Слайд 4«Cogito ergo sum»
- избавление от иллюзий
- принцип «методического сомнения»
-
аргумент о «злом обманщике»
Слайд 5Сконструированный ребенок
Проф. Клон: Никаких проблем. Будет девочка. Есть ли у
вас еще какие-нибудь пожелания?
Миссис Макдэд: Еще пожелания?
Проф. Клон:
Ну конечно. Я могу предложить вам выбрать рост, умственные способности, цвет глаз и волос, телосложение и здоровье.
Миссис Макдэд: Да, у нас действительно есть кое-какие пожелания.
Проф. Клон: Например?
Миссис Макдэд: Не могли бы вы сделать нашу девочку разумной выше среднего уровня?
Проф. Клон: Я думаю, вполне. Конечно, умственные способности зависят не только от генов, но и от множества других факторов. Здесь играет свою роль воспитание, образование, окружающая среда и многое другое. Тем не менее генам принадлежит очень важная роль в умственном развитии. Посредством манипуляций с генами я могу сделать так, что у вашего ребенка будет по крайней мере очень высокая вероятность стать умнее, чем большинство людей. Вы хотите этого?
Слайд 6Миссис Макдэд: А как она будет выглядеть? Я большая поклонница
киноактрисы и певицы Аниты Кэмел. Не можете ли вы сделать
мою дочь похожей на Аниту?
Проф. Клон: Похожей на нее? Я могу сделать лучше. Мне совершенно точно известно, что мисс Анита Кэмел позволяет себя клонировать. Это, конечно, обходится недешево, но вы можете себе это позволить.
Миссис Макдэд: У меня будет моя собственная Анита?
Проф. Клон: Не вполне. Ваша дочь не будет Анитой. Но генетически она будет тождественна Аните. Ваша дочь будет как бы генетическим близнецом Аниты.
Миссис Макдэд: И она будет петь как Анита?
Проф. Клон: Этого я гарантировать не могу. Анита Кэмел является продуктом и своих генов, и своей среды. У вашей дочери, безусловно, будут другие воспитание и среда. Поэтому во многих отношениях она будет отличаться от Аниты. Может оказаться, что ваша дочь не сможет петь. У нее может не оказаться желания петь. Она будет обладать своим собственным уникальным сознанием.
Миссис Макдэд: Это не важно! Я уже вижу, как гуляю со своей собственной маленькой Анитой. Представляете, как будут мне завидовать все другие матери?!
Слайд 7Самосознание у животных?
Феномен «путешествий во времени»
Зеркальный тест
Что там у Декарта?
Животные как автоматы.
Слайд 8Рене Декарт
«...Животные разума не имеют, и природа в них действует
согласно расположению их органов, подобно тому как часы, состоящие только
из колес и пружин, точнее показывают и измеряют время, чем мы со всем нашим разумом»
Слайд 9Эпизодическая память у птиц
Критерий www (what, where, when) – критерий
субъективной памяти
Эксперимент Дикинсона и Клейтона (1990-е), сойки
Слайд 10Как связаны память и самосознание?
…вы ничего не знаете даже о
своем собственном существовании в прошлом и о своем прошлом опыте,
поскольку все, с чем вы имеете дело, — это наличное в данный момент содержание вашего сознания, включая и впечатления памяти. Если вы не можете быть уверены, что мир вне вашего сознания существует сейчас, то как можно быть уверенным, что сами вы существовали прежде, до настоящего момента? Откуда вы знаете, что не начали существовать всего лишь несколько минут назад, причем уже вместе со всеми своими воспоминаниями? Единственной порукой тому, что вы все-таки не могли появиться на свет пару минут назад, служат наши представления о том, как люди производятся на свет и как у них образуются воспоминания; эти представления, в свою очередь, опираются на представления о том, что происходило в прошлом. Но сослаться на эти представления в доказательство своего существования в прошлом, значит, снова оказаться в замкнутом логическом круге. Вы бы уже исходили из реальности прошлого при доказательстве этой реальности.
Томас Нагель. Очень краткое введение в философию.
Слайд 11Наука тоже не поможет нам справиться с этой проблемой, как
бы ни казалось, что она способна на это. Обычно научное
мышление опирается на универсальные принципы объяснения, переходя от видимой на первый взгляд картины положения дел в мире к разнообразным концепциям, описывающим мир, как он есть на самом деле. Мы пытаемся объяснить явления на языке теории, описывающей скрытую за ними реальность — реальность, которую мы не можем наблюдать непосредственно. Именно таким образом физика и химия приходят к выводу, что все вокруг состоит из мельчайших и невидимых атомов. Можем ли мы утверждать, что всеобщая вера в существование внешнего мира имеет такую же научную подоплеку и обоснование, как и вера в существование атомов?
Томас Нагель. Очень краткое введение в философию.