Разделы презентаций


Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ:

СОДЕРЖАНИЕ:

Слайд 3В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов:
Традиционный

подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям,

умениям и навыкам.
Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Системно-деятельностный подход.
В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов:Традиционный подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит

Слайд 4Компетентностный подход
Компетентность – способность применять имеющиеся знания и умения в

новых ситуациях, проявляющаяся в организации и планировании деятельности в необычных

ситуациях и нововведениях.
Компетентностный подход		Компетентность – способность применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, проявляющаяся в организации и планировании

Слайд 5Виды компетентности:
Психологическая (индивидуальная): характеризует индивидуальность человека при выполнении им своих

обязанностей, «мягкие требования».
Техническая (профессиональная): характеризует получаемый результат, связана со стандартами

выполнения обязанностей, «жесткие требования».
Виды компетентности:Психологическая (индивидуальная): характеризует индивидуальность человека при выполнении им своих обязанностей, «мягкие требования».Техническая (профессиональная): характеризует получаемый результат,

Слайд 6Компетентностный подход
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность

учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для

них проблем.
Компетентностный подход		Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при

Слайд 7Компетентностный подход
Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с

информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативная

компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.
Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.
Компетентностный подходИнформационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать

Слайд 8Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно–деятельностный подход!

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно–деятельностный подход!

Слайд 10Понятие системно-деятельностного подхода
Системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков

нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд

исследователей),
Деятельностный подход, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).
Понятие системно-деятельностного подхода Системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов

Слайд 11Проблема деятельности разрабатывалась:
философия (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.);
психология

(А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.);
обучение и воспитание

ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон);
развивающее обучение (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).
Проблема деятельности разрабатывалась:философия (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.);психология (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и

Слайд 12Системно-деятельностный подход
Системный подход – это подход, при котором любая

система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов.
Деятельностный подход позволяет конкретно

воплотить принцип системности на практике.
Системно-деятельностный подход 	Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. 	Деятельностный

Слайд 13Известный психолог А.Н.Леонтьев:

«Человеческая жизнь – это
«система сменяющих друг друга

деятельностей».

Известный психолог А.Н.Леонтьев:	«Человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».

Слайд 14Деятельностный подход в психологии
С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и

деятельности.
«Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он

в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».
Деятельностный подход в психологии	 С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности.«Субъект в своих деяниях не только обнаруживается

Слайд 15Принцип единства сознания и деятельности
Фиксирует тот факт, что сознание

(или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет

с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности	 Фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью

Слайд 16Вопрос: всегда ли человек осуществляет деятельность?
Деятельность в отличие от

реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому

проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.
Вопрос: всегда ли человек осуществляет деятельность?	 Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека

Слайд 17Проблема личности
Л.С. Выготский:
«Историческое состояние нашей науки таково, что существует

много психологий, но не существует единой психологии»

Проблема личности	 Л.С. Выготский:«Историческое состояние нашей науки таково, что существует много психологий, но не существует единой психологии»

Слайд 18А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем:


в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид;


в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность;
системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности – индивидуальность.

А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем: в системе биологического вида homo sapiens человек

Слайд 19В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»


Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное

бытие человека.
Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.
Субъект – человек, как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил.
Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека» Индивид – человек как представитель рода, имеющий

Слайд 20В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»


Формула:
«Индивидом рождаются.
Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают»

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека» Формула: «Индивидом рождаются.		Личностью становятся.			Индивидуальность отстаивают»

Слайд 21Эволюционно-исторический смысл индивидуальных различий между людьми

Вопрос:
Зачем нужны индивидуальные различия

между людьми?

Эволюционно-исторический смысл индивидуальных различий между людьмиВопрос: 	Зачем нужны индивидуальные различия между людьми?

Слайд 22Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
Индивидуальность теперь воспринимается

не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении к коллективизму, а

как важнейшее условие эффективного функционирования общества.

Вопрос:
Каким образом ФГОС реализует идею индивидуальности (неопределенности)?
Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:Индивидуальность теперь воспринимается не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении

Слайд 23Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
При определении стратегических

характеристик основной образовательной программы учитываются:
существующий разброс в темпах и направлениях

развития детей;
индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:	При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются:существующий разброс в

Слайд 25Системно-деятельностный подход :
Деятельность как система:
Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает

в себя:
цель
средство
сам процесс преобразования
его результат.

Системно-деятельностный подход :	Деятельность как система:	Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя:цельсредство сам процесс преобразования его результат.

Слайд 26Группа разработчиков Стандартов:
«…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма

образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на

основе освоения универсальных способов деятельности.
Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».
Группа разработчиков Стандартов:	«…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие

Слайд 27
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоиндификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Морально-этическая
ориентация:
ориентация

на выполнение
моральных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих

поступков

Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие



Основы системы
научных знаний


Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания

РЯ


ЛЧт


ИЯ


Мат


ОМ


Муз


ИЗО


Тех


Физ



Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Планируемые результаты:
три основные группы результатов

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;самоиндификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания»Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;способность к решению моральныхпроблем на

Слайд 28Системно-деятельностный подход :
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это

всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
Образование как ведущая

социальная деятельность общества, нацелено на результат как системообразующий фактор деятельности.
Системно-деятельностный подход :		Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Слайд 29Системно-деятельностный подход :
Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что

результат может быть достигнут только в том случае, если есть

обратная связь.
Н.А.Бернштейн называл ее «коррекцией»;
П.К.Анохин – «обратной ориентацией»;
сегодня: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование.
Важно увидеть все процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе!

Системно-деятельностный подход :		Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том

Слайд 30Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка.
Реальная

форма – это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу

развития психических свойств.
Идеальная форма – продукт исторического развития человечества.
В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.

Развитие личности ребенка 	Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка.Реальная форма – это натуральные, природные свойства человека,

Слайд 31Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка.
Подражание

и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения

и развития у ребенка культурных форм поведения.
Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации – превращение внешнего во внутреннее.
Развитие личности ребенка 	Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка.Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как

Слайд 32Развитие личности ребенка
Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка

– обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка.
Обучение

и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития.
Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.
Развитие личности ребенка 	Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка – обучение как специально организованный процесс воздействия

Слайд 33Зона ближайшего развития
На определенном этапе своего развития ребенок может

решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и

составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно.
Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.
Зона ближайшего развития 		На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого;

Слайд 34А.Н. Леонтьев: категория деятельности
Движущая сила психического развития – собственная деятельность

ребенка, в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся

человеческие способности.
Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом – другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».
А.Н. Леонтьев: категория деятельности	Движущая сила психического развития – собственная деятельность ребенка, в котором он под руководством взрослых

Слайд 35Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Ведущая деятельность предшкольного возраста – детская игра.
!

Обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры.


Без этого ничего не получится!
Д.Б.Эльконин: категория деятельности	Ведущая деятельность предшкольного возраста – детская игра. ! Обучение должно войти в начальную школу через

Слайд 36Д.Б.Эльконин: категория деятельности
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее

часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает

больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».
Д.Б.Эльконин: категория деятельности	Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность,

Слайд 37Д.Б.Эльконин: категория деятельности

Д.Б.Эльконин: категория деятельности

Слайд 38Д.Б.Эльконин: типы ведущих деятельностей
деятельность в системе отношений: «ребенок –

общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка.


деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек.
Д.Б.Эльконин: типы ведущих деятельностей деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра

Слайд 39Категория деятельности
Человеку, как живому существу, свойственна активность. Активность человека проявляется

в форме операций, действий или деятельностей, которые могут быть внешними

(объективно наблюдаемыми изменениями вещественных объектов), так и внутренними (реализуемыми в психике индивида).
Категория деятельности	Человеку, как живому существу, свойственна активность. Активность человека проявляется в форме операций, действий или деятельностей, которые

Слайд 40Структурные единицы деятельности

Структурные единицы деятельности

Слайд 41Категория деятельности
Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их

целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит человека за пределы

непосредственного настоящего, строит проект будущего. Это положение относится и к действиям взрослого и к действиям ребенка. Разница в том, что ребенок постепенно переходит от простых и близких целей к целям более отдаленным и перспективным.

Деятельность – потребность (мотив) – деятельность.
Категория деятельности	Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит

Слайд 42Структура деятельности:
Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека.
Осознание потребности.
Формирование

мотива.
Выбор способа реализации мотива.
Планирование деятельности.
Перечень действий.
Выполнение каждого действия (частная цель).

Операции, с учетом условий и имеющихся средств.
Удовлетворение потребности.
Реализация мотива (результат деятельности: предмет, воплощенный в мотиве и попутные результаты осуществления: опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции).
Структура деятельности:Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека.Осознание потребности.Формирование мотива.Выбор способа реализации мотива.Планирование деятельности.Перечень действий.Выполнение каждого

Слайд 43Категория деятельности
Основным объектом внимания при организации учебной деятельности, как отмечают

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, выступает ее психологический механизм, т.е.

осознание учащимися процесса учения.
Результатом целенаправленной работы по организации учебной деятельности обучающихся, согласно их теории, должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности.
Категория деятельности	Основным объектом внимания при организации учебной деятельности, как отмечают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, выступает ее

Слайд 44Субъект деятельности:
Ставить цель на очередной этап работы, т.к, деятельность

всегда целенаправленна и преднамеренна.
Осмысливать мотивы деятельности.
Выбирать адекватные цели

средства ее осуществления.
Самостоятельно совершать действия (даже если они ошибочны).
Достигать результата (цели).
Производить самооценку.
Субъект деятельности: Ставить цель на очередной этап работы, т.к, деятельность всегда целенаправленна и преднамеренна. Осмысливать мотивы деятельности.

Слайд 45А.А. Деркач «Акмеологический словарь»
Субъект деятельности характеризуется активностью, имеющей две формы

–инициативу и ответственность .

Субъекту деятельности присущи две основные функции –

организация деятельности и самоорганизация.
А.А. Деркач «Акмеологический словарь»Субъект деятельности характеризуется активностью, имеющей две формы –инициативу и ответственность .Субъекту деятельности присущи две

Слайд 46Три основные способности, которые развиваются в учащихся при реализации учебной

деятельности:
Способность к анализу – поиск и выделение в объекте сущностного,

главного и его частных особенностей.
Способность к планированию – умение мысленно построить цепочку действий для достижения поставленной цели, а затем выполнить их на фактическом материале.
Способность к рефлексии – основной механизм продвижения школьника в учении.
Три основные способности, которые развиваются в учащихся при реализации учебной деятельности:Способность к анализу – поиск и выделение

Слайд 47Учебная деятельность
Учебная деятельность школьников отличается от всех остальных деятельностей тем,

что в результате любой другой деятельности всегда получается некий материальный

или интеллектуальный продукт.
Учебная деятельность приносит только субъективно новый результат для учащегося. Истинным же продуктом учебной деятельности являются изменения, которые происходят при выполнении в самом субъекте, его самоизменение, саморазвитие.
Учебная деятельность	Учебная деятельность школьников отличается от всех остальных деятельностей тем, что в результате любой другой деятельности всегда

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика