Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
Слайд 2Литература:
Основы теории и практики управления строительством :учебное пособие / А.
Г. Рогачёв, Н. А. Сироткин. – М.-Берлин:Директ-Медиа, 2016. – 136
с.
2. Управление строительством: учебное пособие / А.В. Леонтьев.- Санкт-Петербург, 2008.- 205с.
3. Менеджмент в строительстве: уч. пособие/ под. ред. И.С. Степанова.- М.: Юрайт, 2015.- 540с.
4. Смирнов Л.Н. Управление строительными организациями.- Симферополь, 2009.- 384с.
Слайд 3ЛЕКЦИЯ 1.
Сущность и эволюция теории управления
Основные понятия теории управления
Становление и
развитие теории и практики управления
Современные подходы к управлению
Слайд 4Управление, в широком понимании этого термина, – непрерывный процесс воздействия
на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для
достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.
Слайд 5Большой экономический словарь дает два понятия термина «управление» (У):
1 –
руководство, направление чьей-либо деятельности;
2 – процесс планирования, организации, мотивации и
контроля, необходимый для того, чтобы достичь целей организации или строительного проекта (СП).
В основе управления (У) лежат цель (Ц) и результат или итог (И) деятельности.
Цель достигается определенными способами и средствами (С). Единство, взаимодействие параметров Ц, И, С и определяет управление
У = (Ц^С^И)
Слайд 6Элементы системы управления
Объекты управления (ОУ). В строительстве ОУ – это
строительная программа (СП) либо инвестиционный проект (ИП), строительная организация, объект
строительства, бригада, механизированный комплекс, отдельный работник.
Субъект управления (СУ) – это менеджер (директор, инженер, прораб, бригадир и т. д.) или группа людей (дирекция, аппарат управления), наделенные правами управлять объектом управления и обладающие средствами, способностями и информацией, достаточными для достижения цели.
Слайд 7Наука управления представляет собой систему научных знаний, обобщающую практический опыт
и отражающую сущность исследуемых явлений в системах управления, их необходимые
внутренние и внешние связи, законы, закономерности и принципы функционирования и развития.
Предметом науки управления в строительстве являются процессы управления строительным производством.
Теория управления исследует свой предмет с различных сторон, которые составляют отдельные, но взаимосвязанные между собой, основные аспекты управления: организационные, политические,
экономические, технические, социологические, психологические, правовые.
Слайд 8Организационные аспекты системы управления отражают состояние и перспективы развития структуры
органов управления, построение и порядок функционирования системы управления организацией на
различных уровнях. Они включают пути дальнейшего совершенствования организационных структур системы управления и методов исследования возникающих при этом проблем.
Слайд 9Политические аспекты управления учитывают влияние политических факторов, таких как стабильность
власти, характер проводимых реформ, смена национальных программ правительства, которые могут
вызвать
серьезные изменения в поддержке национальной экономики, частного бизнеса, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в
экономику.
Слайд 10Экономические аспекты управления отражают влияние экономических факторов на эффективность существующих
и разрабатываемых систем управления, на совершенствование организационных форм и методов
управления на новой технической базе, на подготовку управленческих
кадров через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста ВВП и продукции отраслей, оплата и производительность труда, эффективность производства.
Слайд 11Технические аспекты управления отражают состояние и перспективы развития технической оснащенности
органов управления. Они включают выработку технической политики с учетом требований
к развитию технических средств обеспечения эффективной управленческой деятельности, включая в первую очередь средства автоматизации и автоматизированные системы управления.
Слайд 12Социологические аспекты управления отражают различные стороны деятельности людей в системе
управления. Задача социологических исследований в области управления состоит в том,
чтобы выработать наилучшие методы решения проблем по каждому из этих объектов.
Правовые аспекты управления отражают отношения между различными инстанциями СУ и отдельными должностными лицами, которые в процессе управления регулируются правовыми нормами РФ и ее субъектов.
Слайд 13Психологические аспекты управления касаются действующих в управлении отношений «человек –
человек», «человек – техника». К основным задачам психологии управления относятся:
социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов, исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и исполнителями, психологические аспекты подбора, подготовки и расстановки руководящих кадров (топ-менеджеров, менеджеров среднего и низшего звена).
Слайд 142. Становление и развитие теории и практики управления
Этапы развития теории
управления:
1 этап – древний ( 9-7 тыс. лет до н.э.
до 18 века);
2 этап – индустриальный (1776-1890);
3 этап – систематизации (1856-1960);
4 этап – информационный (1960 по настоящее время)
Слайд 15Ключевые положения:
научные принципы организации труда;
рационализация трудовых операций;
нормирование труда;
разделение труда в
управлении;
разделение ответственности между менеджерами и рабочими.
Методы:
использование наблюдений, замеров, логики и
анализа для повышения эффективности ручного труда (с учётом человеческого фактора).
использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства
Фредерик Тейлор — американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента.
«Награда - принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять»
Школа научного управления (1885-1920)
Слайд 16Школа научного управления - основные представители
Гаррингтон Эмерсон – инженер, предприниматель
и писатель: «работать напряженно - прилагать максимальные усилия; работать производительно
- прилагать усилия минимальные».
Генри Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей и предложил диаграмму из отрезков и точек для представления длительности и последовательности задач в проекте.
Фредерик Тейлор
Слайд 17(разработка универсальных принципов на основе идей научного управления)
Общие функции и
принципы управления:
принципы и функции менеджмента;
принципы работы и функции менеджеров всех
уровней управления;
построение организации (структура и управление работниками);
процессный подход к управлению;
власть и ответственность;
справедливость оплаты труда.
Анри Файоль - горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель классической школы управления.
Классическая (1920-1950) административная школа
Функции менеджмента по Файолю:
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Слайд 1814 основных принципов управления по А. Файолю:
Разделение труда
Полномочия и ответственность
Дисциплина
Единоначалие
Единство
действий
Подчинённость интересов
Вознаграждение
Централизация
Иерархия и порядок
Справедливость
Стабильность персонала
Инициатива
Корпоративный дух
Диагностика
Фиксация результата
Подготовка
Планирование
Целеполагание
Намерение
Текущий анализ и контроль
Реализация
Управленческий
цикл
Классическая школа управления в современном менеджменте
(фундамент мировой управленческой науки)
рассмотрение управления как процесса из взаимосвязанных функций,
изложение основных принципов управления,
разработка концепции «менеджмента персонала».
Слайд 19(повышение эффективности организации обеспечивается повышением эффективности человеческих ресурсов)
Ключевые положения:
социальная ответственность
руководства перед работником;
консультации с работниками;
совершенствование труда в самой системе управления;
стимулирование
у работников инициативы в достижении целей организации;
обеспечение единства целей и усилий членов коллектива.
Элтон Мэйо и Мэри Фоллет - американские психологи и социологи, исследователи проблем организационного поведения и управления в производств. организациях.
Школа человеческих отношений (1930-1960)
Методы:
Особое внимание регулированию производственных отношений между людьми
Критика Концепции «экономического человека»
«Человек – главный объект внимания управления».
«Хороший лидер не имеет подчинённых…»
Слайд 20Количественная школа управления
(50-80-е гг.)
(замена словесных рассуждений моделями, символами и
значениями)
Особенности:
управление и оптимизация запасов ресурсов;
использование теории игр;
системный анализ целей организации;
выбор
стратегии поведения в условиях неопределенности;
статистические методы анализа и оценки;
сетевое планирование;
прогнозирование
Основополагающие факторы:
применение ЭВМ
математические методы в управлении
экономико-математический аппарат
теория систем
Карл Людвик Фон Берталанфи - основатель системной концепции «Общая теория систем»
Слайд 21Развитие науки управления в России
Н.Ф. Черновский - основоположник отечественной науки
управления производством.
В работе «Организация промышленных предприятий по обработке металлов» (1914
г.) он привел положения и принципы, по которым должна строиться система организации и управления производством.
Основной принцип управления - принцип экономичности, находящий свое выражение в экономии сырья, топлива, энергии, живого труда и времени, а также во вложениях средств в производственный капитал, за счет разделения труда и концентрации производства.
Слайд 22К ученым и практикам, занимающимся разработкой и внедрением организации и
управления производством на научной основе в 1920– 1930-х гг., относятся
М.Б. Гроссман, М.П. Рудаков, И.М. Бурдянский, Н.А. Витке и другие.
В 70-е и 80-е годы ХХ века во многих строительных организациях СССР были созданы и функционировали автоматизированные системы управления строительством (АСУС). В рамках АСУС решались задачи календарного планирования производства работ на объектах, планирования загрузки производственных мощностей предприятий по производству строительных конструкций и изделий, задачи автоматического расчета смет на строительство, производственно-технологической комплектации строительных объектов и многие другие.
Слайд 233. Современные подходы к управлению
Функциональный (процессный) подход рассматривает управление как
непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.
Цель: Достижение повышения эффективности производства с
помощью управленческого цикла
Основные идеи: Управление – процесс (цикл) управленческих функций, которые следует выполнять в определенном порядке: планирование – организация – мотивация – контроль – планирование.
Слайд 24 Ситуационный подход
Цель: Достижение роста эффективности производства с помощью подбора
конкретных технологий управления для данной ситуации.
Основные идеи:
-
Ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
- Необходимо увязать конкретные приемы и концепции с конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации.
Слайд 25Системный подход
Цель: Достижение повышения эффективности производства опираясь на учет влияния
внешней среды организации
Основные идеи:
- Организация – сложная открытая
система, состоящая из нескольких взаимосвязанных подсистем.
- Внешняя среда активно влияет на деятельность организации.
- Это влияние необходимо учитывать. Это возможно если:
- обеспечить систему коммуникаций;
- определить цели организации;
- предпринять усилия, необходимые для действенности системы.