Слайд 1Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС
Слайд 3В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов:
Традиционный
подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям,
умениям и навыкам.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Системно-деятельностный подход.
Слайд 4Компетентностный подход
Компетентность – способность применять имеющиеся знания и умения в
новых ситуациях, проявляющаяся в организации и планировании деятельности в необычных
ситуациях и нововведениях.
Слайд 5Виды компетентности:
Психологическая (индивидуальная): характеризует индивидуальность человека при выполнении им своих
обязанностей, «мягкие требования».
Техническая (профессиональная): характеризует получаемый результат, связана со стандартами
выполнения обязанностей, «жесткие требования».
Слайд 6Компетентностный подход
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность
учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для
них проблем.
Слайд 7Компетентностный подход
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с
информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная
компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Слайд 8Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно–деятельностный подход!
Слайд 10Понятие системно-деятельностного подхода
Системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков
нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд
исследователей),
Деятельностный подход, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).
Слайд 11Проблема деятельности разрабатывалась:
философия (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.);
психология
(А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.);
обучение и воспитание
ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон);
развивающее обучение (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).
Слайд 12Системно-деятельностный подход
Системный подход – это подход, при котором любая
система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.
Деятельностный подход позволяет конкретно
воплотить принцип системности на практике.
Слайд 13Известный психолог А.Н.Леонтьев:
«Человеческая жизнь – это
«система сменяющих друг друга
деятельностей».
Слайд 14Деятельностный подход в психологии
С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и
деятельности.
«Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он
в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».
Слайд 15Принцип единства сознания и деятельности
Фиксирует тот факт, что сознание
(или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет
с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.
Слайд 16Вопрос: всегда ли человек осуществляет деятельность?
Деятельность в отличие от
реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому
проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.
Слайд 17Проблема личности
Л.С. Выготский:
«Историческое состояние нашей науки таково, что существует
много психологий, но не существует единой психологии»
Слайд 18А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем:
в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид;
в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность;
системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности – индивидуальность.
Слайд 19В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»
Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное
бытие человека.
Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
Субъект – человек, как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил.
Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.
Слайд 20В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»
Формула:
«Индивидом рождаются.
Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают»
Слайд 21Эволюционно-исторический смысл индивидуальных различий между людьми
Вопрос:
Зачем нужны индивидуальные различия
между людьми?
Слайд 22Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
Индивидуальность теперь воспринимается
не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении к коллективизму, а
как важнейшее условие эффективного функционирования общества.
Вопрос:
Каким образом ФГОС реализует идею индивидуальности (неопределенности)?
Слайд 23Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
При определении стратегических
характеристик основной образовательной программы учитываются:
существующий разброс в темпах и направлениях
развития детей;
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Слайд 25Системно-деятельностный подход :
Деятельность как система:
Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает
в себя:
цель
средство
сам процесс преобразования
его результат.
Слайд 26Группа разработчиков Стандартов:
«…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма
образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на
основе освоения универсальных способов деятельности.
Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».
Слайд 27
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Морально-этическая
ориентация:
ориентация
на выполнение
моральных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих
поступков
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
Слайд 28Системно-деятельностный подход :
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это
всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Образование как ведущая
социальная деятельность общества, нацелено на результат как системообразующий фактор деятельности.
Слайд 29Системно-деятельностный подход :
Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что
результат может быть достигнут только в том случае, если есть
обратная связь.
Н.А.Бернштейн называл ее «коррекцией»;
П.К.Анохин – «обратной ориентацией»;
сегодня: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование.
Важно увидеть все процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе!
Слайд 30Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка.
Реальная
форма – это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу
развития психических свойств.
Идеальная форма – продукт исторического развития человечества.
В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.
Слайд 31Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка.
Подражание
и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения
и развития у ребенка культурных форм поведения.
Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации – превращение внешнего во внутреннее.
Слайд 32Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка
– обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка.
Обучение
и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития.
Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.
Слайд 33Зона ближайшего развития
На определенном этапе своего развития ребенок может
решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и
составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно.
Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.
Слайд 34А.Н. Леонтьев: категория деятельности
Движущая сила психического развития – собственная деятельность
ребенка, в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся
человеческие способности.
Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом – другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».
Слайд 35Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Ведущая деятельность предшкольного возраста – детская игра.
!
Обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры.
Без этого ничего не получится!
Слайд 36Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее
часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает
больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».
Слайд 37Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Слайд 38Д.Б.Эльконин: типы ведущих деятельностей
деятельность в системе отношений: «ребенок –
общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка.
деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек.
Слайд 39Категория деятельности
Человеку, как живому существу, свойственна активность. Активность человека проявляется
в форме операций, действий или деятельностей, которые могут быть внешними
(объективно наблюдаемыми изменениями вещественных объектов), так и внутренними (реализуемыми в психике индивида).
Слайд 40Структурные единицы деятельности
Слайд 41Категория деятельности
Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их
целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит человека за пределы
непосредственного настоящего, строит проект будущего. Это положение относится и к действиям взрослого и к действиям ребенка. Разница в том, что ребенок постепенно переходит от простых и близких целей к целям более отдаленным и перспективным.
Деятельность – потребность (мотив) – деятельность.
Слайд 42Структура деятельности:
Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека.
Осознание потребности.
Формирование
мотива.
Выбор способа реализации мотива.
Планирование деятельности.
Перечень действий.
Выполнение каждого действия (частная цель).
Операции, с учетом условий и имеющихся средств.
Удовлетворение потребности.
Реализация мотива (результат деятельности: предмет, воплощенный в мотиве и попутные результаты осуществления: опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции).
Слайд 43Категория деятельности
Основным объектом внимания при организации учебной деятельности, как отмечают
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, выступает ее психологический механизм, т.е.
осознание учащимися процесса учения.
Результатом целенаправленной работы по организации учебной деятельности обучающихся, согласно их теории, должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности.
Слайд 44Субъект деятельности:
Ставить цель на очередной этап работы, т.к, деятельность
всегда целенаправленна и преднамеренна.
Осмысливать мотивы деятельности.
Выбирать адекватные цели
средства ее осуществления.
Самостоятельно совершать действия (даже если они ошибочны).
Достигать результата (цели).
Производить самооценку.
Слайд 45А.А. Деркач «Акмеологический словарь»
Субъект деятельности характеризуется активностью, имеющей две формы
–инициативу и ответственность .
Субъекту деятельности присущи две основные функции –
организация деятельности и самоорганизация.
Слайд 46Три основные способности, которые развиваются в учащихся при реализации учебной
деятельности:
Способность к анализу – поиск и выделение в объекте сущностного,
главного и его частных особенностей.
Способность к планированию – умение мысленно построить цепочку действий для достижения поставленной цели, а затем выполнить их на фактическом материале.
Способность к рефлексии – основной механизм продвижения школьника в учении.
Слайд 47Учебная деятельность
Учебная деятельность школьников отличается от всех остальных деятельностей тем,
что в результате любой другой деятельности всегда получается некий материальный
или интеллектуальный продукт.
Учебная деятельность приносит только субъективно новый результат для учащегося. Истинным же продуктом учебной деятельности являются изменения, которые происходят при выполнении в самом субъекте, его самоизменение, саморазвитие.