Разделы презентаций


Презентация на тему Русская фразеология

Презентация на тему Презентация на тему Русская фразеология из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 30 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений
Текст слайда:

Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений В.В. Виноградов


Слайд 2
Тема:   «Русская  фразеология»
Текст слайда:

Тема: «Русская фразеология»


Слайд 3
Цели:   1. Обобщить и систематизировать знания 			по теме «Русская фразеология»
Текст слайда:

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Русская фразеология» 2. Уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и употреблять в своей речи


Слайд 4
Расставить ударение в словах  Архаизм          Черпать
Текст слайда:

Расставить ударение в словах

Архаизм Черпать
Монолог Гипербола
Житие Литота
Досуг Красивее

Объяснить значение слов (архаизм, гипербола, литота )


Слайд 5
В каких рядах все слова обладают экспрессивностью?1) лодырь, тихоня, злюка, вредничать 2) лист, говорить, глупец, опасный3) ехать,
Текст слайда:

В каких рядах все слова обладают экспрессивностью?

1) лодырь, тихоня, злюка, вредничать
2) лист, говорить, глупец, опасный
3) ехать, внимать, рассказать, выразиться
4) домик, домишко, реченька, голосище


Слайд 6
Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова каждого ряда?1. Возражать – протестовать2. Смелый – трусливый3. Мой руки –
Текст слайда:

Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова каждого ряда?


1. Возражать – протестовать
2. Смелый – трусливый
3. Мой руки – мой портфель
4. Комфортный – комфортабельный


Слайд 7
В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении? Объяснить правописание -нн- в словах каменный,
Текст слайда:

В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении? Объяснить правописание -нн- в словах каменный, туманный, потерянный

1) лисья хитрость, железная воля, каменный дом
2) холодный ум, хрустальная ваза, глубокий анализ
3) золотое сердце, тёплый приём, чистая посуда
4) потерянный взгляд, туманный намёк, дырявая память


Слайд 8
Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?1) волк в овечьей шкуре2) тише воды и ниже травы3) вольная
Текст слайда:

Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?

1) волк в овечьей шкуре
2) тише воды и ниже травы
3) вольная птица
4) заячья душа


Слайд 9
В каком предложении нет фразеологического оборота? 1. Сам я стараюсь с ними держаться на дружеской ноге.2. Он
Текст слайда:

В каком предложении нет фразеологического оборота?

1. Сам я стараюсь с ними держаться на дружеской ноге.
2. Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме.
3. Девочка сидела на диване, поджав ноги.
4. Можно было подумать, что ещё нога не ступала в этих диких местах.


Слайд 10
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаныДуша
Текст слайда:

В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

Два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны
Душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку
Выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы
Прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар


Слайд 11
Какая пара фразеологизмов не является антонимами?1) капля в море, сколько душе угодно2) воспрянуть духом, повесить голову3) выеденного
Текст слайда:

Какая пара фразеологизмов не является антонимами?


1) капля в море, сколько душе угодно
2) воспрянуть духом, повесить голову
3) выеденного яйца не стоит, цены нет
4) как две капли воды, как с гуся вода


Слайд 12
1) Заснувший ребёнок 2) Выглядеть по-новому 3) Поделиться с другомОбъяснить правописание слова по-новому, указать способ образованияОпределить
Текст слайда:

1) Заснувший ребёнок
2) Выглядеть по-новому
3) Поделиться с другом

Объяснить правописание слова по-новому, указать способ образования

Определить тип подчинительной связи в словосочетании


Слайд 13
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?Пустой - пустыня -……..- пустынно1) пустырь2) пустота3) пустынный4) опустошить
Текст слайда:

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?


Пустой - пустыня -……..- пустынно

1) пустырь
2) пустота
3) пустынный
4) опустошить


Слайд 14
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Текст слайда:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Седой старик(1)в годы войны(2)
которому(3)было(4)только девятнадцать лет(5)рассказывал подробности этого сражения.

1) 2,4,5 2) 1,5 3) 1,2,4,5 4) 1,3


Слайд 15
Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений
Текст слайда:

Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений В.В. Виноградов


Слайд 16
Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов.    В отличие от свободного сочетания слов
Текст слайда:

Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов.

В отличие от свободного сочетания слов у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом


Слайд 17
Признаки фразеологизмов:1. Устойчивость2. Воспроизводимость3. Целостность значения
Текст слайда:

Признаки фразеологизмов:

1. Устойчивость
2. Воспроизводимость
3. Целостность значения


Слайд 18
Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного словаЗарубить на носу – запомнитьКак в воду глядеть – предвидетьЗа
Текст слайда:

Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова

Зарубить на носу – запомнить
Как в воду глядеть – предвидеть
За милую душу – охотно



Слайд 19
Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы, омонимыТёртый калач – стреляный воробейНепочатый край – раз-два и обчёлсяПустить петуха (поджечь)Пустить
Текст слайда:

Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы, омонимы

Тёртый калач – стреляный воробей
Непочатый край – раз-два и обчёлся
Пустить петуха (поджечь)
Пустить петуха (фальшиво спеть ноту)


Слайд 20
Стилистическая окраска фразеологизмов может быть:Нейтральной (время от времени, находить общий язык, от мала до велика)Возвышенной (хлеб насущный,
Текст слайда:

Стилистическая окраска фразеологизмов может быть:

Нейтральной (время от времени, находить общий язык, от мала до велика)
Возвышенной (хлеб насущный, краеугольный камень)
Просторечной (содрать три шкуры, воротить нос, семь пятниц на неделе)


Слайд 21
Происхождение фразеологизмовБольшинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Они возникли на базе свободных словосочетаний в результате метафорического переосмысления: например,
Текст слайда:

Происхождение фразеологизмов

Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Они возникли на базе свободных словосочетаний в результате метафорического переосмысления: например, сматывать удочки, в мутной воде рыбу ловить
Фразеологизмами стали обороты разговорно-бытовой речи – с гулькин нос, в сорочке родился







Слайд 22
Немало фразеологизмов возникло на базе пословиц, поговорок, устойчивых сочетаний из русского фольклора  Обычно фразеологизмом становится часть
Текст слайда:

Немало фразеологизмов возникло на базе пословиц, поговорок, устойчивых сочетаний из русского фольклора

Обычно фразеологизмом становится часть пословицы или поговорки.
Старый воробей (Старого воробья на мякине не проведёшь), собака на сене (Собака на сене лежит, сама не ест и другим не даёт).
Без знания самой пословицы такой фразеологизм не совсем понятен




Слайд 23
Выражения из книжного языкаМногие выражения из произведений художественной литературы стали фразеологизмами.Свежо предание, а верится с трудомСчастливые часов
Текст слайда:

Выражения из книжного языка

Многие выражения из произведений художественной литературы стали фразеологизмами.
Свежо предание, а верится с трудом
Счастливые часов не наблюдают (А.С. Грибоедов)
Бедность не порок (А.Н. Островский)
Человек в футляре (А.П. Чехов)



Слайд 24
Заимствованные из старославянского языка      		Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после принятия
Текст слайда:

Заимствованные из старославянского языка

Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после принятия христианства. Чаще всего они имеют книжный характер, придают речи возвышенность, торжественность.
В их состав могут входить устаревшие слова. Например, ищите и обрящете – «ищите и найдёте», как зеницу ока, на сон грядущий


Слайд 25
Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии   С греческими мифами связаны такие выражения:  Ахиллесова
Текст слайда:

Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии

С греческими мифами связаны такие выражения:
Ахиллесова пята (уязвимое место, слабая сторона)
Авгиевы конюшни (очень загрязнённое место, запущенность в чем-либо)
Гордиев узел (необычное решение трудного вопроса)


Слайд 26
Фразеологизмы – это средства выразительности нашего языка.   В основе образности фразеологизмов лежат различные приёмы, например:
Текст слайда:

Фразеологизмы – это средства выразительности нашего языка.


В основе образности фразеологизмов лежат различные приёмы, например: гипербола (преувеличение) – живого места нет, пушкой не прошибёшь
Литота (преуменьшение) - от горшка два вершка (вершок-старинная мера длины=4,4 см), тише воды, ниже травы


Слайд 27
Сфера употребления  фразеологизмов	Стили речи:ХудожественныйПублицистическийРазговорный
Текст слайда:

Сфера употребления фразеологизмов


Стили речи:

Художественный
Публицистический
Разговорный



Слайд 28
Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню)2. Нарушение состава:
Текст слайда:

Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов


1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню)

2. Нарушение состава: включение лишних или исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы)


Слайд 29
3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми нитками)4. Искажение лексического состава, замена слова (Не
Текст слайда:

3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми нитками)

4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо «…лукаво»)


Слайд 30
Домашнее задание1. Написать мини-сочинение по одному из фразеологизмов: «Моя хата с краю»;«Из мухи делать слона»;«Капля в море»
Текст слайда:

Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение по одному из фразеологизмов:
«Моя хата с краю»;
«Из мухи делать слона»;
«Капля в море» и др. по выбору.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика