Слайд 1Советы по написанию
сочинения-рассуждения
Задание 15.3
Слайд 2Формулировка задания 15.3
Как Вы понимаете значение слова
(понятие). Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на
тему: «(Что такое…)», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3Блоки КИМ
В каждом блоке из 4-х вариантов даётся одна тема
сочинения 15.3, отражающая ключевое слово-понятие текста для изложения.
Слайд 4Композиция
сочинения-рассуждения
1. Вступление. Тезис.
Формулировка определения
и комментарий
к нему.
2.
Основная часть. Доказательства.
Два примера-аргумента.
3. Заключение. Вывод.
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Слайд 5Тезис
Вывод
Пример
из прочитанного текста
Пример
из жизненного опыта
Слайд 6Критерий оценивания
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.
Работа
характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.
В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.
Слайд 7Вступление. Тезис
По условию задания в качестве тезиса
берём сформулированное нами определение.
Есть разные способы толкования
лексического значения слова.
Слайд 8Комментарий
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать
объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том,
чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Например:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Слайд 9Критерий оценивания
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый
(в той или иной форме в любой части сочинения) дал
определение и прокомментировал его – 2 б.
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его – 1 б.
Экзаменуемый дал неверное определение
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.
Слайд 10Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно с помощью
таких речевых клише:
Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
Как
можно понять это определение?
Попробуем объяснить данное определение.
Слайд 11Основная часть. Аргументы
В основной части аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента
1)
из указанного текста;
2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место
в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).
Примеры должны
соответствовать данному понятию;
иллюстрировать данное определение.
Слайд 12Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов
можно использовать следующие
речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).
Проиллюстрировать это понятие можно
на примере текста (автор).
Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
Это определение можно доказать на таком примере.
В подтверждение приведу также пример из жизни.
Слайд 13Критерий оценивания
С3К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл
два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй
– из жизненного опыта
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.
Слайд 14 Заключение. Вывод
Заключение так же, как и
вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения
— подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Слайд 15Критерий оценивания
С3К3 Смысловая
цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.
Слайд 16О почерке
Помните, что задания 1 (изложение) и
15 (сочинение)
будут проверять эксперты.
Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но
и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было
прочитать без труда.
Слайд 18Использованные материалы
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.:
Дрофа, 2014. – 319с.
ОГЭ 2015 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014. – 240с.
http://www.fipi.ru (Проект демонстрационного варианта КИМ ОГЭ-9 2015 г.)