Слайд 1Составления комплексной психологической характеристики человека.
Выполнила:
Демина Вероника
Слайд 2Психологический портрет личности человека
Психологический портрет – это качественная текстовая интерпретация
характеристики человека.
Она содержит описание внутреннего склада личности и может предположить
варианты поведения человека при определенных обстоятельствах.
Слайд 4Психологический портрет подростков состоящих на учёте в ОПДН
В настоящее время
существует проблема правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, которые оказываются на учете в
отделение по делам несовершеннолетних. Анализ статистических показателей преступности несовершеннолетних за 16 лет (с 2000 по 2015 г.). Рассмотрение особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя позволяет более достоверно определить причины и условия, послужившие вовлечению подростка в правонарушительную деятельность.
Выявление типичных личностных черт несовершеннолетних правонарушителей, стоящих на учете ОПДН, так же позволит подобрать самые эффективные меры, направленные на исправление, индивидуальную воспитательную работу и эффективную профилактику, а также на своевременную коррекцию отклоняющегося поведения.
Слайд 5Психологический портрет подростков состоящих на учёте в ОПДН
Объект исследования –
личность подростков.
Предмет исследования – психологический портрет подростков, состоящих на
учете в ОПДН.
Цель исследования- составить психологический портрет подростков, стоящих на учете в ОПДН.
Характеристика выборки исследования: старшие подростки 12 – 13 лет.
База исследования: МБОУ Лазаревская средняя школа №26; ОМВД России по Щекинскому району
Слайд 6Причины правонарушений в подростковом возрасте
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних
дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних следующих категорий:
С подростками, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие вещества, имеющие одурманивающий эффект;
С подростками, совершившими административное правонарушение;
С подростками, которые уже совершили административное правонарушение, но их возраст не достигает возраста административной ответственности;
Слайд 7П.Д. Павленок выделяет следующие причины отклоняющегося от норм поведения подростков:
1) социальное
неравенство, которое проявляется в низком уровне жизни людей, в нестабильном
материальном положении молодежи, в наличии в обществе расслоения, а так же при таких экономических процессах как безработица, инфляция и т.д.;
2) низкий морально-этический уровень развития общества, отсуттвие единой идеологии и нравственной идеи, недостаток пропагандирования устойчивых нравственных ценностей, низкий уровень духовности и недостаток духовно – нравственного воспитания в образовании. Все это проявляется в алкоголизации, явлениях бродяжничества, распространения наркомании, демонстрации в СМИ насилия и, как следствии, правонарушениях;
3) нейтральность и бездействие окружающей среды в отношении отклоняющегося поведения. В данном случае, нейтральность означает потворстование отклоняющемуся поведению
Слайд 8Поскольку одна из категорий подростков, стоящих на учете в ОПДН,
это подростки, употребляющие наркотические и психотропные вещества, то есть зависимые
подростки, следует остановиться на причинах подростковых наркотических и психотропных зависимостей.
Аддикция – это состояние сознания человека, характеризующееся привязанностью к определенной деятельности, неспособность самостоятельно ее прекратить.
В. Д. Менделевич пишет, что аддиктивное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, которое проявляется в стремлении к уходу от реальности с привлечением средств искусственного изменения своего психического состояния, например, такими средствами являются прием определенных веществ или постоянная фиксация внимания на определенных видах деятельности, которые дают определённые приятные эмоции Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости.
Слайд 9Индивидуально-психологические особенности подростков, состоящих на учёте в ОПДН
Существует ряд работ,
посвященных индивидуально – психологическим особенностям несовершеннолетних правонарушителей.
Е.Р. Чернобродову принадлежит интересное
в контексте темы работы исследование. Он описал типичные личностные особенности личности подростков с делинквентным поведением. Такими особенностями стали враждебность, высокий уровень личностной тревожности, отчужденность, духовная опустошенность, неразвитые волевые способности, низкая состоятельность, преобладание примитивных потребностей, а так же использование неприемлемых способов их удовлетворения, преобладание неиерархизированных, ситуационно-импульсных, примитивных, аддиктивных мотивов.
Слайд 10Психологический портрет личности представляет собой описание личности и включает описание
характера, эмоциональности (тревожности, агрессивности, устойчивости), волевых качеств, общительности, поведения, самооценки,
(заниженная, адекватная, завышенная).
Самооценка –осознание человеком самого себя, собственных физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.
Уровень притязаний – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Агрессивность –— свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей .
Тревожность рассматривается в исследовании как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента (А.М. Прихожан). Кроме того, существуют виды тревожности, то есть проявления общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере (Л..И. Божович).
Слайд 12Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан
Слайд 13Результаты по методике Спилбергера – Ханина
Слайд 14Психологический портрет
Подросток –правонарушитель – подросток с высокой самооценкой. Высокая самооценка
является признаком психологического здоровья личности, адекватной оценки собственных возможностей. Однако,
для подростков в силу возраста более характерна чрезмерная критичность к себе, своим качествам и своим поступкам, кризис подросткового возраста подразумевает временную неуверенность в себе, что видно у подростков контрольной группы. Высокую самооценку подростков – правонарушителей в сочетании в завышенным уровнем притязаний можно интерпретировать как недостаток критичности к своим действиям, нечувствительность к своим ошибкам и оценкам окружающих.
Слайд 15За завышенными самооценкой и уровнем притязаний стоит высокий уровень тревожности.
Можно говорить о том, что в психологическом портрета подростка, стоящего
на учебе в ОПДН, на первый план выступают именно черты тревожности. Вероятно, тревожность управляет многими действиями и поступками такого подростка.
Высокая межличностная тревожность указывает на трудности адаптации в коллективе, сложности в общении, страхи перед открытым общением и другими людьми. Самооценочная тревожность согласуется с данными о завышенной самооценке и чрезмерном уровне притязаний: самооценочная тревожность может быть следствием определенных внутри личностных конфликтов, неадекватной самооценки, неуверенности, пессимистичных установках.
Слайд 16Значения магической тревожности находятся в диапазоне выше среднего, то есть
подросткам свойственна тревожность, связанная с магическими и мистическими страхами.
Слайд 17Высокая школьная тревожность подростков, состоящих на учете в ОПДН, означает,
что их общее состояние, связанное с различными формами включения в
жизнь школы, тревожное. Чаще всего дети, попадающие на учет в ОПДН, уже имеют проблемы с успеваемостью и соблюдением дисциплины в школе.
Высокая личностная тревожность заставляет расценивать объективно нейтральные ситуации, слова и действия людей как тревожные. Тревога вызывает желание защитится, действия для защиты могут иметь характер правонарушений. Закономерно, что в действительно тревожных ситуациях личность с высокой личностной тревожностью будет иметь высокую ситуативную тревожность.
Слайд 18Высокая школьная тревожность подростков, состоящих на учете в ОПДН, означает,
что их общее состояние, связанное с различными формами включения в
жизнь школы, тревожное. Чаще всего дети, попадающие на учет в ОПДН, уже имеют проблемы с успеваемостью и соблюдением дисциплины в школе.
Высокая личностная тревожность заставляет расценивать объективно нейтральные ситуации, слова и действия людей как тревожные. Тревога вызывает желание защитится, действия для защиты могут иметь характер правонарушений. Закономерно, что в действительно тревожных ситуациях личность с высокой личностной тревожностью будет иметь высокую ситуативную тревожность.
Слайд 19Список литературы
Аддиктивное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и ресоциализация в условиях
образовательной среды: Материалы Всероссийской конференции –Москва: Изд-во НИИ РЛ МГТУ
им. Н.Э. Баумана, 2013.– 188 с
Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб:, Речь,2003.-120 с.
Ажиев В.В. Особенности личности несовершеннолетних преступников/ Теория и практика общественного развития, 2012 https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnosti-nesovershennoletnih-pravonarushiteley-2
Азарова Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
Аминов И. И. Юридическая психология / И.И. Аминов. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 272 c.