Слайд 1Романтизм. Истоки русской поэзии.
Слайд 2Александр Николаевич Радищев (1749-1802).
Литературная деятельность Радищева начинается только в 1789
году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с
приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».
Слайд 3Знаменитая ода «Осьмнадцатое столетие».
Тон данного произведения был трагичным до
безысходности. Радищев словно предчувствовал, что не сумеет вписаться в новый
поворот истории, что жизнь его скоро оборвется, и не мог скрыть от читателей свой страх перед будущим.
Слайд 4Гаврила Иванович Державин (1743-1816)
Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем
традиций Ломоносова и Сумарокова.[2]
Для него предназначение поэта — прославление великих
поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам
Слайд 5Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачества сквозь пальцы видишь,
Лишь
зла не терпишь одного…
Слайд 6Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во
всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют
философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти:
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен:
А сам собой я быть не мог.
Слайд 7Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность
его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В
стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова:
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.
Слайд 8 Иван Андреевич Крылов (1769(8)-1844)
русский драматург и прозаик конца 18
века. В начале 19 века полностью поменял жанр своего творчества.
Читатели знали его как автора остроумных комедий, язвительных и глубоких философско-сатирических повестей. Но с 1807 года он полностью сосредоточился на одном единственном жанре – басня. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его».
Слайд 9Самая известная из крыловских басен «Ворон и лисица». Вы ее
уже изучали, но сейчас мы впервые обратим внимание на противоречие,
заключенное в самом ее построении. Все дело в том, что мораль помещена здесь не в конце, а вначале.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнустна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Слайд 10Задание
Конспект «Ранний европейский романтизм» (стр.53)