Слайд 1Россия в конце XVII – XVIII вв.
Автор: Ученик 10Б класса
Мамонов Анатолий
Слайд 2Фёдор Алексеевич 1661 - 1682
Родился Федор Алексеевич 30 мая
1661 года в Москве. Отец – царь Алексей Михайлович, мать
– Мария Ильинична Милославская. В воспитании Федора Алексеевича активное участие принял Симеон Полоцкий, который был известен на Руси как просветитель и который большое внимание уделял воспитанию будущего царя. Несмотря на то что Федор не отличался хорошим здоровьем, он увлекался науками, искусствами, разведением лошадей и стрельбой из лука. Он прекрасно говорил по-польски, знал латынь. Проблемой становилось то, что Федор очень сильно был подвержен всяческим влияниям. Эта черта активно использовалась врагами второй жены Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны. Все царствование Федора Алексеевича прошло под знаком яростной борьбы одних боярских группировок против других за близость к царю. Тем не менее самостоятельность наследник проявил в выборе своих жен. Первоначально он сам выбрал себе в жены Агафью Семеновну Грушецкую –дочь смоленского шляхтича, а после ее смерти при родах выбор его остановился на незнатной красавице Марфе Матвеевне Апраксиной.
Слайд 4Внутренняя политика Фёдора Алексеевича
Несмотря на активное влияние приближенных и родственников,
царь самостоятельно привнес значительные изменения во внутреннюю жизнь страны. Первоначально
он провел общую перепись населения и уже на ее основе начал налоговую реформу, заменив множество существовавших на тот момент податей единым подворным обложением (1679). Все государственные учреждения получили единое расписание работы, вырос государственный аппарат. Расширяя его, Федор Алексеевич унифицировал задачи ведомств-приказов. Реформы коснулись и власти на местах. Местные воеводы укрепили свою власть, но лишились финансовых функций. Была ликвидирована система «кормлений», которая являлась главным предлогом для всех злоупотреблений на местах. 1679 год стал годом реорганизации армии. Фактически появилась регулярная армия, а все дворяне должны были нести службу в полках. Вне регулярной армии оставались только казаки. Новшества коснулись общественной и культурной жизни. В Москве появилась светская Верхняя типография. Был создан дом призрения для инвалидов, а для сирот появился приют, в котором обучали грамоте и ремеслам. За свой короткий срок правления царь подписал документ «Привилегии Московской академии», в котором излагались принципы устройства будущего первого высшего учебного заведения Русского царства – Славяно-греко-латинской академии. Задолго до Петра I он попытался ввести при дворе европейскую одежду, благосклонно относился к новым направлениям в литературе и живописи.
Слайд 5Внешняя политика Фёдора Алексеевича
За небольшой период царствования Федор Алексеевич успел
заключить мир после войны 1672–1681 годов с Турцией. Этот мир
предусматривал, что Турция признает Левобережную Украину владением России. Федор Алексеевич Романов умер 27 апреля 1682 года в Москве. Смерть царя была принята неоднозначно. Начались волнения в столице. Отношение к царю у подданных было очень хорошее, и восставшие обвинили придворных в его убийстве. Это был, наверное, единственный подобный случай в отечественной истории.
Слайд 6СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА РОМАНОВА
Софья Алексеевна Романова (27 (17) сентября 1657 –
14 (3) июля 1704 гг.) – регент при братьях Иване V и Петре I. Отец
Софьи – Алексей Михайлович Романов, а мать – Марья Ильинична Милославская. После смерти царя Алексея Михайловича к власти должен был прийти Иван. Но он не отличался крепким здоровьем. И было принято установить двоевластие. В 1682 году старшим царем был назначен Иван, младшим царем – Петр, а регентом стала Софья. Софья отличалась острым умом, была амбициозна и честолюбива, владела несколькими языками, сочиняла стихи. Она не вышла замуж, у нее не было детей, Софью интересовала только власть.
Слайд 7Внутренняя политика Софьи Алексеевны
В 1682 году были стрелецкие восстания. Но
София вместе с дворянами смогла подавить их. Было очевидно, что
Россия нуждается в реформах. Но Софья не стремилась проводить их, т.к. она боялась потерять власть. Также шла борьба с раскольниками, которые добивались возвращения «старого благочестия». Возглавил восстание священник Никита Пустосвят. В результате Никита был захвачен и казнен. С раскольниками поступили не менее сурово: их преследовали, избивали, сжигали, уничтожали. В 1685 году были приняты «Двенадцать статей», на их основании были казнены тысячи староверов. Затем Софья приказала казнить князя Хованского (предводителя стрельцов) и его союзников за то, что они проявили неуважение к ней. Софья назначила дьяка Шакловитого главой стрельцов. Во время правления Софьи были ослаблены условия сыска крепостных людей. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия – это первое светское высшее учебное заведение в России. В 1755 году она была преобразована в Императорский Московский университет. 30 мая 1689 года Петру исполнилось 17 лет. Он вступал в совершеннолетний возраст. Иван уже был женат. Следовательно, уже не было нужды в регентстве Софьи. Но она продолжала удерживать власть. Петр пытался свергнуть Софью, но на ее стороне были все стрельцы. Шакловитый решил убить Петра и его мать, но заговор был раскрыт. Петр с семьей уехал в Троицко-Сергиевскую лавру. Софья убеждала его вернуться, но безуспешно. Петр требовал выдать Шакловитого и его сообщника Сильвестра Медведева. Софья попыталась избежать этого, обратившись к стрельцам и народу, но ее никто не послушал. В результате все участники заговора были казнены, а сам Голицын был сослан вместе со своей семьей в Пинегу. В августе 1689 года к власти пришел Петр, а Софья была сослана в Новодевичий монастырь. Там она держалась под стражей. Но Софья продолжала поддерживать связь со стрельцами. В 1698 году, пока Петр был за границей, стрельцы подняли восстание, чтобы Софья снова встала во главе государства. Но восстание было подавлено, а многих стрельцов казнили. Саму же Софью насильно постригли в монахини под именем Сусанны. Петр проводил казни стрельцов прямо под окнами ее кельи.
Слайд 8Внешняя политика Софьи Алексеевны
В 1686 году был заключен «Вечный мир» с Речью
Посполитой. По этому договору Россия получила Киев, Смоленск и левобережную
Малороссию. Россия же взамен должна была помочь Польше в войне с Турцией. Приближенный Софьи князь Василий Голицын в 1687 г. и 1689 г. осуществил два Крымских похода, которые окончились неудачей. Этот провал пошатнул позиции Софьи, многие из сторонников потеряли в нее веру. 21 июля 1687 года в Париже появилось первое русское посольство. В 1689 году Россия и Китай заключили Нерчинский договор. Китай получил обратно берега Амура. 14 июля 1704 года Софья умерла. Она была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Слайд 9Обострение борьбы за власть после смерти царя Алексея Михайловича.
А. Царь
Федор Алексеевич. Московское восстание 1682 г.
1. После смерти Алексея Михайловича
в 1676г. на престол вступил его сын Федор. К власти пришли Милославские, а Нарышкины (родственники второй жены царя Алексея) были удалены от престола. Новый царь получил хорошее образование, знал иностранные языки. Однако от рождения был тяжело болен, не мог самостоятельно передвигаться. В конце апреля 1682 г. царь Федор Алексеевич скончался, не оставив наследника. У Федора Алексеевича было два брата: 16-летний Иван, сын от первой жены царя Алексея Михайловича — Милославской, и 10-летний Петр, сын от второй жены — Натальи Нарышкиной. По старшинству преемником должен был стать царевич Иван. На него возлагали надежны Милославские. Опорой Нарышкиных был Петр. Между двумя группировками разгорелась борьба за власть.
2. Боярская дума и патриарх Иоаким провозгласили царем 10-летнего Петра, а его мать Наталья Кирилловна становилась регентшей. В то же время Милославские сплотились вокруг умной и властной царевны Софьи, шестой дочери Алексея Михайловича от Марии Милославской, сестры Петра и Ивана. Они решили опереться на стрельцов и использовать их недовольство командирами, которые присваивали стрелецкое жалованье в своих целях. По Москве был пущен слух, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Утром 15 мая 1682 г. вооруженные стрельцы ворвались в Кремль. Узнав о причине волнения стрельцов, Наталья Кирилловна вывела на крыльцо обоих братьев — Ивана и Петра. Но стрельцов, подстрекаемых Милославскими, уже ничто не могло остановить. Им были подброшены списки «бояр-изменников», подлежащих уничтожению. На глазах у детей разъяренная толпа стрельцов растерзала Артамона Матвеева, старого воспитателя царицы Натальи, ее брата Афанасия Кирилловича, боярина Долгорукого, думного дьяка Лариона Иванова и многих других. На следующий день стрельцы расправились со вторым братом царицы — Иваном Кирилловичем. Его пытали, добиваясь признания в измене, и зверски убили. Убийства продолжались в Москве несколько дней. Всех оставшихся в живых Нарышкиных по «просьбе» стрельцов выслали из Москвы. Ужас от увиденного, горе матери на всю жизнь оставили след в душе Петра и породили ненависть к стрельцам. По требованию стрельцов первым царем объявили Ивана, вторым царем — Петра, а царевна Софья ввиду малолетства государей объявлялась правительницей.
Слайд 10Б. Регентство царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика (1682—1689)
1.
Правление Софьи продолжалось 7 лет, в течение которых Иван и
Петр считались царями, но никакой роли в политических делах не играли. Возглавлял правительство фаворит Софьи князь Василий Голицын. Еще при царе Федоре Голицын предложил отменить местничество, сделать армию регулярной. Он руководил Посольским приказом, заключил «Вечный союз» с Польшей. По этому договору Россия получала Киев, Смоленск и Левобережную Украину. Это был большой внешнеполитический успех правительства Софьи. И во внутренней политике Софьей был предпринят ряд шагов, направленных против дичайших обычаев российской жизни. При Софье была открыта Славяно-греко-латинская академия. Есть сведения, что князь хотел отменить крепостное право в России. Голицын предпринял два Крымских похода, которые окончились неудачно и стоили России людских потерь и огромных затрат.
2. Петр с матерью жил в подмосковных селах Воробьеве, Коломенском и больше всего в Преображенском. Образование он получил весьма скромное, но в зрелые годы имел обширные познания в различных областях, чем был обязан природной сообразительности, одаренности и упорному труду в постижении наук. Правда, до конца своей жизни будущий император писал с грамматическими ошибками. С детства в нем проснулись три увлечения, которые затем переросли в страсть: к разным ремеслам, к военному делу, к мореплаванию и кораблестроению. Увлечение военным делом выросло из его детских забав. Петр набрал из спальников, конюхов, сокольников, дворянских детей два батальона — «потешные» войска, которые в будущем превратились в знаменитые Преображенский и Семеновский полки и составили костяк регулярной армии. Была построена «потешная» крепость (Пресбург), которую по всем правилам воинского искусства штурмовали «потешные» войска. Другим увлечением Петра было мореплавание. На Переяславском озере на старом английском ботике он обучался вождению корабля. Учителями Петра в морском и военном деле были иностранцы, жившие в Немецкой слободе, — немцы, французы, англичане, шотландцы и др. Здесь он усвоил основы арифметики, геометрии, артиллерии, морского дела, приобрел друга и соратника — Франца Лефорта.
Слайд 11В. Свержение Софьи (1689).
Приход к власти Петра 1 Алексеевича
1. Отношения
Софьи и Петра всегда были напряженными. Софья понимала, что в
ближайшие годы она должна будет отдать власть братьям, а сама уйти в монастырь. В начале 1689 г. царица Наталья женила Петра на Евдокии Лопухиной. По тогдашним понятиям женатый человек становился совершеннолетним и не нуждался в опеке.
2. Глава Стрелецкого приказа Федор Шакловитый подговаривал стрельцов убить Петра. Об этом стало известно в Преображенском, где усилили караулы. В ночь с 7 на 8 августа в Кремле пустили слух, что «потешные» войска идут на Москву. Двое сторонников Петра, решив, что готовится нападение на Преображенское, сообщили об этому Петру. Поднятый с постели, он бежал в ближайший лес, а утром прискакал в Троице-Сергиев монастырь. В тот же день туда прибыли мать, жена, «потешные» войска и полк стрельцов под командованием полковника Сухарева. Понимая, что обстановка может быстро измениться не в ее пользу, Софья предприняла несколько попыток примириться со сводным братом, но все они закончились неудачей.
3. Петр послал в Москву грамоту, в которой потребовал от стрельцов в знак их покорности прислать к нему командиров полков и по 10 человек из каждого полка. Патриарх Иоаким, направленный Софьей для улаживания конфликта, остался в монастыре. Один за другим к Петру приезжали бояре, приходили стрелецкие полки. Осознав поражение, Софья сама поехала в монастырь, но получила приказ брата вернуться в Москву. Вскоре ей пришлось выдать Шакловитого, который был казнен. Василий Голицын был отправлен в ссылку, Софья заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван остался в стороне от событий. Он умер в 1696 году. Началось самостоятельное правление Петра I.
Слайд 12Первые годы правления Петра 1 (1689—1695)
1. Время правления Петра Великого
(1689—1725), или время петровских реформ, — это переломная эпоха в
истории России. Реформы начались еще при царях Михаиле и Алексее. Но Петр I пошел гораздо дальше их, проводил реформы с огромным размахом, энергией, смелостью, ломая старые учреждения, решительно отказываясь от вековых привычек и предрассудков. Свои преобразования Петр замыслил и начал проводить в конце 90-х годов XVII в.
2. В первые годы своего правления Петр не проявлял интереса к государственным делам. У него сложилась своя «кумпания», в которую входили шотландец Патрик Гордон, швейцарец Франц Лефорт, будущий адмирал Федор Матвеевич Апраксин, князь Федор Юрьевич Ромодановский, будущий канцлер Гавриил Иванович Головкин. Самым близким Петру человеком стал Александр Данилович Меншиков. Сын дворового конюха, в юности торговавший пирогами, он был абсолютно неграмотен, но ловок и услужлив. Потом он станет светлейшим князем, очень богатым вельможей, «полудержавным властелином» (А. С. Пушкин), будет избран членом Британского королевского общества. Вся эта компания во главе с царем устраивала развлечения, шумные пирушки. Но в это же время Петр много читает, учится у инженеров, математиков, плотников, в Немецкой слободе у иноземных офицеров получает знания по военному искусству.
Слайд 13Воспитание Петра Великого
Так прошел 1682 год, полный тревог и смут. Он
оказал сильное влияние на характер и жизнь маленького царя Петра Алексеевича.
До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской семье, составляя предмет любви и нежных забот своих родителей. Ему было всего 3,5 года, когда умер его отец. Царь Федор был крестным отцом своего маленького брата и, как говорят, очень его любил. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его учении. Лет пяти Петра начали обучать грамоте. Царь Федор сам выбрал ему учителя (дьяка Никиту Зотова), и Петр с ним выучил азбуку и склады и прочел первый круг учебного чтения (Часослов, Псалтырь, Деяния и Евангелие). С ним же, вероятно, начал Петр и писать (но никогда не приобрел четкого почерка). Учился ли он у Зотова еще чему-нибудь, остается неизвестным; сохранилось лишь предание о том, что Зотов показывал царевичу много «потешных листов», то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы и продаваемых в торговых рядах, где их и покупали для царевича. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которою знакомились уже старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов Петру предстояло изучать грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого «грамматичного учения» умер царь Федор и произошла смута 1682 г. Благодаря ей Петр остался без образования. Между ним и его матерью, с одной стороны, и Софьей и Милославскими, с другой, произошел открытый разрыв. Бывшие в Москве киевские ученые все пользовались покровительством Софьи и казались ее приятелями и приверженцами. Поэтому царица Наталья не имела склонности допускать их к Петру и не учила его. А Софья, в свою очередь, не имела желания заботиться об образовании нелюбимого брата, и Петр оставался в известном смысле неучем.
Слайд 14Это было одним из последствий тяжелой смуты 1682 г. Были
еще и другие. Во время стрелецкого мятежа Петр своими глазами видел гибель
своих родных и близких, поневоле смотрел на их мучения и кровь, трепетал за свою мать и за себя. Целое лето жил он в страхе стрелецких насилий, целую осень со своими родными странствовал кругом Москвы и жил в стенах Троице-Сергиева монастыря, боясь, как и Софья, въехать в беспокойную Москву. Пережитые им ужасы он не мог забыть во всю свою жизнь и никогда не любил жить в московском дворце, залитом кровью его близких. Когда в конце 1682 г. Софья справилась со стрельцами и водворилась в Москве, для Петра и его матери страхи и опасности не прекратились. Хотя Петр и носил царский титул, однако он не царствовал на самом деле; мало того, он был опальным человеком, которому как бы не было места в Москве. Мать Петра была вынуждена жить с сыном в подмосковных селах (Преображенском, Коломенском), вдали от большого двора, в некотором пренебрежении и унижении от Софьи. Она постоянно опасалась московского правительства и ожидала от него зла себе и своему сыну. Немудрено, что и сам Петр боялся и не любил всего того, что окружало Софью и служило ей. Он стал чужд и враждебен той обычной дворцовой обстановке, в которой росли и жили его старшие братья и сестры; он не знал и не желал знать обычного «чина» («порядка») московской придворной жизни. И в этом смысле он также вышел неблаговоспитанным человеком, неучем.
Слайд 15Жизнь маленького царя Петра в подмосковных потешных селах сложилась очень
своеобразно. Потешные дворцы бывали обыкновенно невелики; вместо большого придворного штата
там была немногочисленная дворня; двор и сад царские граничили с крестьянским селом. Это были условия обычной боярской усадьбы, и Петр рос в потешных селах, как простой дворянин. В своих играх он собирал кругом себя не только детей бояр и дворян, но и дворовых и крестьянских ребятишек; из царских хором он легко выбегал на двор, на село и в окрестные поля и рощи. Московские царевичи вырастали обыкновенно в тепличных условиях кремлевских теремов; Петр рос на просторе подмосковной деревни. Поэтому-то детские забавы Петра приобрели свой особый характер. Он рано начал играть в войну не только в хоромах, но и на поле. На берегу Яузы (притока р. Москвы), у с. Преображенского, он построил себе «потешную» крепость (Пресбург) и около нее собрал целую дружину «потешных» воинов. Сначала это был простой сброд – «Преображенские конюхи», как выражалась Софья с ее близкими. Потом этой компании Петр придал форму двух солдатских полков (Преображенского – в с. Преображенском и Семеновского – в соседнем селе Семеновском), и понемногу из «потешных» полков образовались у Петра полки настоящие, положившие впоследствии начало нашей гвардии. Полевая забава Петра, именно потому, что она развилась на просторе полей, получила широкие размеры и серьезное значение. Петр понемногу уразумел серьезную сторону военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству. Разумеется, ему пришлось начать эту науку, так сказать, с азбуки и по доброй воле засесть за арифметику и геометрию. Как только маленький царь пожелал изучать военную технику, около него неизбежно, по общему московскому порядку, должны были появиться учители-«немцы» (то есть западноевропейцы), которые тогда были инструкторами и начальниками регулярных московских полков
Слайд 16Близость этих «немцев» к Петру не должна нам казаться удивительною
и необычною. Московский двор в то время широко пользовался услугами
западноевропейцев. Маленького Петра лечили доктора-немцы; в вычурных садах царя Алексея он видел немцев-садовников; всякие технические поделки во дворцах исполнялись мастерами-немцами. Мать Петра Великого, царица Наталья, выросла у своего воспитателя А.С. Матвеева в приязни к немцам; боясь близких к Софье ученых киевлян, она не страшилась немцев и допускала их к сыну. Наконец, Немецкая слобода, где жили немцы, была расположена очень близко от села Преображенского; было очень просто и легко послать туда за всяким делом и позвать оттуда сведущих и искусных немцев по первому же слову царя Петра. Таким образом, немцы из слободы помогали царю строить его крепость: голландец Тиммерман учил Петра арифметике, геометрии и фортификации; голландец же Брант обучал его плавать под парусами. Под влиянием своих забав и учителей-немцев Петр мало-помалу обращался в военного техника и любителя-моряка. Не было у него общепринятого тогда схоластического образования, а были какие-то особые, совсем не обычные познания, какие-то странные, совсем не царские вкусы. Молодой государь представлял собою необыкновенный для московского общества культурный тип.
Многое в характере и в жизни молодого царя Петра вызывало осуждение окружающих. Конечно, осуждали в нем его необразованность и невоспитанность, происшедшие оттого, что Петр, не по его вине, лишен был обычного дворцового воспитания. Осуждали его пристрастие к забавам: казалось, что, кроме своих игр, он ничего не желает знать. В особенности странною представлялась страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашел в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик («дедушку русского флота») и научился плавать на нем, он весь ушел в это новое дело и начал строить себе суда на большом Переяславском озере. Конечно, это казалось многим пустою и странною забавой, не подходящею для подраставшего государя. Осуждали в Петре и его особую близость к немцам. Петр с течением времени стал часто бывать в Немецкой слободе. Там он свел близкое знакомство с некоторыми из обитателей слободы, сиживал у них в гостях, принимал участие в их увеселениях. Особенно сблизился он с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, ученым и серьезным человеком, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и веселым. Под влиянием Лефорта Петр, по мнению многих, отстал от русских обычаев и привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, состоявший при Петре «дядькою» (воспитателем) князь Борис Алексеевич Голицын и учитель Петра Никита Зотов в этом отношении сами не были безгрешны и не могли удержать молодого Петра от кутежей и шумных пирушек.
Слайд 17Итак, вследствие особых неблагоприятных условий своего детства, Петр остался без
правильного образования и воспитания и вместо богословско-схоластических познаний приобрел военно-технические.
Не было у него любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовались близкие сношения с «немцами». Московское правительство своей сестры Софьи он не любил; он боялся как Милославских, так и стрельцов, которых считал опорою и друзьями Софьи. Впрочем, до совершеннолетия у Петра не было никакого видимого интереса к делам государственным и придворным. Петр весь ушел в свои забавы, все свое время употреблял на «потехи Марсовы и Нептуновы». Его громадные умственные способности находили пока применение в тесном кругу полудетских затей и были заметны для немногих. Вообще же московские люди считали Петра несерьезным и пустым человеком, от которого нельзя было ждать проку. А между тем подходила пора его совершеннолетия, приближался конец опеки царевны Софьи над царями и царством. Чтобы отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным, царица Наталья задумала женить Петра и нашла ему невесту по своему вкусу – Евдокию Федоровну Лопухину. В начале 1689 г. Петр женился, но не изменил своих привычек: легко оставлял мать и жену и всего более интересовался постройкою судов в Переяславле и воинскими забавами. Так подошло его совершеннолетие (30 мая 1689 г.), когда его мать и родные заставили его начать борьбу с сестрою Софьею за власть.
Слайд 18Великое посольство и Стрелецкий бунт
После взятия Азова Петр решил строить
и усиливать флот. Он задумал закрепиться не только на Черном
море.
Молодой царь твердо решил вернуть земли у побережья Балтики, потерянные в Смутное время. А для флота нужны были грамотные моряки. Обучиться тогда они могли только в Европе. И царь отправил за границу для обучения «навигацкому» (морскому) и инженерному делу более шести десятков юношей. Сам Петр последовал за ними — он тоже задумал получить образование за границей. Но не только эта задача стояла перед царем.
Слайд 19Нужно было показать себя Европе, заключить выгодные договоры, закупить оружие,
инструменты и пригласить в страну иноземных мастеров и офицеров, пока
не выучились свои. Всем этим должно было заняться посольство, которое назвали Великим. Его возглавили адмирал Франц Лефорт, генерал Федор Головин и думный дьяк Прокофий Возницын. В свите посольства ехал урядник Преображенского полка Петр Михайлов — сам царь. Считается, что именно Великое посольство положило начало российской дипломатии в ее современном понимании, дало толчок европеизации Руси. Царь Петр I отправился в Европу учиться всему — от кораблестроения до политики, всему, что нужно для блага государства. Он посетил множество стран. В Бранденбурге Петр обучился артиллерийскому делу и получил аттестат, в котором указано, что «господин Петр Михайлов везде за исправного, осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашнаго огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может». Четыре с половиной месяца провел царь в Голландии, которая тогда считалась одной из самых сильных европейских держав.
Голландские корабелы были прекрасными мастерами, но опирались на собственный опыт и не все изображали на чертежах. Петру же нужны были именно чертежи, теория, благодаря которой можно было бы рассчитывать пропорции корабля. Он отправился в Англию, где четыре месяца учился чертежному искусству.
Слайд 20Вернувшись на континент, Петр поехал в Вену, а оттуда собрался
в Венецию, но тут до него дошли страшные вести —
в Москве взбунтовались стрелецкие полки. Царь поспешил домой, но когда 25 августа 1698 г. он добрался до столицы, бунт был уже подавлен, зачинщики казнены, а более тысячи человек сослано. Однако Петру этого показалось мало. Он велел вернуть ссыльных. Почти всех их страшно пытали, а затем казнили. В пытках принимал участие сам Петр. А во время двух массовых казней царь велел стать палачами своим приближенным. После этого Петр вообще покончил со стрелецким войском. Шестнадцать московских полков расформировали, стрельцов с семьями разослали по городам. Старая Московская Русь уходила в прошлое. Петр, никого не щадя, вел страну в новую эпоху.
Пётр I
Слайд 21Источники:
https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/fiodor-alieksieievich- портал История.РФ
http://all-russia-history.ru/sofia-alekseevna-romanova - russia-history
https://studfile.net/preview/1475195/page:19/ - studfile.net
http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/161-plat-tut-98 - rushist.com
https://sitekid.ru/istoriya/istoriya_rossii/velikoe_posolstvo_i_streleckij_bunt.html -
sitekid