Слайд 1СИСТЕМА ДОПУСКА АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Слайд 2С целью гармонизации национальных авиационных правил с правилами и нормами
Европейского Агентства Авиационной Безопасности (EASA) (European Aviation Safety Agency) в
настоящее время созданы документы, аналогичные Part-145, Part-147, Part-66.
В соответствии с этим вариантом Авиационных Правил (АП) инженерно-технический персонал гражданской авиации разделяется на категории специальностей О, А, В, С. Категории А, В, С в свою очередь делятся на подкатегории Al, А2, B1, В2, Cl, С2.
Специальности по категориям и сфера деятельности по ТО АТ
Слайд 4Для всех категорий специальностей специалисты по ТО должны быть старше
18 лет. Состояние их здоровья не должно отрицательно влиять на
качество выполняемых работ; недопустимо выполнение работ по ТО при наличии признаков алкогольного или наркотического опьянения.
Минимальное образование специалиста ГА
Слайд 5Минимальное образование и опыт работ по ТО ВС
Для получения квалификационных
полномочий по типам обслуживаемых воздушных судов персонал по категориям специальностей
О, А, В и С должен удовлетворительно завершить соответствующее обучение по типу ВС и виду работ по соответствующей категории специальностей в образовательном учреждении, сертифицированном уполномоченным органом в области гражданской авиации, и пройти стажировку в Организации по ТО АТ, имеющей Сертификат соответствия ФАП-145.
Слайд 6Если кандидат имеет диплом о высшем образовании в авиационно-техническом учебном
заведении по соответствующей специальности и его первичное обучение типу ВС
соответствует уровню категорий В и С, то он может получить квалификационные полномочия по типам обслуживаемых воздушных судов после успешного прохождения стажировки без прохождения дополнительного обучения.
Уполномоченный орган в области гражданской авиации вправе ограничить сертификационные полномочия или приостановить действие Свидетельства специалиста по ТО АТ, если имеется документальное подтверждение, что данное лицо виновно в одном или более следующих действий:
любое из действий при выполнении ТО АТ, приведшее к авиационному происшествию и (или) инциденту;
приобрело Свидетельство путем фальсификации;
не в состоянии выполнять требуемое ТО АТ в сочетании с отказом, сообщить об этом организации по ТО АТ;
выполнение ТО АТ с нарушением технологии, не влияющее на летную годность ВС (небрежное выполнение ТО), зафиксированное подразделением контроля качества ТО АТ Организации по ТО АТ;
фальсификация документации по ТО АТ;
выпуск Свидетельства о выполнении ТО АТ или Свидетельства (паспорта, формуляра) о допуске к установке компонента на ВС, зная о том, что ТО, указанное в Свидетельстве, не выполнено или не удостоверившись в том, что такое ТО было выполнено;
выполнение ТО АТ или выпуск Свидетельства о выполнении ТО АТ или Свидетельства о допуске к установке компонента на ВС под воздействием алкоголя или наркотиков.
Слайд 7В EASA использование и подготовка сертифицирующего авиационного персонала регламентируется тремя
документами:
Правила EASA Part-145— «Одобренные организации по техническому обслуживанию и ремонту
авиационной техники»;
Правила EASA Part-66 — «Сертифицирующий персонал по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники»;
Правила EASA Part-147 — «Обучение и экзамены по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в образовательных учреждениях, имеющих одобренный Сертификат Авиационной Администрации».
В Part-145 детально определены требования к сертифицированным организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники: к их сооружениям, персоналу, оборудованию и инструментам, процессам технического обслуживания, процедурам выдачи сертификата (допуска) к эксплуатации авиационной техники, системе обеспечения качества ТО. Здесь же излагаются методы оценки соответствия организации по ТО требованиям Part-145.
Слайд 8В соответствии с Part-145 сертифицирующий персонал должен быть квалифицирован в
соответствии с требованиями Part-66.
В Part-66 детально определены требования к сертифицирующему
персоналу:
возрастные и языковые ограничения;
медицинская пригодность;
категории и права персонала;
базовое образование;
опыт практической работы;
обучение типу работ и типу ВС;
приостановка действия или лишение полномочий сертификата лица персонала.
Сертифицирующий персонал не должен быть ограничен только одной из приведенных в таблице категорией. При условии соответствия специалиста нескольким квалификационным требованиям может иметь место любая комбинация категорий.
Категории А и В1 включают следующие подкатегории:
А1 и В 1.1 — для турбовинтовых самолетов;
А2 и В 1.2 — для поршневых самолетов;
А3 и В 1.3 — для турбинных вертолетов;
А4 и В 1.4 — для поршневых вертолетов.
Слайд 9Квалификация и полномочия персонала
Базовые теоретические знания могут быть признаны (по
Part-66) в том случае, если они получены или по ним
были проведены экзамены в одобренном по Part-147 образовательном учреждении.
Слайд 10Для получения сертификата образовательное учреждение должно удовлетворять требованиям PART-147 к:
помещениям
и оборудованию;
персоналу учреждения;
преподавательскому и инструкторскому составу;
учебным материалам и лабораторной базе;
методике
обучения;
системе качества обучения.
Для категорий сертифицирующего персонала по Part-66 определены следующие уровни знаний:
уровень 1 — знакомство с основными элементами предмета;
уровень 2 — общее знание теоретических и практических аспектов предмета. Умение применять их на практике;
уровень 3 — детальное знание теоретических и практических аспектов предмета. Способность сочетать и применять отдельные элементы знаний в логическом и физическом образе действий.
Слайд 11Программа обучения специалистов по Part-66 строится по модульному принципу из
17 модулей. Каждый модуль представляет собой предмет (математика, физика и
т.д.). Для каждой категории определен набор модулей и уровень их знаний.
Базовый курс обучения для категорий В1 и В2, в соответствии с требованием Part-147, должен иметь объем не менее 2400 часов. При обучении на обе категории — не менее 3000 часов.
Для категории А базовый курс обучения должен быть не менее 800 часов.
Для категории С базовый курс представляет собой программу соответствующего высшего технического института (университета).
Минимальные требования к опыту работы для квалификации сертифицирующего персонала:
категория А: 1 год по ТО ВС сразу после завершения базового курса или 2 последних года ТО ВС после окончания технического училища неавиационного профиля, или 3 года ТО ВС для лиц, не имеющих технического образования;
категории В1 и В2: 2 последних года ТО ВС после окончания базового курса обучения или 3 последних года по ТО ВС после обучения как квалифицированного рабочего в неавиационной технической области, или 5 последних лет ТО ВС для не имеющих технического образования;
категория С: 3 года ТО с квалификацией В1 или В2 на линейном ТО или 3 года ТО или обеспечения ТО для лиц с высшим техническим образованием.
Слайд 12Обучение типу работ и типу ВС может проводиться в образовательном
учреждении по ТО ВС, если у него имеется соответствующая материально-техническая
база и если оно, в соответствии с Part-147, удовлетворяет требованиям потребителя — организации по ТО. В ином случае образовательное учреждение должно по договорам направлять обучаемый персонал на практику в другие организации, которые удовлетворяют требованиям.
Слайд 13ДОРАБОТКИ И РЕКЛАМАЦИОННАЯ РАБОТА
ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ.
ПРОДЛЕНИЕ РЕСУРСОВ АТ
Слайд 14Устранение конструктивно-производственных недостатков, изменение конструкции АТ с целью ее совершенствования
осуществляются путем доработок. Под изменением конструкции понимается:
замена изделий оборудования
на их другие типы и модификации;
изменение компоновки и комплектации АТ;
изменение монтажных схем;
изменение основного размера, форм или материалов изделия, а также их крепления.
Доработки выполняются по специальным бюллетеням, выпускаемым заводами-изготовителями и введенным в действие Управлением надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов (УН ПЛГ ГВС).
Доработки выполняются на авиационных заводах промышленности, ремонтных заводах гражданской авиации или на эксплуатационных предприятиях. В последних доработки производятся представителями завода-изготовителя или силами самих предприятий, что оговаривается в бюллетене.
Слайд 15При выполнении доработок по бюллетеню силами эксплуатационного предприятия соблюдается следующий
порядок:
назначается бригада специалистов, имеющих достаточный опыт эксплуатации по дорабатываемому объекту;
с
бригадой проводится изучение бюллетеня с показом соответствующих мест доработки на ВС;
составляются или изучаются уже готовые технологические карты на выполнение доработки, определяются участки и методика пооперационного контроля;
выполняются показательные доработки на самолете (системе, изделии), при этом уточняются технологические карты;
проверяется комплектность изделий, деталей и материалов, подбираются необходимый инструмент и средства контроля.
После этого бригада допускается к выполнению работ на всех самолетах (системах, изделиях) предприятия.
Слайд 16Все бюллетени, выпускаемые заводами-изготовителями АТ, делятся на четыре группы:
по
доработкам,
по вопросам эксплуатации,
по вопросам ремонта,
информационные.
Бюллетени по
доработкам подразделяются на подгруппы:
БА — бюллетени, по которым доработки выполняются срочно. При этом полеты соответствующих ВС прекращаются, пока данная доработка не будет выполнена;
БД — бюллетени, связанные с устранением конструктивных недостатков изделий, при которых не требуется прекращения полетов;
БУ — бюллетени, связанные с улучшением, усовершенствованием, повышением надежности, когда также не требуется прекращения полетов;
БР — бюллетени по вопросам ремонта изделий;
БЭ — бюллетени по вопросам эксплуатации изделий.
Возможен выпуск комплексных бюллетеней, в которых определены задачи доработок (БА, БД, БУ) с задачами ремонта или эксплуатации (БЭ, БР). В этом случае таким бюллетеням присваиваются шифры в виде БА/БЭ, БА/БР, БД/БЭ, БД/БР, БУ/БЭ, БУ/БР.
Слайд 17Доработки по бюллетеням БД и БУ выполняются на предприятиях по
графику при периодических формах технического обслуживания или при ремонте на
ремзаводе.
В бюллетенях эксплуатации (БЭ) излагаются дополнения, изменения инструкций по эксплуатации, регламентов технического обслуживания.
В бюллетенях БР даются указания, пояснения по ремонту изделий.
В информационных бюллетенях (БИ) дается информация о конструктивных и схемных различиях, изменениях изделий.
Разряды кода бюллетеня и их назначение
Слайд 18Каждый бюллетень по доработкам имеет следующие разделы:
введение: назначение, номера дорабатываемых
изделий, порядок финансирования, исполнители и место проведения работ, поставщик и
сроки поставки имущества;
требования по безопасности;
порядок проведения работ: конкретное содержание и технология работ с необходимой графической иллюстрацией;
контроль работоспособности: объем и порядок контроля в процессе и после выполнения работ, перечень средств контроля;
трудоемкость выполняемых работ: плановая трудоемкость работ в нормо-часах на одно изделие;
перечень имущества, необходимого для проведения работ;
изменение характеристик изделия: перечень изменений характеристик изделия, массы изделия и т.п.;
эксплуатационные и ремонтные документы: перечень изменений в соответствующей документации доработанных изделий;
приложение: конструкторские документы, поясняющие процесс выполнения работ: чертежи, эскизы, схемы и т.п.
Слайд 19Маркировка бюллетеня
ХХХ-ХХХ.ХХ.ХХ-ХХХХХ
хх-хх-хххх-х-хх
Кодовый номер над чертой определяет следующую информацию:
первая группа из
трех цифр — индекс основного изделия;
вторая группа цифр — номер
системы, подсистемы, изделия (раздела, подраздела, пункта) в руководствах по эксплуатации или ремонту основного изделия;
третья группа из четырех цифр — порядковый номер бюллетеня по регистрации в УН ПЛГ ГВС.
В кодовый номер под чертой входят:
первая группа из двух цифр — обозначают две последние цифры года введения бюллетеня в действие;
вторая группа из двух цифр — месяц введения бюллетеня в действие;
третья группа из четырех цифр — место проведения работы и исполнители. При этом по порядку цифры обозначают:
1 — работа выполняется на местах базирования техники силами бригад изготовителя (завода);
2 — работа выполняется в общем комплексе работ изготовителем изделия;
3 — работа выполняется при ремонте силами ремонтного предприятия;
4 — работа выполняется силами эксплуатанта.
четвертая группа (одна цифра) — основное изделие. Цифры могут принимать значения от 0 до 6, определяющие объекты доработки.
Слайд 20Рекламационно-претензионная работа направлена на повышение ответственности заводов за качество поставляемой
или ремонтируемой ими АТ, своевременное восстановление вышедших из строя изделий
за счет заводов, возмещение заводами причиненных авиапредприятиям убытков, связанных с восстановлением АТ, задержками вылетов или прекращением полетов.
Рекламационные акты составляются для предъявления претензий:
поставщику основного изделия — заводу-изготовителю самолета или авиадвигателя независимо от того, какой установленный агрегат (прибор или система) отказал, если этот агрегат не был заменен на новый в процессе эксплуатации;
заводу-изготовителю агрегата (прибора, системы), если рекламируемый агрегат был установлен на самолет взамен того, который прибыл вместе с самолетом с завода;
ремонтному предприятию в случае выхода из строя АТ, не отработавшей гарантийного межремонтного ресурса из-за низкого качества ремонта.
Рекламация не предъявляется или не принимается поставщиком, если дефект или отказ АТ вызван нарушением инструкции и правил эксплуатации летным экипажем или ИТС предприятия.
Слайд 21Под понятием «Аутентичность» изделий авиационной техники понимается соответствие образца изделия
сертифицированному типу, изготовленному сертифицированным заводом, и соответствующим параметрам заводской технической
документации.
В ГосНИИ ГА разработана «Методика оценки аутентичности компонентов ВС», которая координирует работу ОТО авиакомпаний, разработчиков и изготовителей авиационной техники по оценке аутентичности компонентов ВС.
Продление ресурса
Имеется ВС двух групп, для которых соответствие требований Нормам летной годности удостоверяется либо сертификатом типа, либо аттестатом о годности ВС к эксплуатации.
Для ВС первой группы порядок организации работ при установлении или изменении ресурсов и (или) сроков службы определен Part 21 «Процедуры сертификации авиационной техники».
Для ВС второй группы порядок организации аналогичных работ определен «Временным положением об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники».
Слайд 22Положением предусмотрено:
соблюдение порядка установления и продления ресурса и (или) срока
службы воздушным судам, маршевым двигателям, главным редукторам, вспомогательным двигателям и
комплектующим изделиям;
выполнение работ для установления и продления ресурса и (или) срока службы парка (группы) ВС, индивидуального продления ресурсов и (или) сроков службы ВС, двигателей и их комплектующих изделий, а также увеличения и продления ресурсов и (или) сроков службы комплектующих изделий отдельно от ВС;
осуществление перевода комплектующих изделий на эксплуатацию по техническому состоянию;
оформление доказательной документации, обосновывающей увеличение ресурсов и сроков службы;
оформление решений о введении в действие установленных и увеличенных ресурсов и сроков службы.
Слайд 23Регламентирована следующая последовательность основных работ:
подготовка директивного документа (решения) о порядке
установления ресурса, срока службы и условиях их отработки;
утверждение директивного документа
(решения) Уполномоченным органом управления воздушным транспортом;
подготовка доказательной документации, обосновывающей изменение (увеличение) ресурса и (или) срока службы;
подготовка решения по установлению для парка, группы и отдельных изделий ресурса и (или) срока службы и об условиях их отработки;
утверждение решения Уполномоченным органом управления воздушным транспортом; разработка и введение в действие в установленном порядке необходимой эксплуатационной документации (бюллетеней).
Слайд 24При установлении и продлении ресурсов и сроков службы комплектующим изделиям
отдельно от ВС Положение требует соблюдать следующие условия:
комплектующие изделия должны
иметь формуляры, паспорта или этикетки;
при установке КИ на воздушное судно разработчик ВС по согласованию с научно-исследовательскими институтами гражданской авиации разрешает применение этих изделий с ресурсами и сроками службы, соответствующими ресурсам и срокам службы планера, исходя из необходимого уровня надежности функционирования на ВС;
отдельные комплектующие изделия, установленные на ВС, могут иметь ресурсы и сроки службы менее соответствующих ресурсов и сроков службы планера. Ограничение ресурсов (сроков службы) обосновывается исходя из обеспечения безотказности и характеристик долговечности;
в зависимости от условий эксплуатации и выбранных методов технической эксплуатации ресурсы и сроки службы могут устанавливаться на отдельный тип комплектующего изделия. Ресурсы и сроки службы однотипных изделий, установленных на разных типах ВС, могут быть унифицированы.
Слайд 25Техническое предложение (план работ), согласованное с НИИ авиационной промышленности и
гражданской авиации, должно включать:
анализ технического состояния и наработок комплектующих изделий;
анализ
технических возможностей комплектующих изделий для увеличения ресурсов и сроков службы;
программу исследования КИ, согласованную, при необходимости, с соответствующими НИИ гражданской авиации;
необходимые специальные требования к КИ, связанные с особенностями их применения на ВС конкретных типов.
Доказательная документация должна включать научно-исследовательский отчет (техническую справку), содержащий:
обобщение опыта эксплуатации парка комплектующих изделий;
анализ уровней надежности комплектующих изделий и последствий отказов.
Работы по внедрению эксплуатации комплектующих изделий по состоянию оформляются в виде технического отчета содержащего следующие материалы:
обоснование выбранных методов технической эксплуатации;
перечень комплектующих изделий с распределением по методам эксплуатации;
рекомендации по уточнению эксплуатационной документации и подготовке эксплуатантов к выполнению работ технического обслуживания и ремонта.
Слайд 26Учет расхода ресурса АТ при методе эксплуатации по ресурсу или
учет наработки при других методах эксплуатации производится суммированием фактической наработки
ее за время полетов и учитываемой работы на земле.
Расход ресурса учитывается в «Карточках учета отработки ресурса» по мере поступления в ПДО «Справок о работе АТ в полете».
Аппаратура, агрегаты и механизмы, ресурс которых не определен, эксплуатируются в пределах ресурса того самолета или двигателя, на котором они установлены.