Слайд 1
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Налогообложение участников
ВЭД
Слайд 2Основы государственного регулирования ВЭД
Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок
в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
ВЭД
– внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность в области международного обмена товарами, услугами, информацией, работами, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них.
Слайд 3Цели государственного регулирования (ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности)
Увеличение
доходов госбюджета;
Проведение структурной политики в развитии национальной экономики;
Содействие созданию и
развитию отдельных отраслей производства;
Защита «чувствительных» отраслей экономики;
Решение задач внешнеторговой политики
Слайд 4Методы государственного регулирования
Экономические (таможенный тариф, таможенная пошлина), налоговые, валютные, стимулирующие
экспорт
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные, контроль качества,(сертификация),
ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ: создание
благоприятных условий для доступа на внешний рынок, программирование ВЭД (федеральные, региональные, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ, содействие развитию ВЭД
Слайд 5
Понятие и субъекты
Гос. регулирование ВЭД в РФ осуществляют: Президент РФ,
Правительство РФ, Министерство экономического развития, ФТС РФ, иные специально созданные
органы.
Президент РФ: осуществляет руководство гос. внешнеторговой политикой, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок вывоза драг. металлов, драг. камней и расщепляющихся материалов, в целях обеспечения национальной безопасности страны вправе вводить признанные международным правом экономические санкции; осуществляет иные функции.
Слайд 6
Понятие и субъекты
Правительство РФ: обеспечивает проведение в РФ единой государственной
внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, вводит количественные
ограничения экспорта и импорта, осуществляет управление федеральной собственностью за рубежом, осуществляет иные функции.
Реализация внешней политики (ст. 114 Конституции РФ) возлагается на исполнительную власть в лице правительства РФ.
Слайд 7
Понятие и субъекты
Субъектами (непосредственными участниками) ВЭД являются государственные органы, осуществляющие
ее регулирование, а также хозяйствующие субъекты, которые ведут такую деятельность.
Субъекты
ВЭД:
а) российские участники ВЭД (российские лица) – юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности.
б) иностранные лица участники ВЭД – иностранные юридические лица и организации, физические лица, лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.
в) посредники.
Слайд 8Таможенный Союз
ТС – форма интеграции государств, при которой таможенные территории
стран-участниц образуют единую таможенную территорию: согласование и ведение единой тарифной
и нетарифной политики, регулирование внешней торговли, ликвидация таможенного контроля на внутренних границах, выработка согласованных направлений структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики
Февраль 1999 г.- Договор о ТС
Октябрь 2000 г. – Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс)
С 1 июля 2010 г. – единая таможенная территория (участвующие страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам
Слайд 9Таможенная территория ТС
Территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, РФ, Киргизия и
Армения, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-членов
таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Слайд 10Таможенная граница таможенного союза
Пределы таможенной территории Таможенного союза, включая пределы
находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-членов
таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Слайд 11
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
Таможенный тариф – классический инструмент
регулирования внешней торговли
Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка
страны при его взаимодействии с мировым рынком:
Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС;
Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны (понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины)
Слайд 12
Система таможенных органов России
Слайд 13Система таможенных органов России. Посреднические и вспомогательные структуры в системе
российской таможни.
Слайд 14Сущность и основные Принципы перемещения товаров
Товар (в таможенном отношении) –
предмет таможенного оформления и таможенного контроля; объект обложения таможенными пошлинами,
налогами.
Российские товары – товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, т.е. свободном от ограничений прав собственности со стороны таможенного законодательства.
Критерии приобретения товарами статуса российских:
- Полное производство товаров на территории РФ;
- Выпуск товаров для свободного обращения на территории РФ (т.е. товар, изначально произведенный за рубежом, после ввоза в РФ и уплаты таможенных платежей с соблюдением всех запретов и ограничений приобретает статус российского);
- Изготовление в РФ товаров из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ.
Все товары, не отвечающие критериям российских, являются иностранными.
Слайд 15Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС
На территории РФ
действует ЕТТ, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16
июля 2012 г. № 54. В ЕТТ сокращено количество основных ставок тарифа до четырех (5,10,15 и 20%).
ТН ВЭД ТС – классификатор товаров, основанный на принципах гармонизированной системы описания и кодирования товаров – товарном классификаторе, принятом в международной практике в качестве товароведческой составляющей, предназначенной для формирования таможенных тарифов и статистики внешней торговли.
Каждому товару присвоен 10-значный код:
1. 6 цифр – код товара по международной ГС описания и кодирования товара);
2. вместе с 7 и 8 знаками они образуют код товара по Комбинированной номенклатуре ЕЭС;
3. 9,10 знаки используются для возможной детализации тех или иных товарных позиций в интересах стран – участниц ТС.
Слайд 16Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД тс (основывается на
ГС описания и кодирования товаров ВТО и Единой товарной номенклатуре
внешнеторговой деятельности Независимых Государств)
Пример. Алюминиевая проволока с диаметром сечения 10 мм.
Группа алюминий и изделия из него;
Товарная позиция – алюминиевая проволока;
Товарная субпозиция товара – проволока диаметром более 7 мм.;
Товарная подсубпозиция (обеспечивает детализацию вплоть до 10-го знака кода ТН)
76 05 11 0000
Слайд 17Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД
Пример.
Слайд 19Таможенная пошлина
П.1 ст.4 ТК ТС:
Таможенная пошлина – обязательный платеж,
взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную
границу
Слайд 20Плательщики Таможенных пошлин
ст.79 ТК ТС:
Декларанты , или иные лица,
на которых ТК ТС, международным договором или национальным законодательством возложена
обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов
Слайд 21Правила определения страны происхождения товара
Страной происхождения товара ( гл. 7
ТК ТС) – считается страна, в которой товар был полностью
произведен или подвергнут достаточной переработке.
Полностью произведенными в данной стране товарами являются:
Полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на морском дне;
Продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
Животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
Продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
Продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
И др.
Слайд 22Критерии достаточности переработки
Правило: если в производстве товаров участвуют две и
более страны, то страной происхождения считается та, в которой были
произведены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающих условиям достаточной переработки.
Общее правило: товар считается происходящим из данной страны или территории, если в результате осуществления операций по переработке и изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне четырех знаков.
Одновременно может применяться принцип доли в стоимости готовой продукции, полученной в результате переработки или изготовления ее в данной стране (правило адвалорной доли).
Слайд 23Критерии достаточности переработки
Пример. Российская сторона поставила по договору в Болгарию
оборудование стоимостью 200 тыс. долл. США, в Болгарии произошла доработка
этого товара в виде дополнительного его оснащения, в результате которой стоимость данного оборудования составила 800 тыс. долл. США. Товар возвращается в Россию.
Пример. Позиция лесоматериала из Болгарии по ТН ВЭД – 4403. После переработки в Италии позиция изделий стала 4420. Определить страну происхождения товара при ввозе его в Россию.
Пример. Российская сторона заключила договор с китайской стороной о поставке товара – зонтиков в Россию. Составные части зонтика (ручка и зонтик без ручки) поступают в Китай из Германии, в Китае происходит их сборка и отправка в Россию. Стоимость поступающих компонентов зонтика в расчете на одну единицу составляет 25$, стоимость сборочных операций в Китае составляет 25$.
Определить страну происхождения товаров.
Слайд 24Критерии достаточности переработки
1. Адвалорная доля России: 200:800=25%, Болгарии – 75%.
Таким образом, страна происхождения – Болгария.
2. Страна происхождения
товара, ввозимого в Россию – Италия.
Слайд 25Таможенные платежи
Состав таможенных платежей (ст. 70 ТК ТС):
Ввозная таможенная пошлина;
Вывозная
таможенная пошлина;
НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
Акциз,
взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
Таможенные сборы (за таможенные операции, таможенное сопровождение, хранение).
Слайд 26Таможенные платежи
Общие особенности для всех видов таможенных платежей:
Обязательность уплаты возникает
при перемещении товаров;
Порядок расчета размеров сумм таможенных платежей, формы их
уплаты, порядок взимания установлены законодательством;
Обеспечение уплаты таможенных платежей предусмотрено государственными формами принуждения;
Нарушение порядка уплаты таможенных платежей влечет административную или уголовную ответственность;
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченных или взысканных с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов.
Слайд 27 Классификация таможенных пошлин
Классификационные признаки
По цели взимания
По объекту
обложения
По назначению
От торгового
статуса
отдельных стран
фискальные
регулятивные
экспортные
импортные
транзитные
Особые
Сезонные
специальные
защитные
антидемпинговые
компенсационные
автономные
конвенционные
преференциальные
беспошлинный ввоз
Слайд 28Условия получения преференций
1. На товары необходимо предоставить подлинный сертификат о
происхождении товаров по форме «А», СТ-1
2. Тарифные преференции предоставляются только
при условии непосредственной закупки и прямой поставки на единую таможенную территорию ТС.
3. Товар должен входить в перечень преференциальных товаров.
Слайд 29Виды ставок таможенных пошлин
Ставка ТП – указанный в таможенном тарифе
размер платежа
Классификация ставок таможенных пошлин
Адвалорные
(процентные)
Специфические
(твердые)
Комбинированные
Устанавливаются в
процентах к
таможенной стоимости
Устанавливаются в
фиксированном
размере
к единице измерения
(вес, объем и т.п.)
облагаемого товара
Представляют собой
сочетание
адвалорной и
специфической ставок
Слайд 30Подача декларации
Декларация на товары подается таможенному органу того государства –
члена ТС, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо
на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров (принцип резидентства)
Слайд 31Таможенный союз
Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение по поставкам нефти
и нефтепродуктов до 2025 года в 2014 году, по нему
ежегодно Москва обязалась поставлять Минску по 23 млн т нефти, не взимая с нее экспортной пошлины по условиям Евразийского экономического союза. Взамен было оговорено, что Россия будет получать от белорусских нефтепереработчиков не менее 1,8 млн т бензина в год. В прошлом году в Россию должно было уйти 1,8 млн т, но в марте начались перебои с поставками, в итоге за год, по данным «Аналитики товарных рынков», поступило всего 808 тыс. т бензина, то есть на 1 млн т меньше заявленных оговоренных объемов.
Слайд 32Таможенный союз
Стоимость белорусской нефти напрямую привязана к стоимости рубля: чем
ниже опускается курс рубля по отношению к доллару США, тем
больше белорусы просят за тонну товара. В Западной Европе в 2015 году разница в цене тонны бензина с российскими ценниками доходила до $100. В частности, выросли белорусские поставки в Великобританию (3,59 млн т за январь–апрель 2015 года, разница в 2,5 раза), остальная часть по контрактам ушла в Нидерланды и на Украину.
Высокая волатильность рубля повышает риски недополучения прибыли. Товар отгружается покупателю в течение 30 дней с момента сделки, плата за него тоже приходит не сразу, что, естественно, создает для продавца риски получения валютных доходов по сделке ниже ожидаемых.