Слайд 1
Финансовый университет
Кафедра «Бизнес-информатика»
Дисциплина
«Информационные технологии в менеджменте»
Слайд 2Информация, данные, знания
информация - это система сведений о реальном, о
действительности, об окружающем нас мире. Больше всего наше сознание отождествляет
информацию с одним из наиболее употребительных оттенков этого слова - знанием, получением сведений.
Понятие информации не случайно оказалось ключевым для наиболее быстро развивающихся дисциплин - как общенаучных ( общей теории систем, семиотики, синергетики), так и специальных (молекулярной генетики, нейробиологии, теории эволюции, экологии, лингвистики, психологии, теории связи и многих других).
Слайд 3Основные подходы к понятию феномена информации
Атрибутивная концепция рассматривает информацию
как фундаментальное свойство материи, которое существует объективно, вне зависимости от
познания ее и использования. В этой логике информация рассматривается как атрибутивная характеристика систем любого типа, любого уровня организации и сложности.
При этом подходе, акцентированном на гносеологический характеристиках информации, важным моментом является понимание того, что понятие "информация" включает не само содержание действительности, а отражение, выражение и обозначение этого содержания. Информацией называются результаты процессов отражения, выражения и обозначения фрагментов содержания объективной реальности.
Функциональная концепция информации считает ее не субстанциональным свойством материи, а лишь функциональным свойством систем любого типа, связью управляющих с управляемыми.
Слайд 4Особенности информации
С одной стороны информация сама по себе не
материальна, носители информации материальны -токи, радиоволны, книги и т.д., так
как они обладают массой, энергией, весом, размерами. Информация не имеет этих свойств.
С другой стороны информация материальна: так как ее можно получить, запомнить, записать, стереть, забыть, передать. Информацию нельзя получить там, где ее нет.
Есть одно свойство информации, которым не может обладать материальное тело - это свойство, которое появляется при распространении информации. Если человек получил некоторую информацию, то скольким бы лицам он ее не сообщил, у него количество информации от этого не уменьшится, а у всех получивших от него эту информацию также не превысит первоначальной порции.
Слайд 5Понятие информации
В широком смысле информация - это сведения, знания,
данные, сообщения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования и помогающие решить
поставленную задачу.
Н.Винер в своей книге "Кибернетика или управление и связь в животном и в машине" дает такое определение "Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде".
Слайд 6Понятие информации
Первый подход заключается в следующем:
с одной стороны, информация -
это знания для других, отчужденные от их первоначального. живого носителя
(генератора) и ставшие сообщениями, т.е. информация - это овеществленная, отчужденная от создателя и обобществленная форма знания;
с другой стороны, информация - это уже не есть знание, а лишь его превращенная форма.
Слайд 7Понятие информации
Второй подход:
с одной стороны, феномен информации необходим, чтобы знание
могло быть социализировано, превращено в общественное достояние;
с другой стороны, информация
есть модель, т.е. упрощенное, огрубленное, неадекватное представление знания. Текст, закрепленный на материальном носителе, оказывается информационной моделью знания.
Слайд 8Понятие информации
Третий подход:
Довольно распространенным является взгляд на
информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым, денежным т.п. ресурсам.
Эта точка зрения отражается в следующем определении : информация - это новые сведения, позволяющие улучшить материальные процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации. Информация - это те новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.
Четвертый подход:
В этом случае подчеркивается роль потребителей информации, т.е. информация - это новые сведения, принятые, понятые и оцененные как полезные конечным потребителем.
Пятый подход:
Информация, являясь отражением материальной сущности, служит способом описания взаимодействия между источником информации и получателем.
Слайд 9Понятие информации
На основе синтеза многих подходов можно дать следующее определение
термина "информация": Информация - это отчужденное знание, записанное на определенном
языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.
В общем случае информацию можно рассматривать с трех основных точек зрения:
технической;
семантической (смысловой);
результативной (эффективность информации).
Слайд 10Понятие о данных и знаниях
Данными обычно называют различные сведения
- плановые, учетные, нормативные. Количество данных - это лишь отдаленное
представление о количестве информации, действительно необходимой для управления
Данные - это величины, их отношения, словосочетания, факты, преобразование и обработка которых позволяет извлечь информацию, т.е. знание о том или ином предмете, процессе, явлении
Слайд 11Признаки знаний
С появлением систем искусственного интеллекта появилось новое понятие -
"база знаний", поэтому появилась необходимость соотнести понятия "данные и база
данных" с понятиями "знания и база знаний".
Данные и структура базы данных в определенной степени отражает знания о предметной области и ее структуре.
Можно выделить основные признаки знаний:
1. Одним из важных признаков знаний является структурированность, которую можно рассматривать как свойство декомпозиции сложных объектов на более простые и установление связей между простыми объектами, что означает использование отношений "часть-целое", "класс-подкласс", "род-вид" и т.п. Отношения подобного рода встречаются в иерархических, сетевых и реляционных базах данных.
2. Для такого признака знаний, как связность, практически нельзя найти аналогов среди названных выше баз данных. Знания наши связаны не только в смысле структуры, они отражают также закономерности относительно фактов, процессов, явлений и причинно-следственные отношения между ними.
3. Человеку свойственна познавательная активность, т.е. знания человека активны.
Слайд 12Экономическая информация
Под экономической информацией будем понимать информацию,
которая возникает при подготовке и в процессе производственно-хозяйственной деятельности организаций
(предприятий) и в процессе управления этой деятельностью.
Экономическая информация обладает рядом особенностей:
в основной массе она имеет дискретную форму представления, выражается в цифровом или алфавитно-цифровом виде;
для хранения отражается на материальных носителях (документах, магнитных лентах и дисках, дискетах);
ее большие объемы обрабатываются в установленных временных пределах, зависящих от ее конкретных функций, чаще всего это циклическая, регулярная обработка;
исходная информация, возникающая в одном месте, находит свое отражение при реализации различных функций управления, и в связи с этим подвергается различной обработке несколько раз, что требует многократной перегруппировки данных;
объемы исходной информации достигают больших размеров при относительно малом числе операций ее обработки;
исходные данные и результаты расчета, а иногда и промежуточные результаты, подлежат длительному хранению.
Слайд 14История возникновения и развития информационных технологий/систем (IT/IS).
С появлением первого печатного
станка и книгопечатанья (1445г) знания стали тиражироваться.
1946 год — начало
эры электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Впервые был создан способ записи и долговременного хранения формализованных знаний, при котором эти знания могли непосредственно влиять на режим работы производственного оборудования. С момента появления первой ЭВМ информационная технология прошла ряд этапов.
С конца 50 –х г. до начала 60 –х г. эксплуатировались ЭВМ первого и второго поколения для решения отдельных расчетных (инженерных) и наиболее простых, но трудоемких экономических задач, например, материального учета. Тип используемой автоматизированной информационной технологии можно назвать «частичной электронной обработкой данных».
С 60 – х г. до начала 70 – х г. в круг работ выполняемых с помощью ЭВМ входила электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно – справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях. Если говорить о типе АИТУ, то ее можно было бы назвать электронная система обработки данных (ЭСОД).
В 70 – х г. используются ЭВМ третьего поколения для обработки информации на всех этапах управленческого процесса деятельностью предприятия, осуществляется переход к разработке подсистем автоматизированных систем управления (АСУ) (материально-технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции и т.д.). Тип используемой в то время АИТУ можно назвать централизованной автоматизированной обработкой информации в условиях вычислительных центров (ВЦ) коллективного использования.
В конце 70-х годов был сконструирован персональный компьютер (ПК), открывший эру новой информационной технологии, отличительной чертой которой является диалоговый режим работы в режиме реального времени. Персональные вычисления – это режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным компьютером на своем рабочем месте.
В 1980 г. наблюдается тенденция к децентрализации обработки данных, к решению задач в многопользовательском режиме и широкое применение АСУ ТП (технологическими процессами), САПР (систем автоматизированного проектирования), производственных, отраслевых и общегосударственных АСУ.
Последний этап (с конца 80-х г.г. по настоящее время ) характеризуется применением ЭВМ пятого поколения, а также широким кругом возможностей
80-е годы отмечены широким использованием персональных ЭВМ управленческими работниками, созданием большого набора автоматизированных рабочих мест (АРМ), позволяющих с помощью генераторов запросов, отчетов, экранных форм, диалога быстро разрабатывать удобные для пользователя приложения. Однако рассредоточение ИС в виде АРМов, локальная (островная) автоматизация не способствовали интеграции управленческих функций и, как следствие, существенному повышению эффективности управления предприятием.
Для 90-х годов характерно развитие телекоммуникационных средств, которое привело к созданию гибких локальных и глобальных вычислительных сетей, предопределивших возможность разработки и внедрения корпоративных информационных систем (КИС). КИС объединяют возможности систем комплексной автоматизации управления 70-х годов и локальной автоматизации 80-х годов на более высоком уровне
Слайд 15Конкурентная бизнес-среда и появление киберкорпораций
Четыре глубинных изменения, происшедшие в последнее
время, привели к трансформации бизнес-среды.
Суть первого изменения заключается в
появлении и укреплении позиций глобальной экономики.
Второе изменение — трансформация индустриальной экономики и общества в экономику, базирующуюся на знаниях и информации.
Третье изменение — трансформация самих предприятий.
Четвертое изменение — появление киберкорпораций.
Слайд 17Информационный рынок
Можно выделить пять секторов рынка информационных услуг:
деловая
информация;
потребительская информация;
информация для специалистов;
образование;
обеспечивающие информационные системы и средства
Слайд 18Федеральная программа «Электронная Россия»
Проект Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия"
был разработан в ГУ- ВШЭ (с учетом предложений Минсвязи России,
Минпромнауки России, Минобразования России, Росавиакосмоса, РАСУ, ФАПСИ) по поручению Минэкономразвития России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2001 года N 207-р.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" должна:
обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ;
развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
формирование условий для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет);
обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационно-коммуникационной техники.
Слайд 19Системный подход и
информационные технологии управления
Под системой обычно понимают
множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,
которое образует определенную целостность, единство.
В наиболее общем плане все многообразие систем можно подразделить на материальные и абстрактные системы.
Материальные системы делятся на системы из неорганической природы (физические, химические, геологические и т.д.) и живые системы, куда входят как простейшие биологические объекты, так и очень сложные (типа организма).
Особый класс живых систем образуют социальные системы.
Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления (гипотезы, теории, научные знания, металогика и др.).
Слайд 20Классификация систем
в основу одной классификации положены два признака.
Первый признак: степень
сложности системы.
В соответствии с этим признаком все системы делятся на
три класса.
1. Простые системы.
2. Сложные системы - это системы с более разветвленной структурой и большим числом внутренних связей. Эти системы как и простые можно описать.
3. Особо сложные системы те, которые не поддаются подробному и точному описанию и формализации.
Второй признак : признак связи элементов.
В соответствии с этим признаком выделяют:
Детерминированные системы, в которых все элементы взаимодействуют точно предвидимым образом.
Вероятностные системы, где нельзя сделать точного предсказания поведения системы, но можно с определенной степенью вероятности ожидать появления того или иного события.
Слайд 21Понятие иерархии
Управление сложной динамической системой сопряжено с необходимостью привлечения
огромных объемов информации, поэтому структура управляющей системы строится по иерархическому
принципу. В рационально организованной иерархической управляющей системе происходит следующее:
Каждый i-ый уровень осуществляет управление (i-1)-ым уровнем и одновременно управляется (i+1) уровнем. Все уровни информационно связаны между собой.
Информация, поступающая от объекта управления движется в противоположном направлении - от нижних уровней к верхним и при этом последовательно сжимается.
Слайд 22Понятие "черного ящика"
Основным для изучения сложных систем является метод "черного
ящика".
Под "черным ящиком " понимается система, в которой внешнему наблюдателю
доступны лишь входные и выходные величины, а внутренне устройство не известно.
Слайд 23Понятие обратной связи.
Прямая связь выражается потоком информации от субъекта управления
к объекту управления ( управляющие воздействия), а обратная связь характеризуется
потоком информации от объекта управления к субъекту управления ( фактические данные).
Слайд 24Понятие эмерджентности.
Эмерджентность предполагает наличие
таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не
свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
Слайд 25Предприятие как сложная вероятностная система
При системном подходе к рассмотрению
предприятия следует исходит из того, что:
любое предприятие независимо от его
размеров и характера деятельности представляет собой сложную систему;
предприятие является подсистемой экономической системы более высокого уровня;
предприятие является открытой системой, находящейся в непрерывном взаимодействии с другими системами.
Слайд 26Использование системного подхода при изучении ИТУ
Системный подход состоит в
том, что в допустимых границах система исследуется как единый организм
с учетом как внутренних связей между отдельными элементами, так и внешними связями с другими системами и объектами.
Системный подход опирается на известный диалектический закон взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в мире и в обществе и требует рассмотрения изучаемых объектов и явлений не только как самостоятельной системы, но и как подсистемы некоторой большой системы, по отношению к которой нельзя рассматривать данную систему как замкнутую. Системный подход требует прослеживания как можно большего числа связей - не только внутренних, но и внешних, чтобы не упустить действительно существенные связи и факторы и оценить их эффекты.
Системный подход позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью, а также позволяет выявить свойства системы, ее внутренние и внешние связи.
Системный подход к проектированию экономических информационных систем заключается в разбиении всей системы на подсистемы ( декомпозиция системы) и учете при ее разработке не только свойств конкретных подсистем, но и связей между ними. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа
Слайд 27Информационная технология и информационная система управления
Под технологическим процессом обработки
данных понимается описание на специальном языке и в заранее установленной
форме процедур получения, обработки и передачи данных, т е. технологический процесс ( информационный) -это упорядоченная последовательность взаимосвязанных операций по сбору, передаче, накоплению, хранению, обработке, анализу, отображению и размножению информации.
Технология – это правила действия с использованием каких-либо средств, которые являются общими для целой совокупности задач или задачных ситуаций.
Толковый словарь по информатике дает следующее определение информационной технологии.
Информационная технология – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.
Если реализация технологии направлена на выработку управляющего воздействия, то – это технология управления.
Информационная технология управления - это технология создания информационного ресурса и обеспечения коммуникативных возможностей для реализации управления.
Под автоматизированной информационной технологией управления понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты управленческой информации на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых эта информация предоставляется пользователям.
Слайд 29Информационный контур управления
Управляющая система
(субъект управления)
Управляемая система
(объект управления)
Фактические
данные
Управляющие
воздействия
Слайд 30Компоненты информационной системы
Цели
ИС
Процедуры и
технологии
Информационные
ресурсы
Оборудование и
Программное
обеспечение
Пользователи и
профессионалы
Слайд 32Типы информационных систем
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
Продажи
Произ- Финансы Бухгал- Управление
ОБЛАСТИ и маркетинг водство терия персоналом
Слайд 33Взаимосвязь различных информационных систем
Слайд 34Структура ИТУ
Любая ИТУ состоит из нескольких частей:
общесистемной части, содержащей общее
описание и обоснование решений, принятых в проекте ИТУ;
функциональной части, реализующей
функциональные подсистемы (например, подсистема оперативного планирования, бухгалтерского учета, технологической подготовки производства, учета кадров, табельного учета, материально технического обеспечения и т.д.);
обеспечивающей части, которая необходима для успешной работы функциональных подсистем.
В обеспечивающей части различают следующие виды обеспечения:
аппаратное (техническое) обеспечение – комплекс технических средств, применяемых для функционирования автоматизированной информационной технологии управления;
математическое обеспечение – совокупность используемых экономико–математических методов, моделей и алгоритмов;
программное обеспечение – совокупность общесистемного и прикладного программного обеспечения.
Общесистемное программное обеспечение включает операционные системы, трансляторы, утилиты, базы данных и т.п.
Прикладное программное обеспечение включает приложения(прикладные программы), реализующие функциональные запросы пользователей и различного рода описания (пользователя, оператора, программиста и т.д.), позволяющие успешно пользоваться программным обеспечением.
Информационное обеспечение – совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления при ее функционировании. Оно включает нормативно – справочную информацию, необходимые классификаторы экономической информации, унифицированные документы, массивы данных, контрольные примеры, используемые при решении задач управления.
Организационно – методическое обеспечение - это совокупность документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования системы управления. Оно предназначено для описания изменений организационной структуры управления объектом, связанных с созданием ИТУ (схема организационной структуры, описание организационной структуры); для описания действий персонала по обеспечению функционирования ИТУ (технологическая инструкция, инструкция по эксплуатации); для установления функций, прав и обязанностей должностных лиц по обеспечению функционирования ИТУ (должностная инструкция).
Лингвистическое обеспечение - совокупность информационных языков, методов индексирования, а также лингвистической базы (словарей, тезаурусов, рубрикаторов) и методов ее ведения.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании ИТУ и юридический статус результатов ее функционирования.
Слайд 35Информационная архитектура и инфраструктура информационных технологий
Слайд 36Жизненный цикл программного обеспечения.
Жизненный цикл программного обеспечения определяется как период
времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания
ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.
Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов жизненного цикла ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995 «Information Technology - Software Life Cycle Processes». (ISO - Международная организация по стандартизации, IEC - Международная комиссия по электротехнике)
Последние стандарты, которые были изданы и использовались в России были следующие:
ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Стадии создания.»;
ГОСТ 34.603 -92 « Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем».
Согласно «Международного стандарта ISO/IEC 12207: 1995» жизненный цикл ПО включает:
основные процессы;
вспомогательные процессы;
организационные процессы.
Слайд 37Основные процессы ЖЦ ПО
Основные процессы ЖЦ ПО
включают:
процесс приобретения (инициирование приобретения, подготовка заявочных предложений, подготовка и корректировка
договора, надзор за деятельностью поставщика, приемка и завершение работ);
процесс поставки (инициирование поставки, подготовка ответа на заявочные предложения, подготовка договора, планирование, выполнение и контроль, проверка и оценка, поставка и завершение работ);
процесс разработки (подготовительная работа, которая включает выбор модели ЖЦ ПО, составление плана и т.п.), анализ требований к системе, проектирование архитектуры системы, анализ требований к ПО, проектирование архитектуры ПО, детальное проектирование ПО, кодирование и тестирование ПО, интеграция ПО, квалификационное тестирование ПО, интеграцию системы, квалификационное тестирование системы, установку ПО, приемку ПО);
процесс эксплуатации (подготовительная работа, эксплуатационное тестирование, эксплуатация системы, поддержка пользователей);
процесс сопровождения (подготовительная работа, включающая составление планов и разработку процедур действий, анализ проблем и запросов на модификацию, модификацию ПО, проверку и приемку; перенос ПО в другую среду, снятие ПО с эксплуатации).
Слайд 38Вспомогательные процессы жизненного цикла ПО
Вспомогательные процессы
жизненного цикла ПО включают:
процесс документирования, который состоит из набора действий,
с помощью которых планируют, проектируют, разрабатывают, выпускают, редактируют, распространяют и сопровождают документы;
процесс управления конфигурацией, который предполагает применение административных и технических процедур на всем протяжении жизненного цикла ПО для определения состояния компонентов ПО в системе, управлениее модификациями ПО, описания и подготовки отчетов о состоянии компонентов ПО, управление хранением и поставкой ПО и т.п.;
процесс обеспечения качества системы (подготовительная работа; обеспечение качества продукта, которое подразумевает гарантирование полного соответствия программных продуктов и их документации требованиям заказчика согласно договора; обеспечение качества процесса, которое гарантирует соответствие процессов ЖЦ ПО, методов разработки, среды разработки и квалификации персонала условиям договора, стандартам и процедурам; обеспечение других показателей качества системы);
процесс верификации (проверка того, что ПО удовлетворяет всем требованиям и условия);
процесс совместной оценки ( как на уровне управления проектом, так и на уровне его технической реализации в течение всего срока действия договора);
процесс аудита (может проводится любыми сторонами, участвующими в договоре, либо независимой стороной);процесс разрешения проблем ( каждая проблема должна быть идентифицирована, описана, проанализирована и разрешена).
Слайд 39Организационные процессы ЖЦ ПО
Организационные процессы ЖЦ ПО включают:
процесс
управления (инициирование и определение области управления, планирование, планирование и контроль,
проверка и оценка, завершение);
процесс создания инфраструктуры;
процесс усовершенствования;
процесс обучения
Слайд 40Модели жизненного цикла программного обеспечения: Классическая каскадная модель с обратной
связью
Слайд 41Модели жизненного цикла программного обеспечения: V-образная модель жизненного цикла разработки
программного обеспечения
Слайд 42Модели жизненного цикла программного обеспечения:
Структурная эволюционная модель быстрого прототипирования
Слайд 43Модели жизненного цикла программного обеспечения: спиральная модель
Слайд 44Модели жизненного цикла программного обеспечения: упрощенная форма спиральной модели
Слайд 45Способы построения информационных систем
а) разработка оригинальной системы (т.е. создание
системы «под себя») собственными силами или посторонними специалистами;
б) Использование
прототипов в)использование готовых решений;
г) использование услуг посторонней организации для передачи ей функций информационной системы.