Слайд 21) Сочетание разных фактур в рамках одного контекста: цоколь часто
облицован финским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко
тёсаным, со скульптурой. А плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом
2) Петербургский (северный) модерн более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.
3) Сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид.
4) Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада.
5) В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов.
6) В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы. Используются цветные изразцы и майолика.
Характерные особенности «северного модерна»:
Слайд 3Монотонно-серые тона, массивный фасад, бесшовно соединенный в единый монолит, декор
в виде фигурок птиц, окна разной величины и оригинальная рельефная
штукатурка «под шубу».
Слайд 4Проводником идей финского модерна стал представитель шведской диаспоры Петербурга Федор
(Фридрих) Лидваль. Здания, построенные по его проектам в период с
1901 по 1907 год, и особенно принадлежавший семье Лидвалей жилой комплекс на Каменноостровском проспекте, стали качественной альтернативой распространению в Петербурге немецкого и австрийского (сецессион) вариантов модерна.
Доходный дом Лидваль — памятник северного модерна в Санкт-Петербурге. Находится по адресу: Каменноостровский проспект, д. № 1-3 /
Слайд 5Доходный дом И. Б. Лидваль не является единым монолитным зданием.
Скорее, этого комплекс строений, имеющий в плане вид неправильного П-образного
многоугольника. Четыре корпуса образуют со стороны Каменностровского проспекта большой заглубленный двор с газоном и цветниками (курдонер). Таких курдонеров изначально было больше, но из-за застройки соседних участков все эти открытые дворы позже стали замкнутыми.
Слайд 6 Все здания асимметричны, имеют разную этажность и оформление. В
отделке использованы цветная штукатурка, тесаный камень, керамическая плитка, художественное литье
и скульптурные рельефы с сюжетами из птиц, зверей и растительных мотивов. Об эклектичной стилистике модерна также говорят широко расставленные прямые и многоугольные оконные проемы, арки, наличники, эркеры и балконы, использованные на каждом корпусе.
Слайд 8Фрагмент фасада доходного дома Лидваль
Слайд 10В доме И. Б. Лидваль снимали квартиры многие известные личности
— банкиры, промышленники, предприниматели, высшие военные, чиновники. А после революции
1917 года здесь жили представители творческой интеллигенции — актеры и художники.
Слайд 11Доходный дом Эммануила Нобеля (Санкт-Петербург, Лесной проспект, дом № 20).
Северный модерн, 1910—1912, архитектор Фёдор Лидваль.
Слайд 12 Дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны (архитектор Ипполит
Претро) / «Дом с совами»/ Большой проспект П.С., 44
Свое неофициальное
название «Дом с совами» здание получило из-за скульптур сов, которыми украшен фасад.
Здание создавалось для купчихи Путиловой, владевшей в то время мануфактурным магазином на Среднем проспекте Васильевского Острова и желавшей вкладывать «живые деньги» в недвижимость.
Слайд 13Посередине фасада находится стрельчатый портал, украшенный характерными для северного модерна
скульптурами сов.
Слайд 14ДОМ арх. РОЗЕНШТЕЙНА («ДОМ С БАШНЯМИ»), площадь Льва Толстого
Белогруд
принялся за работу, когда в его распоряжении оказался остов недостроенного
Розенштейном здания с бельведерами по углам. Белогруд увлекался средневековой архитектурой, поэтому бельведеры по углам здания, вынесенные на площадь, он превратил в настоящие башни, подобные башням замка Мэкстоук в английском графстве Уорвикшир.
Первоначально Розенштейн начал строительство по собственному проекту, но, не обладая должным опытом, вынужден был пригласить к сотрудничеству архитектора А. Белогруда, у которого за плечами уже было несколько небольших построек.
Слайд 15А.Ф. Бубырь. Стремянная, 11 (1906-1907 гг). Один из наиболее ярких
примеров северного модерна.
Слайд 16Архитектор сумел совместить в своем детище черты, списанные с русских
памятников и средиземноморских достопримечательностей. Завершение эркера наталкивает на ассоциации с
куполами новгородскими соборами, каменные брусья, выстроенные по бокам входа и проезда, напоминают подъемные мосты, ведущие в средневековые замки, а солярные знаки, которые одновременно отдают дань русскому и европейскому зодчеству, виднеются даже в железе ограждений и штукатурке.
Слайд 19Фасад ассиметричен и отличается великолепным сочетанием естественных и искусственных отделочных
материалов, где гармонично соседствуют грубоколотые глыбы гранита и глазурованная плитка.
Первый этаж лицевого корпуса облицован гранитом, а верхние этажи – обработаны штукатуркой и отделочным кирпичом.
Слайд 20Архитектор А. Гоген. Особняк балерины М.Кшесинской.
Слайд 21В начале XX века американская компания Зингер – крупнейший производитель
швейных машин, купила участок на углу Невского проспекта и Екатерининского
канала за сумму превысившую 1 млн. руб. Высокая цена объяснялась тем, что вместе с землей компания приобрела и дом, дававший своей владелице госпоже Жуковой стабильный доход. Дом решили снести, а на его месте возвести небоскреб, подобный тому, что компания собиралась строить в Нью-Йорке.
Компания Зингер. Реклама. 1906 год.
Зингер-Билдинг. Нью-Йорк.
Начало XX века
Дом компании Зингер.
Слайд 22Впервые в российской архитектуре Сюзор применил каркасную систему, что позволило
архитектору разместить на фасаде огромные окна. Так же впервые, был
устроен внутренний двор перекрытый стеклянным сводом-атриум.
Слайд 24Здание стало ярким примером архитектуры стиля Модерн. Фасады на уровне
двух первых этажей облицованы красным гранитом, выше - серым полированным
гранитом.
Помимо использования природного камня для обработки фасадов, о модерне напоминают плавные изгибы линий, применения растительных мотивов и использование кованых декоративных элементов.
Слайд 26На фасадах размещена символическая скульптура, которая раскрывает функциональное назначение здания.
Женские фигуры, держащие в руках веретено с тончайшей нитью, а
подле каждой швейная машина. Скульптура фасадов, украшенных так же мозаичными вставками, была выполнена по моделям А.Г.Адамсона.
Слайд 27Над шестью этажами с мансардой архитектор возвел изящную башню, увенчанную
стеклянным глобусом диаметром 2,8 м.
Именно это решение придало зданию
видимую высотность и выделило его в окружающем архитектурном ансамбле.
В основании купола изображение американского орла (А.А.Обер).
Слайд 28Преимущества новой постройки первыми оценили банкиры. Сначала договор на аренду
заключил Санкт-Петербургский частный коммерческий банк. Позднее его примеру последовали банкирские
дома "Захарий Жданов" и "Братья Джамгаровы" и правление Русско-Английского банка.
Респектабельность Дома Зингера в 1910-е гг. подкрепилась переездом сюда американского консульства. С началом войны положение изменилось. К этому времени американское руководство сменилось немецким, что послужило поводом для подозрений в шпионаже в пользу Германии.
После октябрьских событий компания свою деятельность в России свернула. С 1919 года в здании разместились издательства и редакции «ПЕТРОГОСИЗДАТА»-с 1938 года «ЛЕНИЗДАТ». Среди известных издательств, основанный С.Я.Маршаком «ЛЕНДЕТГИЗ». В первых двух этажах тогда же разместился крупнейший в стране магазин «Дом Книги».
Последняя реконструкция здания проводилась в 2004-2006 годы.
Слайд 29Здание торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте
1902-1903, архитекторГ.
В. Барановский
Витраж на Невской стороне здания, покрывающей несколько этажей, создаёт
впечатление одной громадной витрины.
Слайд 30 Восемь мощных пилонов (по четыре с боковых сторон) поддерживают
балки перекрытий. Поэтому здесь нет стен в привычном понимании —
боковая стена представлена чередованием пилонов и высоких прямоугольных проемов, что помогает отразить зальную структуру. Главный фасад решён в виде грандиозной арки, равной по высоте пяти этажам соседних зданий.
Слайд 31В оформлении главного фасада Барановский использовал элементы классицизма и растительные
формы. Кронштейны балкона с волютами, пилястры верхнего яруса, карниз с
сухариками. Вместе с тем в граните высечены орнаменты из каштановых листьев, а чисто декоративные металлические конструкции, заполнившие арку окна и верхнюю часть витрин, оплетены выкованными стеблями и листвой.
Слайд 32Наука
Торговля
На фасаде - скульптуры А.Г. Адамсона "Наука", "Искусство", "Промышленность" и
"Торговля".
Слайд 34Филигранный узор кровли дополняют вертикальные акценты — башенки с львиными
масками и вазонами (служат для завершения пилонов) по углам и
шпили (впоследствии были утрачены). Эти элементы позволили архитектору изменить сам силуэт Невского, превысив ими лимит высоты (23,5 метра).
Слайд 39Здание Витебского вокзала 1901-1904,
архитекторы
С. А. Бржозовский,
С. И.
Минаш
в фасаде Витебского вокзала колонны дорического ордера соединяются с
растительным орнаментом и открытыми металлическими конструкциями
Слайд 42Народный дом.
Оперный зал -
Кинотеатр "Великан" - Мюзик-Холл
Александровский парк,
4
Архитекторы: Люцедарский Г. И. Год постройки: 1900-1912
Слайд 43Гостиница "Астория"
Архитекторы: Лидваль Ф. И., Козлов Н. П., Эйлерс К.
Г. Год постройки: 1911-1912
Гостиница изначально задумывалась как комфортабельное заведение, оснащенное
по последнему слову техники.
«Здание отеля задумано целиком огнестойким, и будет оборудовано новейшими системами отопления, вентиляции, водоснабжении, канализации, лифтами, холодильниками и т. п. Оно будет заключать в себе около 250 жилых комнат, несколько больших зал, в том числе один со сценой и зимним садом, и пр.; подвальные этажи и пространство под дворами будут водонепроницаемыми и предназначаются для служебных помещений»
Слайд 44«Астория», построенная в стиле неоклассицизма с элементами модерна, имеет шесть
этажей, при этом стены здания визуально делятся на три яруса:
два нижних этажа, облицованные гранитом, смотрятся как основание гостиницы, средние этажи оштукатурены под камень и объединены широкими каннелированными пилястрами, верхний этаж, отделенный карнизом, украшен декоративными вазами.
Слайд 46Доходный дом графа М. П. Толстого . (по наб. Фонтанки)
"Толстовский дом"
Рубинштейна ул., 15-17/Фонтанки наб., 54
Архитекторы: Лидваль Ф. И. Год
постройки: 1910-1912
Слайд 47Арки, подъезды и сам Толстовский дом известны по фильмам режиссера
Игоря Масленникова. Здесь снимались основные сцены полюбившейся мелодрамы «Зимняя вишня»
и сериал о Шерлоке Холмсе, в котором арки и проезды Толстовского дома исполняли роль Лондонских улиц. Также здесь проходили съемки романтического кинофильма «Вам и не снилось» и остросюжетных детективов «Бандитский Петербург» и «Рожденная революцией».
Слайд 48Фасады здания отделаны тесаным известняком и различными по цвету и
фактуре кирпичом и штукатуркой.
В оформлении использованы характерные для модерна овальные
окна, рельефные панно и ниши с вазами.
Слайд 50Решетка Михайловского сада
у храма Воскресения Христова
1903-1907 архитектор А.
А. Парланд
По замыслу Парланда, чугунное кружево в виде
лозы и цветов должно было «парить в воздухе», практически не опираясь на гранитный постамент, для этого зодчий придумал оригинальное крепление.
Кованые детали решетки изготовлены на заводе «Карл Виклер». Продукция компании украшает многие известные места Санкт-Петербурга, например, знаменитый Дом Зингера
Слайд 51Решетка стоит на парапете, облицованном красными гранитными плитами. Она состоит
из 36 колонн, обложенных цветным кирпичом в виде спирали. Снизу
и сверху они отделаны белым камнем, что придает им изысканный вид. Несколько столбов и ворота украшены изразцами с изображением диковинных цветов и птиц. Большая часть майолики была утрачена и пока не воссоздана.
Слайд 52Судьба решётки оказалась печальной. Часть её была уничтожена во время
прокладки трамвайных путей на Конюшенную площадь.
По идеологическим причинам с
ворот сняли вензель императора и царскую корону, пропали и стеклянные шары-светильники.
К началу 1990-х годов ограда пришла в такое состояние, что от неё осталось лишь 50% деталей. Средства на восстановление никак не могли найти, и тогда на помощь пришли спонсоры. Это был один из первых примеров меценатства в городе. Решётка вновь «воспарила».
Слайд 53Дача Гаусвальд на Каменном острове. Архитектор Владимир Чагин.
Большая часть здания
выполнена из древесины, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в
стиле фахверк (каркасной конструкции). Пристроенная башенка — из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, изломанная линия порталов и крыши, деревянные террасы оформлены каменными столбами, цоколь — из бутовой плиты.
1898 год
Слайд 54Деревянная дача Гаусвальд на Каменном острове – яркий образец Петербургского
модерна. Она известна миллионам зрителей как особняк Ирэн Адлер из
культового советского сериала о Шерлоке Холмсе.
Режиссер Игорь Масленников
В ролях: Василий Ливанов, Виталий Соломин