Слайд 1
Современная подростковая и юношеская литература как материал для
итогового сочинения
в 11 классе
(от литературных аргументов к жизненным ориентирам)
Букреева С.В., к.ф.н.,
доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
Слайд 2Направление «Забвению не подлежит»
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление
о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и
культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
В рамках данного направления нужно оценить такие непреходящие ценности, как патриотизм, память, служение профессии, долг, честь; осмыслить роль отдельных людей, их поступков в истории в целом, в прошлом и настоящем, определить их значение для будущего.
Одним из центральных событий, которое могут проанализировать выпускники, является Великая Отечественная война. Военное время, как никакое другое, ставит личность в пограничную ситуацию и раскрывает все её скрытые потенциалы. Согласно указу президента, 2020 - Год памяти и славы: в этом году исполнилось 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Тема Великой Отечественной войны – вечная тема литературы, ее осмысление – важная составляющая духовного воспитания и взросления юного поколения, ее ключевая идея отражена в названии направления в целом: «Забвению не подлежит». Историческая память определяет национальную идею любви к Отчизне, земле, людям, Слову.
Ключевые понятия: историческая память, долг, исторический урок, подвиг, мужество, Отечество, прошлое, настоящее, будущее, роль личности, жизненный путь, культурное достояние.
fipi.ru
Слайд 3ВЕЛИКИЕ БИТВЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Книги о Великой Отечественной войне
Книги о мужестве защитников нашей Родины в годы Великой
Отечественной войны адресованы читателям всех возрастов, начиная с начальной школы.
Все они дают возможность юному читателю перенестись в суровые годы войны, узнать, как жили тогда их сверстники, сколько испытаний выпало на долю нашего народа в борьбе с фашистскими захватчиками и какой ценой была добыта Победа.
ПОКЛОН ПОБЕДИТЕЛЯМ
ДЕТЯМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ВОЕННОЕ ДЕТСТВО
Серии
Слайд 4СЕРИЯ «ВОЕННОЕ ДЕТСТВО»
К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Году
памяти и славы посвящается
»
2020 год указом Президента РФ В. В.
Путина объявлен Годом памяти и славы в честь ознаменования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в целях сохранения исторической памяти.
Детство и юность героев этих книг пришлись на годы Великой Отечественной войны.
Книги серии — напоминание и предостережение. Война никогда не должна повториться.
Эти книги позволяют противостоять той войне, которая ведется сегодня за умы и души наших детей и молодежи, желанию пересмотреть итоги Второй мировой войны и принизить значение нашего народа в общей Победе.
Слайд 5А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Л. Н.
Толстой «Война и мир»
А. Г. Достоевская «Солнце мой жизни –
Федор Достоевский. Воспоминания»
А. Н. Толстой «Петр Первый»
Л. Чуковская «Записки об Анне Ахматовой»
Ш. де Костер. «Тиль Уленшпигель»
***
А. И. Солженицын «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»
В. Шаламов «Колымские рассказы»
А. Ахматова «Реквием»
А. Адамович «Хатынская повесть»
К. Симонов «Живые и мертвые»
С.С. Смирнов «Брестская крепость»
В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Дожить до рассвета»
Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
Б. Васильев «А зори здесь тихие … », «В списках не значился»
В. Астафьев «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война»
А. Толстой «Русский характер»
Г. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
В.П. Катаев «Сын полка»
***
Слайд 6Э. Казакевич «Звезда»
А. Фадеев «Молодая гвардия»
М. Шолохов «Судьба человека», «Они
сражались за Родину»
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
В. Кондратьев «Сашка»
А.И. Приставкин «Ночевала
тучка золотая»
Ф.Абрамов. «Братья и сестры».
В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
С. Алексиевич «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва»
Д. С. Лихачев «В блокадном Ленинграде», «Мысли о жизни. Воспоминания»
«О Данииле Гранине. Воспоминания» (Составители: М. Чернышева-Гранина, А. Манилова)
***
В. Воскобойников «Кирилл и Мефодий»
К. Станиславский «Моя жизнь в искусстве»
Г. Жженов «Прожитое»
М. Казаков «Актерская книга»
М. Захаров «Контакты на разных уровнях»
М. Ульянов «Реальность и мечта»
А. Баталов «Судьба и ремесло»
Слайд 7Э. Рязанов «Неподведённые итоги»
В. Лановой «Летят за днями дни…»
Ю. Никулин
«Почти серьезно…»
А. Варламов «Пришвин, или Гений жизни: Биографическое повествование», «Шукшин»
***
Морис
Дрюон «Александр Македонский, или Роман о боге»
Э.Веркин. «Облачный полк»
Дж.Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Слайд 8РУССКАЯ АРКТИКА
СЕРИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«Россия во всём должна быть первой. Ради этой
цели не жаль ничего – даже жизни». Таким был девиз
многих русских первооткрывателей, которые прожили яркую жизнь во славу Отечества.
Истории жизни Харитона Лаптева, Георгия Седова, Александра Колчака, Валерия Чкалова и других великих путешественников рассказаны в форме коротких увлекательных художественных биографий с яркими иллюстрациями.
Возможно, не все знают, что 70% территории Арктики принадлежит России. Новому освоению этого района Земли посвящена масштабная государственная программа.
Мы поставили перед собой задачу возродить интерес детей к волшебному северному краю и вдохновить их на освоение вновь востребованных арктических профессий.
Слайд 9Направление «Я и другие»
При раскрытии тем, связанных с названным направлением,
целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности
и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
В центре размышлений выпускников в рамках данного направления – сложные, зачастую противоречивые отношения, возникающие в мире. В чем причины таких противоречий? Как найти понимание среди людей, как жить в социальном и культурном «общежитии»? Как сделать так, чтобы тебя слушали и слышали, принимали и ценили? На все эти вопросы ищут ответы герои художественных произведений и благодаря именно этому поиску учатся вести самый удивительный и интересный диалог человека с человеком.
Ключевые слова: личность, общество, социум, диалог, конфликт, терпимость, жизненный путь, поиск духовных истин, гармония, мировоззрение.
fipi.ru
Слайд 10
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Ж.Б.Мольер. Мизантроп
А. Н. Островский «Гроза»
М.
Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
А.П. Чехов «Черный монах»
А. Куприн
«Олеся», «Гранатовый браслет»
А. Платонов «Юшка»
В. Железников «Чучело»
***
А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский». «Станционный смотритель»
Ф. Достоевский «Бедные люди», «Кроткая», «Преступление и наказание»
В.Г. Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
М. Шолохов «Тихий Дон»
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Е.Замятин «Мы»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В. Каверин «Два капитана»
М.Аромштам «Когда отдыхают ангелы»
О.Колпакова. Фонарик Лилька.
***
Слайд 11У. Шекспир «Гамлет»
В. Гюго «Отверженные»
Ш.Бронте «Джен Эйр»
Дж.Сэлинджер. «Над пропастью во
ржи»
Ю. Линде. Литеродура
***
А. Вампилов «Старший сын», «Утиная охота»
М. Петросян
«Дом, в котором…»
П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
Е. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро»
***
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ф.Кафка. «Превращение».
У. Голдинг «Повелитель мух»
Дж.Орэлл. «1984»
О.Хаксли «О дивный новый мир»
Слайд 12Направление «Время перемен»
В рамках данного направления можно будет поразмышлять о
меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека
и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Время и пространство – две важные составляющие жизни любого из нас. Человек, обладающий неповторимыми личностными чертами, талантом, притязаниями, всегда есть часть истории страны, мира, эпохи. Как время формирует и меняет нас? Какие ценности должны быть вневременными? Как найти себя в огромном мироздании? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к художественным произведениям, где литературные герои проживают эпохальные исторические события, определяющие их настоящее и будущее, проходят путь нравственного перерождения и восхождения.
Ключевые слова: время, эпохальное событие, перемены, мировоззрение, непреложные ценности, жизненный путь, нравственный выбор.
fipi.ru
Слайд 13А. Пушкин «Капитанская дочка»
Л. Н. Толстой «Война и мир»,
А.П. Чехов
«Вишнёвый сад»
А.А. Блок «Двенадцать»
М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
И.
Бабель «Конармия»
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
В. Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар»
Ф. Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька»
Ю.В. Трифонов «Дом на набережной»
Рей Бредбери «451 градус по Фаренгейту»
***
Венедиктова Ю. Армас. Зона надежды
Ворфоломеева С. Машка как символ веры.
Слайд 14Томах Т. Музыка ветра.
Раин О. ЗБ. Заброшенная больница
Шапошина Т. Ангелы
своих не бросают
Линде Ю. Литеродура.
Зайцева О. Три шага из
детства.
Ленковская Е. Реставратор птичьих гнезд.
Максимов А. Солнце на дороге.
Пономаревы Н. С. Просто жить!
Кудрявцева Т. Сотворение мира
С.Волкова. Мой папа – Гагарин// С.Волкова. Джентльмены и снеговики.
Лебедева В. Слушай птиц.
Монахова И. Монолог.
Колпакова О. Луч широкой стороной.
ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ИМЕНИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
Слайд 15Направление «Разговор с собой»
Названное направление побуждает к размышлению о том,
что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами,
которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Найти себя – одна из главных и сложных задач, которую решают люди в юности. Как обрести внутреннюю гармонию и открыть формулу своего счастья? Что значит стать Человеком? Где границы поиска смысла жизни и разумного нигилизма? Как сделать верный выбор друзей, профессии, призвания – себя? Какое место мое «Я» занимает в мироздании? Вереница вопросов, ответить на которые – значит открыть загадку, тайну собственной души. Литература - искусство, которое помогает это сделать: судьбы героев обнажают перед читателями законы постижения любви к миру и себе.
Ключевые слова: мировоззрение, моя «Я», личность, призвание, поиск, нравственный выбор, смысл жизни, самопознание, самосовершенствование .
fipi.ru
Слайд 16М. Лермонтов «Герой нашего времени»
Л. Толстой «Война и мир»
Ф. Достоевский
«Преступление и наказание», «Идиот»
И. Тургенев «Отцы и дети»
М. Шолохов
«Тихий Дон»
А. Чехов «Ионыч», «Крыжовник», «Черный монах»
А.С. Грин «Алые паруса»
В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
Слайд 17У. Шекспир «Гамлет»
В. Гюго «Отверженные»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
И.В.Гете
«Страдания юного Вертера»
***
Е.Фролов «Что к чему?»
А.Бенджамин «Доклад о медузах»
Дж.Робинсон «Когда
здесь была Марни»
Ю.Гордер «Мир Софии»
Ж.Келли «Эволюция Келпурнии Тейт», «Удивительный мир Келпурнии Тейт»
Ю.Кузнецова. «Выдуманный жучок».
Слайд 18С.Волкова. Рассказы. Золотой цыпленок.
Ю.Линде. Литеродура.
С.и Н. Пономаревы. Фото на развалинах.
Т.Михеева.
Юркины бумеранги (рассказы)
Т.Томах. Музыка ветра.
Э. Веркин «Друг-апрель»
И.Монахова. Монолог.
А.Турханов. Грустный гном,
веселый гном.
ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ИМЕНИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
Слайд 19Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Темы сочинений данного
направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его
литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
В любую эпоху молодое поколение в чем-то отличается от старшего: в этом отличии заключается непрекращающаяся смена увлечений, представлений об идеале и счастье, в нем звучит ритм времени. Каким видят мир люди, рожденные в новом тысячелетии? Что для них является приоритетным в выборе друзей, книг, профессии? Какие идеалы они исповедуют и что считают неприемлемым? Современные писатели по-своему исследуют «героев нашего времени» и в их портретах находят узнаваемые черты молодых людей прошлого: неизменными остаются ценности любви, верности, духовной силы.
Ключевые слова: современность, мое поколение, день сегодняшний, эпоха XXI века, непреходящие ценности, время и личность, вечное и «вещное».
fipi.ru
Слайд 20М.Ю. Лермонтов «Дума»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
***
В. Крапивин. Произведения разных
лет
П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
Б. Минаев. Детство Левы
Т. Крюкова
«Легко ли быть Нострадамусом в шестнадцать лет …», «На златом крыльце сидели...».
А Жвалевский и Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
К.Хагерюп. «Маркус и Диана»
Дж.Бердселл «Пендервики на улице Гардем», «Пендервики на Чаячем мысу»
А.Тор. «Остров в море» и др.
А.Свинген «Баллада о сломанном носе»
Н.Дашевская «Около музыки»
В.Воскобойников. «Все будет в порядке»
Ю.Кузнецова. «Испания. Первая работа».
Слайд 21ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ИМЕНИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
СЕРИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Лучшие художественные произведения для
подростков.
Совместные издания Российского Фонда Культуры и издательства «Детская литература» прошли
жесткий отбор двух жюри: взрослого и детского.
За 10 лет из примерно 2500 рукописей современных авторов было отобрано более 70 работ, из которых издано 50. Серия продолжается.
В книгах описаны отношения в семье, поиск своего места в жизни, проблемы школы и улицы, человечность и равнодушие взрослых и детей и многие другие. Честно писать о проблемах современных подростков решается не каждый автор, и потому особенно важно, чтобы эти немногочисленные книги доходили до читателя.
Эти книги можно читать и обсуждать подросткам и их родителям.
Девиз конкурса:
«Сегодня дети — завтра народ»
С. Михалков
Слайд 22Э.Веркин «Друг-апрель»
Е.и С. Пономаревы. «Фото на развалинах»
И.Адрианова. Сто фактов обо
мне.
С.Волкова. Джентльмены и снеговики
О.Раин. ЗБ
Т. Томах. Музыка ветра.
А.Труханов. Грустный
гном, веселый гном.
Т. Корниенко. Херсонеситы
Г. Книжник. Ты любишь науку или нет?
Г.Риф. Равнение на Софулу.
ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА ИМЕНИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА
Слайд 23Миллион за теорему
«Математический триллер».
Главная героиня, 14-летняя девочка, с детства увлечена
математикой. Она умудряется попасть на турнир, в котором могут участвовать
только мальчики, и оказывается в вихре нешуточных математических дуэлей и интриг взрослых. Читателя ждут не только турнирные баталии и путешествия по средневековым подземельям, но и интересные исторические факты и, конечно, увлекательные задачи, хитроумные загадки и головоломки.
Слайд 24Благодарю за внимание !
Букреева Светлана Владимировна
эл.адрес: s.bukreyeva@mail.ru
моб.тел.: +7-921-573-17-35