответственность за свой выбор.
Что нужно делать? Помочь
в самостоятельном составлении образовательного профессионального и личностного маршрута, плана на
следующие этапы своей жизни (куда и зачем пойду учиться, кем и где начну работать, чтобы стать…)
Результат: ребенок принимает осознанное решение о том, какое образование он хочет получить и зачем. Появляется Представление о дальнейшей жизни после школы. И все это – на сонове адекватного представления о своих личных особенностях (+ и-), интересах и о том, как они соотносятся с требованиями профессии.
Слайд 1316-18 лет. Осмысленное образование.
Что нужно делать? Взрослым: НЕ МЕШАТЬ
И ПОДДЕРЖИВАТЬ. Повзрослевший ребенок должен прикладывать усилия к целенаправленному получению
знаний и умений, которые, на его взгляд, необходимы в профессии. Участвовать в практической деятельности.
Результат: человек сосредоточен на развитии качеств, необходимых для будущего труда, имеет опыт практической деятельности . Решается проблема подготовки к ЕГЭ.
Слайд 1423+. Адаптация в трудовом процессе.
Что нужно? Получать недостающие знания, адаптировать
свои знания и умения к практической работе.
Результат: успешно пройден испытательный
срок и есть представление о карьерном и профессиональном росте. Перед нами молодой, уверенный в своих качествах специалист, довольный своей работой.