Слайд 1
Содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту
Учитель физической
культуры
МОУ «Школа №33»: Штейн Наталия Германовна
Слайд 2Понятийный аппарат
Компетенция (от лат. competentia – «принадлежность по праву») –
круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых
данное лицо обладает познаниями, опытом.(Большой словарь иностранных слов)
Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.(Большой словарь иностранных слов)
Компетентность в образовании – уровень образованности. (О.Е. Лебедев)
Компетентность в педагогике – способность действовать в ситуации неопределённости.
Слайд 3Уровни образовательных компетенций:
- ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования;
- общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и
образовательных областей;
- предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. (А.В.Хуторский)
Слайд 4Компоненты ключевых компетенций для педагога
- коммуникативные компетенции: ориентирование в
социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей,
выбор адекватных способов обращения с ними и реализация этих способов в процессе взаимодействия, распределение и концентрирование внимания, действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи,
- информационные компетенции: объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие,
Слайд 5Компоненты ключевых компетенций для педагога
- регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, мобилизация
и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия,
- интеллектуально-педагогическая компетентность: комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально-эвристической педагогической компетентности (по В.И.Андрееву), а именно - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, преодоление инертности мышления, критичность мышления (интеллектуально-эвристические),
Слайд 6Компоненты ключевых компетенций для педагога
- операциональная компетентность: набор действий,
необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, (то есть, по сути,
педагогические умения) - прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные действия.
Слайд 7Характеристики
профессиональной компетентности
1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять
профессиональную деятельность.
2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при
решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами.
3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.
Слайд 8Компетенции специалиста по физической культуре и спорту:
- общепрофессиональная (общенаучные и
исследовательские компетенции), соответствующая уровню специалиста с университетским образованием; профессионально ориентирована
на все основные группы направлений подготовки и связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений; определяет фундаментальность образования;
Слайд 9- общеотраслевая (образовательные и физкультурно-спортивные компетенции), относящаяся к подготовке специалистов
по физической культуре и спорту, интегрирующей образовательную (психолого-педагогическую) и физкультурно-спортивную
научно-практические сферы; относится к ориентации в общих теоретических, социально-экономических и организационно-управленческих вопросах сферы физической культуры и спорта и образовательной области, к планированию и организации работы коллектива, ресурсному обеспечению деятельности, системе менеджмента качества труда и т.д.; обеспечивает полипрофессионализм, готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта) и создает базу для специализации;
Слайд 10- специальная (педагогические, управленческие, рекреационные компетенции), относящаяся к профессиональным функциям
а) учителя ФК и тренера,
б) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника
органов управления физической культурой и спортом,
в) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях
г) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту.
Слайд 11Общепрофессиональные компетенции
Общенаучные - связаны с ориентацией в общих философских,
социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах.
Исследовательские -связаны с решением
познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности
Слайд 12Общеотраслевые компетенции
Образовательные:
Общетеоретические - научная сфера компетентности: история и философия
образования, правовые основы образовательной деятельности, управление образовательными системами, основы педагогической
деятельности, естественно-научные основы педагогической деятельности.
Общепедагогические - научная сфера компетентности: принципы, закономерности, цели, содержание, методы обучения; принципы, закономерности, цели, содержание, методы воспитания; образовательные подходы и технологии.
Общепсихологические - научная сфера компетентности: возрастная психология, психология деятельности, психология общения.
Слайд 13Общеотраслевые компетенции
Физкультурно-спортивные:
Общетеоретические - научная сфера компетенстности: история и социология
ФК и С, экономика и менеджмент ФК и С, правовые
основы ФК и С
Отраслевые - научная сфера компетентности: теория физической культуры и спорта, содержание и виды ФК-С деятельности, научные основы школьного курса, основы воспитательной деятельности в ФК и С, педагогика ФК и С, психология ФК и С.
Слайд 14Специальные компетенции
(педагогические)
Целеполагающие:
Ориентационные: предполагают ориентирование учащихся/воспитанников в нравственных ценностях.
Развивающие: предполагают развитие
мышления, воображения, умений, речи и т.д. учащихся.
Мобилизующие: активизация внимания учащихся,
развитие у них устойчивого интереса к учению, в т.ч., к занятиям ФК и С.
Информационные: предполагают поиск, отбор и структурирование предметной и методической информации.
Слайд 15Специальные компетенции
(педагогические)
Организационно-структурные:
Конструктивные: включают конструирование урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий,
самостоятельной работы учащихся, общения и т.д.
Организаторские: организация информации в
процессе ее подготовки, деятельности и поведения учащихся.
Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений и организация взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Гностические: включают исследование и диагностика отдельных учащихся/воспитанников и коллектива, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и т.д., самого себя как субъекта деятельности.
Слайд 16Специальные компетенции
(рекреационные)
Гностические: предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах
физической рекреации и реабилитации.
Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками
физкультурно-рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивация положительного отношения разных групп населения к активному отдыху.
Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы.
Слайд 17Специальные компетенции
(рекреационные)
Конструктивные: предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности,
выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных
групп населения, способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха.
Организаторские: непосредственная реализация физкультурно-рекреационных замыслов.
Слайд 18Специальные компетенции
(управленческие)
Проектировочные (связаны с анализом, планированием и прогнозированием деятельности).
Конструктивные
(относятся к сфере разработки и принятия разнообразных управленческих решений, выполнения
конкретных профессиональных действий).
Мобилизационные (относятся к области мотивации и стимулирования деятельности подчиненных, коллектива).
Коммуникативные (относятся к сфере конструирования деловых взаимоотношений и организации связей с внешней средой).
Организаторские (относятся к рациональной организации деятельности, ее контролю и координированию).
Слайд 19
Список используемой литературы:
Большой словарь иностранных слов
http://www.rae.ru/monographs/61-2397