Слайд 2Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит
в класс,
Математика у нас!
Слайд 3Проверка
домашнего задания
№ 540(а), 542(б , г),
543(1-б, 2- а), 545(б), ВИЗ.
Слайд 5Хаос не только встречается в жизни, но и среди чисел.
3
-2
-25
-47
-3
6
10
15
-15
63
Слайд 6Разделите числа на две группы по какому-нибудь принципу.
3
-2
-25
-47
-3
6
10
15
-15
63
Положительные числа
Отрицательные числа
Порядок
в числах навели
Слайд 7Выполните сложение чисел:
9 + 11 =
(- 4) + (- 5)
=
5 + (- 3) =
(-7) + 4 =
Слайд 9Знаете ли вы?
Математики древности
Древнегреческий математик Диофант, живший в III
Слайд 10Знаете ли вы?
Математики древности
Индийский математик Брахмагупта,
живший в
VII.
Слайд 11Знаете ли вы?
Математики древности
Арабский математик Абу – ль
- Вефа,
живший в X.
Слайд 12Называли отрицательные числа словами, означавшими «долг», «недостаток», в отличие от
«имущества» - положительного числа.
Слайд 13Чтобы понять, по каким правилам складывают целые числа, рассмотрим «денежные»
примеры – с доходами и расходами. При этом израсходованные суммы
денег будем обозначать отрицательными числами.
Слайд 14(- 4) + (- 5) = ?
Из примера с подсчётом
денег легко понять, как складываются отрицательные числа. Если человек израсходовал
сначала 4 тыс. р., а затем ещё 5 тыс. р, то общий расход составил 9 тыс. р. Поэтому естественно считать, что
(- 4) + (- 5) = - 9
Величину расхода мы определили сложением соответствующих противоположных чисел:
4 + 5 = 9
Слайд 15Правило 1
Сумма двух положительных
чисел положительна, а сумма двух отрицательных чисел отрицательна.
стр. 170
Слайд 16А как складывать числа
разных знаков?
5 + (- 3) = ?
Ясно, что
если человек получил денег больше, чем потратил, то его доход окажется положительным. Например, если он получил 5 тыс. р. и потратил 3 тыс. р., то его доход составил 2 тыс. р:
5 + (- 3) = + 2
Величину дохода в этом случае мы нашли вычитанием:
5 – 3 = 2
Слайд 17А как складывать числа
разных знаков?
(-7) + 4 = ?
Если же человек
получил денег меньше, чем ему надо потратить, то его доход выражается отрицательным числом. Например, при доходе 4 тыс. р. и расходе 7 тыс. р., получится убыток, равный 3 тыс. р:
(-7) + 4 = - 3
Величину убытка мы также нашли вычитанием:
7 - 4 = 3
Слайд 18Правило 2
Сумма двух чисел разных знаков может быть как положительным
числом, так и отрицательным. Знак суммы зависит от того, какое
слагаемое «перевесило» - положительное или отрицательное.
стр. 171
Слайд 19Итак, при сложении целых чисел мы работаем в действительности только
с соответствующими натуральными числами. Но в одних случаях (когда слагаемые
одного знака) мы эти натуральные числа складываем, а в других случаях (когда слагаемые разных знаков) из большего натурального числа вычитаем меньшее.
Слайд 20Представим теперь, что доход и расход были одинаковы, например по
10 тыс. р. Очевидно, что в этом случае прибыль равна
нулю. Поэтому (+ 10) + (- 10) = 0
Слайд 21Правило 3
Сумма противоположных чисел равна 0: а + ( -
а) = 0.
стр. 171
Слайд 22Наконец, правило сложения целого числа с нулём такое же, как
и для натуральных чисел.
а + 0 = 0 + а
= а.
Например, (- 43) + 0 = - 43, 0 + (- 18) = - 18.
Заметим, что действие сложения целых чисел, как и действие сложения натуральных чисел, обладает переместительным и сочетательным свойствами. Эти свойства позволяют переставлять слагаемые и объединять их в группы.
Слайд 23Чтобы сложить числа
с одинаковыми знаками
с разными знаками
поставь
общий знак и сложить числа.
поставь знак того слагаемого какое «перевесило»
и вычесть числа.
-23 + (-25) = - 48
55 + 25 = 80
- 45 + 40 = -5
55 + (-25) = + 30
Слайд 24-5 + (-32) =
-37
-27
47
Чтобы сложить числа
с одинаковыми
знаками
с разными знаками
поставь общий знак
и сложить числа.
поставь знак того слагаемого какое «перевесило» и вычесть числа.
Слайд 2785 + (-25) =
60
110
-60
Чтобы сложить числа
с одинаковыми
знаками
с разными знаками
поставь общий знак
и сложить числа.
поставь знак того слагаемого какое «перевесило» и вычесть числа.
Слайд 30- 48 + 15 =
-33
33
-62
Чтобы сложить числа
с одинаковыми
знаками
с разными знаками
поставь общий знак
и сложить числа.
поставь знак того слагаемого какое «перевесило» и вычесть числа.
Слайд 33- 26 + (- 6) =
- 70 + 50 =
17
+ (-30) =
80 + 120 =
- 63 + (-73) =
-32
-20
-13
200
-136
12
15
120
136
Сложение
отрицательных чисел
Сложение положительных чисел
Сложение чисел с разными знаками
Слайд 34Работа с учебником
№ 546, 547 (первые два столбика),
548 (1-а, 2
–г, д , е),
550 – 551 (а , в)
.
Слайд 36Домашнее задание
Прочитать, разобрать и выучить правила из n 36, фрагмент
1.
Решить задания:
№ 546 - 547 (последний столбик), 548 (1 – б, 2 а - в), 550 – 551(б , г).
Слайд 371. С чего начался наш урок?
2. Где возникла трудность?
3. Как
нашли решение?
4. Какую цель ставили перед
собой?
5.
Цель достигнута?
Рефлексия