Слайд 1Самостоятельная работа обучающихся как форма деятельности и механизм реализации требований
ФГОС
Выполнили студенты гр. 17ИПИ1
Парамонова С.
Кобозева Н.
Рогожкин А.
Слайд 2Введение
Одно из важных мест в системе образования Российской Федерации занимает
современный урок истории, который помогает воспитать в личности чувство гражданской
идентичности, толерантности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Именно на уроке истории у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, о процессе становления и развития государственности, об исторически сложившихся культурно – национальных традициях и историческом пути народов. Урок является основной формой организации учебного занятия и учителю важно применить различные методы, чтобы сделать его эффективным.
Суть новой концепции модернизации школьного образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для решения различных практических жизненных задач. Исходя из этих требований, особую значимость приобрела именно самостоятельная работа учеников.
Слайд 3Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов и начало их внедрения
в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности,
позволяет учителям по – новому выстраивать школьное образовательное пространство и вырабатывать адекватные цели, содержание и технологии обучения.
Изучение истории по новым образовательным стандартам ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации школьников, формирования их мировоззрения и ценностных ориентаций. Для этого на уроках широко используется метод самостоятельной работы, который способствует формированию ключевых компетентностей учащихся.
Слайд 4Роль самостоятельной работы в настоящее время повышается и из –
за перенасыщенности современного школьника информацией. Постоянно расширяется предметно – информационная
среда. Поэтому важной задачей учителя становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. У обучающихся формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения.
Развить подобные умения помогают различные педагогические технологии, которые служат своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время, а также способствуют реализации личностно – ориентированного обучения, которое становится основой нового ФГОС.
Слайд 5Самостоятельная работа как форма деятельности
В педагогическом процессе самостоятельная работа выступает
и как форма организации обучения, и как способ деятельности учащихся
по овладению образовательным материалом и универсальными учебными действиями. Знание способов и приемов развития умственных действий – главная предпосылка продуктивного мышления, ведущего к развитию творческих способностей, к самостоятельному получению знаний, творческому мышлению, поисковой творческой работе.
Самостоятельная работа учеников сегодня – это их исследовательская деятельность, это радость открытия нового знания, это мотивация для обучения и развития.
Организация работы по развитию мышления и самостоятельности не проста в реализации, как может показаться. Она требует больших затрат времени и сил, как для педагога, так и для учеников. Самостоятельная деятельность позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов информации и формировать творчески развитую личность, а развить данные навыки и есть основная задача современного образования.
Слайд 6Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения диктует свои новые
требования к уроку в целом, и в частности, к его
внутренним составляющим, одним из которых является самостоятельная работа обучающихся на уроке, роль которой в системе современного образования существенно возрастает.
Необходимость самостоятельной работы на уроках обусловлена тем, что приоритет в обучении занимает личностно – деятельностный подход, а он не возможен без деятельности, в которой самостоятельная работа является одним из наиболее важных компонентов в ее осуществлении. Обучающимся приходится ставить цель, планировать и реализовывать действия и операции, соотносить полученный результат с поставленной целью, корректировать способы деятельности и прочее.
Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на ее основе – овладения необходимыми навыками и компетенциями. Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей.
Слайд 7 В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей,
которая находит отражение в их индивидуальных планах. Самостоятельную работу правомерно
рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Слайд 8Самостоятельная работа как реализация требований ФГОС
В соответствии с требованиями Стандарта
система планируемых результатов устанавливает и описывает классы учебно–познавательных и учебно-практических
задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников.
При этом важным нововведением ФГОС является новая структура требований к итогам изучения образовательной программы, в которой укрепляется новая иерархия образовательных результатов: …
на первом месте – личностные
на втором – метапредметные
только на третьем – предметные
Слайд 9Сегодняшние требования заключаются в том, что учитель весь учебный процесс
должен строить на основе самостоятельного усвоения учащимися ключевых мыслительных операций
и мыслительных действий. В настоящее время использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения становятся более актуальными.
Совершенно очевидно, что урок истории становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель должен стать личностью, обучающей способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний
Слайд 10Таким образом, исходя из требований времени и ФГОС, меняется подход
к современному уроку. Современный урок истории должен отражать владение классической
структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок учителя, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Новые ФГОС нацелены на увеличения роли самостоятельной творческой деятельности ученика.
Организация самостоятельной деятельности на уроке является одним из самых доступных путей повышения эффективности урока, активизации учащихся. Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования.