Слайд 2Соната-( от итальянского Sonare- звучать) один из самых распространённых жанров
камерной музыки
Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х или
4-х частей, предназначенное для одного или двух инструментов
Слайд 3Строение сонаты
1 часть – всегда быстрая, стремительная.
2 часть – медленная
и размеренная
3 часть – заключительная - пишется в духе 1-й
части (то есть, быстрая)
Слайд 4
Если сравнить сонату с литературным жанром, то больше всего подойдёт
сравнение с романом или повестью. Подобно им соната делится на
несколько «глав» - частей. Обычно их 3 или 4. Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
Слайд 5Наибольшей напряжённостью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в
ней и сложилась своя, особая форма, которая Если
сравнить сонату с литературным жанром, то больше всего подойдёт сравнение с романом или повестью. Подобно им соната делится на несколько «глав» - частей. Обычно их 3 или 4. Подобно роману или повести соната населена различными «героями»: музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.
Наибольшей напряжённостью и остротой отличается первая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая форма, которая называется СОНАТНОЙ.
Слайд 6Развитие музыки , построенной в сонатной форме, можно сравнить с
действием в драматической пьесе. Вначале композитор знакомит нас с основными
действующими лицами – музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка.
Слайд 7Сонатная форма
III. Реприза
II. Разработка
I. Экспозиция
Слайд 8Завязка или экспозиция. В ней основные темы появляются – экспонируются.
Слайд 9Разработка
Средний раздел сонаты. Раздел наиболее конфликтный. Темы, прозвучавшие впервые в
экспозиции, показываются здесь с новых, неожиданных сторон. Они расчленяются на
короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой.
В конце разработки состояние борьбы достигает наивысшей точки – кульминации – и требует разрядки, успокоения. Их приносит реприза.
Слайд 10Реприза
В репризе происходит повторение того, что было в экспозиции, но
с изменениями, вызванными событиями разработки.
Слайд 11Кода
Иногда завершает первую часть сонаты кода. В ней проходят отрывки
наиболее важных тем части.
Слайд 122-я часть сонаты.
В отличие от 1-й части, сочинена, как правило
в медленном движении. Музыка передаёт неторопливое течение мысли, воспевает красоту
чувств, рисует возвышенный пейзаж.
Слайд 13Финал сонаты
Финал обычно выдержан в быстром, иногда даже стремительном движении.
Это - итог, выводы из предшествующих частей: он может быть
оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагическим.
Слайд 14Термин «Соната» возник в 16 веке, тогда, сонатами называли любую
инструментальную музыку.
В конце 17 века термин приобрёл современное значение, а
сами сонаты разделились на церковные и камерные.
Слайд 15Практически каждый композитор обращался к жанру сонаты. Мировую известность получили
произведения, написанные для фортепиано Й.Гайдном, В. Моцартом, Л.Бетховеном, Ф.Шубертом, Ф.Шопеном,
Ф Листом, А.Скрябиным, С.Прокофьевым.
Слайд 16Чаще всего сонаты обозначаются номером и не имеют названия.
Но
иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например у Л. Бетховена
мы можем услышать «Лунную сонату» (№14), «Патетическую сонату» (№8) и т. Д.